UssurMedia, 4 декабря. Водитель попадает в аварию — рейтинг автошколы, где он учился, падает. Госдума приняла закон о создании публичного рейтинга автошкол, основанного на количестве ДТП, совершенных их выпускниками. Инициатива вызывает разнородные реакции: от поддержки страховщиков до скептицизма у практикующих инструкторов. Как эта мера повлияет на дорожную безопасность Уссурийска, мнениями поделились автомобилисты города с корр. ИА UssurMedia.
Зачем законодателям рейтинг
Идея не нова, но в России закреплена впервые. Закон предусматривает, что МВД разработает показатели и критерии оценки качества подготовки, учитывая результаты сдачи экзаменов и аварийность начинающих водителей. "Мы хотим посмотреть, если автошкола в этом году выпустила 100 выпускников, какое количество ДТП в течение пяти лет они принесли", — пояснил председатель комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев.
Итоговые показатели будут опубликованы в интернете, чтобы граждане могли выбрать школу на основе объективных данных. Закон вступит в силу спустя полгода после официального опубликования.
Пожалуй, самый влиятельный сторонник инициативы — Российский союз автостраховщиков. Его глава Евгений Уфимцев заявил, что молодые водители — это "бич аварийности", и рейтинг заставит автошколы "реально заниматься обучением, понимая, что это влияет на их рейтинг". Страховщиков беспокоит, что даже двукратное увеличение территориальных коэффициентов на полисы ОСАГО не компенсирует убытки от аварий молодых водителей.
Уссурийские эксперты сомневаются
Однако в Уссурийске опытные специалисты не видят в рейтинге панацею.
— Создание подобного рейтинга, не особо себе представлю, кто его будет формировать и какие у него будут критерии, больше вопросов, чем ответов. Современные информационные платформы не исключают возможность искусственного влияния на подобные рейтинги. Наслал ботов на школу конкурентов и что — это рейтинг? — говорит Николай Дзюбенко, директор однойиз автошкол.
Принципиальный вопрос, который он поднимает: если ДТП всегда включает минимум двух участников, и степень вины распределяется по-разному, кто это соотносить будет? "У нас очередь на сдачу экзаменов, один инспектор в городе, а учеников много, формируется очередь. Не понятно, как в такой системе будет выглядеть справедливый рейтинг", — рассуждает директор.
Уссурийский водитель с 35-летним стажем Андрей Зогов вообще убежден, что проблема не в обучении, а в культуре на дороге. "Наши родители ездили совершенно на других автомобилях, таких пробок не было, но было уважение на дороге. Сейчас видишь, как молодой водитель подрезает, поворачивает через двойную сплошную, перестраивается нервно", — описывает он типичную картину уссурийских улиц.
По его мнению, на менеру вождения молодых водителей в городе влияние оказывает правый руль: "все жмутся к середине. Еще одна проблема — сотовые телефоны. В оной руке руль, в другой телефон. О какой безопасности идет речь?"

Тематическая фотография. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Рейтинг здесь не поможет, считает Андрей Зогов: "Выпускники автошколы получили водительское удостоверение, сели за руль и начали ездить как все, подстраиваясь под других участников дорожного движения. Да и инструкторы, как педагоги, если есть призвание, научат культуре, если нет — то ограничатся зубрежкой билетов, а что будет творить на улице его ученик — без разницы. Считаю, нет толку в рейтинге, он не исправит ситуацию, а только поможет оценить качество подготовки инструкторов".
Анастасия, страховой агент, видит проблему с другой стороны. Страховые компании год за годом только увеличивают ставки на молодых водителей, но это не решает корень проблемы. "Условия каждый год меняются. Клиенты молодые чаще всего не страхуются, либо не вписываются в страховки родителей. Потому что ценник малоприятный", — объясняет она.
Получается замкнутый круг: молодые водители либо едят без страховки, либо создают проблемы своим родителям. "Либо родители страдают, так как их выставляют участниками ДТП, либо страховки за баснословные деньги", — характеризует ситуацию агент.
Страховые компании принимают решения на основе статистики: "Страховые компании смотрят, хотят ли они работать в данном регионе на основании статистики аварийности".

Дорожная авария. Фото: Дмитрий Мирошников, ИА KrasnodarMedia
Скрытые угрозы
Московская автошкола "Колесо" указывала на ещё один аспект: среди факторов, влияющих на ДТП, множество не имеют отношения к обучению — прием запрещенных веществ, плохие дороги, отказ органов управления, поведение пассажиров, усталость водителя.
Что дальше?
Закон уже принят и вступит в силу через полгода. МВД начнет разрабатывать критерии. Главный вопрос остается открытым: сумеет ли система справедливо оценить качество подготовки, или станет еще одним инструментом недобросовестной конкуренции?
А пока ИА UssurMedia предлагает составить читателям свой рейтинг автошкол Уссурийска.
Какую автошколу вы выбираете?
Житель Уссурийска пытался обменять фальшивые белорусские права на настоящие российские Возбуждено уголовное дело об использовании поддельного документа