UssurMedia, 25 октября. Уссурийский таможенный пост переехал в обновлённое помещение для удобства сотрудников и граждан. Накануне Дня таможенника Российской Федерации начальник поста, майор таможенной службы Евгений Анатольевич Хитренко рассказал корр. ИА UssurMedia о том, как пост справляется с массовым оформлением автомобилей из Китая, как идет работа с экспресс-посылками и на какую сумму с начала года он пополнил федеральный бюджет.
— Евгений Анатольевич, расскажите, у вас произошло новоселье. В связи с чем и что изменилось?
— Да, 10 октября мы переехали в отремонтированное помещение. Это произошло в рамках исполнения поручения президента Владимира Владимировича Путина по итогам совещания по вопросам развития дальневосточных городов — в части проведения модернизации таможенных постов, входящих в состав Уссурийской таможни, в период 2025–2027 годов. Уссурийской таможней был заключён контракт о выполнении работ по капитальному ремонту объекта. Работы были выполнены раньше срока, и вот мы здесь, в новом кондиционируемом здании, приступили к исполнению обязанностей.
— Сотрудников у вас много?
— Сотрудников достаточно. У нас очень много прикомандированных на сегодняшний день, с учётом увеличивающегося ежедневно товаропотока, в том числе легковых транспортных средств.

Сотрудники Уссурийского таможенного поста. Фото: Анна Маринец, ИА UssurMedia
— Говорят, что только за две недели октября вы оформили 5200 машин. Это так?
— Цифры на самом деле очень интересные, и в сравнении даже с прошлым годом они кратно увеличились. К примеру, если мы оформляли даже в летний период в рабочую смену 200–250 машин, то сегодня мы уже вышли на показатель 500 с лишним автомобилей за смену. По сравнению с 2024 годом цифры выросли в 4,5–5 раз.
— Какие первоочередные задачи вы определили для нормализации ситуации? Какие шаги предпринимаются для более эффективной работы таможенного поста?
— Наши показатели работы непосредственно отражаются в результатах оформляемых машин. У Уссурийского поста две основные категории: легковые машины и посылки. Увеличение фиксируется и по легковым машинам — это связано с изменениями в законе утилизационному сбору. Он вызвал определённый ажиотаж среди граждан, которые начали больше и больше приобретать автомобили в КНР. Автомобили скапливаются на границе, пункты пропуска дают нам кратное увеличение по объёму ввозимого товара.
То же самое касается посылок — тоже увеличение: сезонная распродажа, "Чёрная пятница", предновогодние моменты.
В целях нормализации и оптимизации ситуации Уссурийская таможня видит ситуацию, мы сигнализируем заранее и решаем вопрос путём прикомандирования дополнительных кадров, в том числе с других таможен региона — не только нашего Дальневосточного. Должностные лица командируются к нам дистанционно и исполняют обязанности, помогают нашим коллегам.
— То есть они подключаются онлайн?
— Декларируем в электронной форме, поэтому можем обеспечить подключение дистанционное. У нас коллеги работают из Екатеринбурга, посылки выпускают. Оформлением легковых машин занимаются таможенники со всего Приморья, также с Сахалина, Бурятии.
— А как вы думаете, после того как продлили повышение утилизационного сбора, поток машин прекратится или он так и останется высоким?
— Такой точной информации я не имею. Если брать открытые источники в интернете, то по последним данным — до 1 декабря. Но уже сами изменения, которые должны были вступить в силу с 1 ноября, спровоцировали определённые волнения, и люди уже приобрели автомобили. В каком количестве — нам пока неизвестно, но можно предполагать, что много. Их ещё нужно везти, разместить на складах временного хранения, поместить под процедуру выпуска и растаможить.
— Какую вы проводите работу, чтобы процесс оформления шёл быстрее?
— Уссурийский таможенный пост проводит по мере необходимости рабочие совещания с представителями бизнеса, занимающимися ввозом легковых машин, в целях оптимизации и увеличения количества выпускаемых нами автомобилей. Мы повторно призываем таможенных представителей увеличить интенсивность ежедневной подачи документов на ввозимые легковые машины, в том числе в выходные дни.
Несмотря на ряд совещаний и рекомендации, направленные им письмами, в отдельные дни мы фиксируем незначительную подачу — до 100 пассажирских деклараций за смену, при имеющейся возможности таможенного поста выпускать более 500.
Так, например, 20 октября было выпущено всего 278 автомобилей при имеющейся возможности выпустить более 500. В то время как 22 октября при интенсивной подаче деклараций мы выпустили 512 автомобилей. А вот 19 октября таможенными представителями было подано только 70 деклараций.
Мы проводим встречи, направляем письма, просим их интенсивно и равномерно подавать таможенные декларации, в том числе в субботу и воскресенье, с учётом того, что у нас должностные лица могут, хотят работать, нацелены, настроены, но работы, к сожалению, в субботу-воскресенье нам поступает недостаточно.
— То есть вы работаете по субботам и воскресеньям?
— Да. Поэтому хочется ещё добавить, что мы призываем участников ВЭД, именно таможенных представителей, усилить интенсивность подачи документов в выходные дни, в том числе заблаговременно вносить на лицевые счета денежные средства, предоставлять таможенному органу дополнительные документы, подтверждающие заявленную стоимость, и своевременно вывозить автомобили, выпущенные таможенным постом, со складов временного хранения — для высвобождения имеющихся мест.

Сотрудники Уссурийского таможенного поста. Фото: Анна Маринец, ИА UssurMedia
— Поделитесь цифрами. Сколько автомобилей оформил Уссурийский таможенный пост с начала года?
— Что касается легкового транспорта, с начала года уссурийские таможенники оформили более 50 тысяч автомобилей, ввезённых для личного пользования.
— А по посылкам какие цифры?
— Что касается интернет-посылок, уссурийские таможенники оформили за 9 месяцев 2025 года более 63 миллионов интернет-заказов.
Эта цифра практически в два раза превышает показатели всего 2024 года — и это ещё год не закончен! Более чем в 4 раза увеличился объём оформляемых экспресс-грузов — почти 40 тысяч тонн. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года было оформлено 7,6 тысячи тонн интернет-посылок.
Имея такую динамику, к концу года прогнозируем выпуск на уровне не менее 90 миллионов уникальных накладных интернет-посылок, что в 3 раза превысит показатель 2024 года.
Вместе с ростом выпускаемых товаров увеличивается и сумма оплаченных таможенных платежей. Приобретая товары на площадках маркетплейсов, необходимо помнить об установленных в таможенном законодательстве правилах и нормах. Так, без уплаты таможенных пошлин и налогов граждане могут заказать товары стоимостью до 200 евро и весом до 31 килограмма. Если установленные ограничения превышены, будет уплачиваться пошлина в размере 15% от стоимости в части превышения, но не менее 2 евро за килограмм.
— Бывают случаи, когда вы отказываете в выпуске товаров?
— Важно помнить, что заказанные товары должны предназначаться только для личного пользования. Таможенный орган может отказать в выпуске товаров, если они будут признаны товарами не для личного пользования. И такие товары необходимо будет декларировать в обычном порядке. За 9 месяцев 2025 года было принято решение об отказе в выпуске более 290 тысяч отправлений.
— А в чём основные причины отказа?
— Основные причины отказа в выпуске — это представление недействительного документа, удостоверяющего личность, неотнесение товаров к товарам для личного пользования исходя из их наименования и характеристик. Решение о выпуске или отказе в выпуске товара таможенные органы доводят до таможенного представителя, к которому физическое лицо может обратиться с вопросами о местонахождении отправления и о причинах принятого решения в отношении товара.
— Есть ли случаи провоза запрещённых товаров в экспресс-посылках?
— Да, с начала года порядка 50 дел возбуждено за административные нарушения — именно за попытки ввоза в интернет-посылках товаров, которые запрещены к ввозу. Это трости, дубинки, кастеты, трекеры, которые используются для получения негласной информации. Таможенные органы осуществляют контроль, выявляют такие товары, принимается решение о запрете в выпуске этих товаров, и возбуждаются дела об административных правонарушениях.
— Как вы проверяете товары? Они сканируются?
— Все экспресс-грузы, которые перемещаются в транспортных средствах — в больших фурах — при размещении на складах временного хранения проходят сканирование с использованием досмотровой рентгенотелевизионной техники. В ходе сканирования мы выявляем предметы, схожие по внешним признакам с запрещёнными. Трости, дубинки — на рентген-изображении такие изделия очень хорошо выявляются.
— А граждане, наверное, не знают, что такое нельзя заказывать?
— Мы работаем, доводим информацию до граждан. Информация о товарах, к которым применяются запреты, есть в открытых источниках. Тем не менее не все граждане знают законодательство — что можно, что нельзя, в каком объёме, количестве, стоимости.
— И в заключение: сколько денег Уссурийский пост перечислено в федеральный бюджет?
— Сумма оплаченных таможенных платежей с учётом оплаты утилизационного сбора составила почти 20 миллиардов рублей за ввоз автомобилей с начала года.
Что касается экспресс-грузов и посылок, за 9 месяцев 2025 года в бюджет было перечислено 1,7 миллиарда рублей — это в три раза больше, чем за весь 2024 год.


