УССУРИЙСК, 10 октября. UssurMedia. Искусственный интеллект в помощь педагогам и ученикам могут внедрить в российских школах к 2030 году. Пока проект на стадии задумки, корр. ИА UssurMedia выяснил, как к возможному новшеству относятся жители Уссурийска. Например, преподаватели видят в "нейроразуме" лишь инструмент, причем не всегда совершенный. Родители школьников, в свою очередь, говорят об ИИ с долей недоверия или даже с опаской. Подробности — в материале.
ИИ не заменит учителя — министр просвещения
Национальную систему искусственного интеллекта (ИИ) для помощи школьникам и педагогам может появиться к 2030 году. Об этом пишут "Ведомости" (18+) со ссылкой на заявление министра просвещения РФ Сергея Кравцова в рамках Форума классных руководителей (6+).
Сама идея только формируется. По словам представителя Минпросвещения, проект намерены разрабатывать в связке с другими ведомствами, в том числе министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, а также с привлечением передовых разработчиков ИИ в стране.
На форуме Кравцов подчеркнул, что искусственный интеллект никогда не заменит учителя. Продолжая тему, он назвал ИИ мощным инструментом, который нужно применять аккуратно: важно, на какой базе он формирует ответы и высказывания. Помочь учителям и ученикам могла бы отечественная система, "но не для того, чтобы списать контрольные работы", как сказал министр.
Доверяют ли ИИ педагоги
Пока идея находится в "зародыше", корр. ИА UssurMedia узнал, что педагоги УГО думают о внедрении ИИ в образовательный процесс. По словам преподавателя филиала Владивостокского государственного университета (ВВГУ) в Уссурийске Татьяны Кашириной, "нейроразум" может оказаться полезным на занятиях и даже на профильных конференциях. Правда, машинному уму не чужды промахи.
"Теоретически это (внедрение ИИ — прим. ред.) возможно как на этапе подготовки педагога к уроку/занятию и в процессе проведения занятия, так и для анализа результатов. На практике сталкиваешься с рядом трудностей. Например, загрузив данные анкет на одну из платформ, я обнаружила, что ряд ответов игнорируется, анализ неполный, а сами данные искажены, — рассказала Татьяна Каширина. — В моей области — русский язык и литература — ИИ может дать материал для анализа ошибок. При этом ИИ помог мне выстроить визуальное оформление выступления на последнем краевом методическом объединении (6+) преподавателей русского языка и литературы. Правда, методисту Николаю Кудряшеву, чье фото я хотела сделать лучше по качеству, ИИ пририсовал третью ногу".
При этом собеседница агентства "доверила" бы искусственному интеллекту не все предметы из учебной программы.
"Однозначно, с гуманитарными предметными областями так поступать не стоит. Если только с целью показать, что напрасно надеяться на ИИ в написании сочинения. Сколько историй о подмене Муму Каштанкой, а Базарова — Печориным. Всё, что касается чужого творчества, его интерпретации — дело интеллекта естественного. Может быть, в большей степени (ИИ может применяться — ред.) в программировании, в естественно-научных областях. Но человек всё же должен контролировать результат", — сообщила Татьяна Каширина.
Преподаватель считает, что ИИ может помочь учителю в технических задачах. Такой же позиции придерживается учитель информатики и курса "Искусственный интеллект" школы № 28 Ростислав Черняк.
"Для учителя ИИ должен стать только инструментом для сокращения "рутины", не относящейся к творческому процессу построения обучения и воспитания учащихся. Отчеты и прочая документарная нагрузка должна, ради нашего светлого будущего, перейти под автоматизированное заполнение ИИ-секретарëм, ввиду типичности и однообразности форм таких отчётов. Планирование же учебного процесса никогда не должно переходить по управление ИИ, иначе мы вырастим поколения "рабов ИИ", которые так же станут учителями и будут развивать эту систему, убивая бесконечный творческих потенциал человечества. Улучшить школьное образование сможет только человек", — говорит он.
Что думают родители
Если говорить о школьниках, то ИИ более востребован, скорее, у учащихся среднего звена, чем начальной школы. К такому выводу корр. ИА UssurMedia пришел после общения с родителями юных уссурийцев. К слову, у взрослых совпали мнения, что если и использовать "нейронки" при обучении, то с некоторыми ограничениями.
Светлана, мама 14-летнего школьника
"Мой сын использует для своего обучения искусственный интеллект. Конечно, пока в ограниченном объёме, потому что этому нужно научиться и уметь использовать ИИ правильно.
Считаю, что сейчас от этого никуда не уйти. Во многих сферах стараются внедрить искусственный интеллект. Это скорость реакции и очень быстрое нахождение ответов на любой вопрос. С другой стороны, нужно к этой информации подходить с критической точки зрения и всё-таки проверять, что выдал искусственный интеллект. Но в плане объяснения новой темы или непонятных моментов ребёнку это очень удобная вещь. Для изучения языков, считаю, очень полезное нововведение, для написания литературных сочинений, для прослушивания аудиокниг и разбора характеристик произведений, поскольку они очень большие в школьной программе, и не все ученики успевают их прочитать.
В целом отношусь положительно. ИИ очень облегчает нашу жизнь, нет необходимости сидеть за горами книг. Всё это можно найти гораздо быстрее в сети, и тем самым получить более полную информацию в гораздо короткие сроки. Станет ли наше образование хуже или лучше от этого — покажет время. Всецело полагаться на искусственный интеллект, естественно, нельзя. Человека он не заменит полностью никогда".
Ольга, мама четвероклассника
"ИИ не доводилось пока использовать. Считаю, что в начальных классах он не актуален.
ИИ здорово упрощает работу, процесс подготовки домашнего задания, проекта, может дать мгновенную обратную связь, ответить на любой вопрос. Но отношусь с опаской: ИИ может как помочь в обучении, так и расслабить ученика, предоставляя уже готовые решения. Пока вижу больше минусов и, если брать конкретно моего сына, то это будет ухудшение его школьного образования. Если будет ИИ, то не оборвется ли связь "учитель-ученик"?"
Евгения, мама ученицы начальных классов
"Дочка говорит, что иногда пользуется ИИ. Но не все ответы бывают правильными. Одноклассники, кому не важны точные ответы и оценки, пользуются им чаще. "Если написать сочинение с ИИ, то современные учителя быстро вычислят, поэтому нет смысла", — так дочь сказала. Я ни разу не пользовалась, не умею пока.
Считаю, что в образовании использовать можно, но в очень ограниченных моментах. Для составления простых тестов, для обучения иностранному языку. Есть приложения типа "чат с ботом", но и там только стандартные фразы, быстро надоедает. Лучше с живым человеком общаться. Считаю, что в образовании использовать можно. При обучении информатике, например".
Распознавать дипфейки научат школьников Приморья Обучающие видеоролики будут доступны с 15 сентября по 12 октября