Выступление цирка лилипутов
Фото: Государственный каталог музейного фонда России

Шапито, да не то: вы и не знали, что в Уссурийске было три цирка в разные эпохи

До появления стационарного здания зрителей развлекали в шатрах на улице Краснознаменной

Гибель в объятиях крупного пожара встретил единственный цирк Уссурийска. Разбушевавшееся огненное зарево поглотило здание целиком, уничтожив манеж, трибуны и купол. Долгие годы цирк стоял осиротевшим гигантом, медленно ветшая и притягивая редких искателей острых ощущений и ценителей мрачной эстетики. А ведь некогда эта арена видывала фантастические номера, именно здесь выступал Юрий Никулин. Скажем больше — история Уссурийска помнит не один, а целых три цирка. Даем себе время оправиться от удивления и читаем подробности в материале ИА UssurMedia.

Цирк первый. В старые, добрые, дореволюционные времена

Колоссальную работу по исследованию документов, приоткрывающих бархатистый занавес на арену первого цирка Уссурийска, провел краевед Николай Паничкин. Плоды трудов изложены на страницах авторского справочника "Уссурийский хронограф" (12+).

Итак, 1911 год. Уссурийск в ту пору именовался Никольск-Уссурийским, из развлечений у местных жителей максимальной популярностью пользовались театральные представления в народном доме (ныне театр им. Комиссаржевской). На втором месте в рейтинге развлекательных предпочтений находился цирк.

Отремонтированное к началу года теплое шапито Кожевникова принимало охочую до остросюжетных приключений публику на Николаевской улице. Ныне это улица Краснознаменная, и как предполагает краевед, шатер располагался в районе между улицами Фрунзе и Плеханова. В 1911 году на арене наряду с цирковыми представлениями (0+) проходили чемпионаты по поднятию тяжестей, борьбе и боксу (12+). Руку на пульсе событий держали журналисты газеты "Уссурийская окраина" (12+).

предоставлено Николаем Паничкиным

Выступление силачей. Фото: предоставлено Николаем Паничкиным

17 февраля в цирке состоялся бенефис Отто Сур (12+), по окончании которого, цитируя печатников "борется любимец публики по прошлогоднему чемпионату Восточной Сибири господин Лавров-Норкин (черная маска) с большим борцом негром Андерсеном".

28 февраля после недельного запрета на представления состоялось продолжение чемпионата (12+): "силач Злобин против индуса Кинг-Санга. Не прошло и пяти минут, как Злобин уложил чуть ли не до потери сознания незадачливого индуса".

Большой репортаж в деталях рассказывал о первом представлении (0+) сибирского цирка Стрепетова. Шапито Кожевникова приняло артистов 23 июля 1911 года, а острые на язычок журналисты не упустили случая ненавязчиво реализовать свой потенциал:

"Первое впечатление благоприятное — антреприза значительно принарядила серое помещение цирка, внутри покрыв его коврами и обоями. Первый день цирковых номеров показал труппу с лучшей стороны. Видна тщательная подготовка, солидность постановке дала редкая обособленность, не допускающая балаганщины, в которую легко и часто впадают цирковые труппы. Особенным успехом пользовались клоуны и музыкальные эксцентрики Tpиo Вагнеры, воздушные гимнастки сестры Орлендес, и поразила публику лихая наездница мадмуазель Лилли, старый знакомый Отто Сур показал высшую школу верховой езды. Сбор был почти полный. Кстати, приятно отметить, что дирекция цирка совершенно правильно поступает, заканчивая цирковые представления к 11 часам. Это очень удобно — не утомляет публику", — напечатано в газете "Уссурийская окраина".

В ту эпоху атлеты выходили на ринг под звучными, порой грозными псевдонимами, порой скрывая лица под маской для пущей загадочности. Нередко даже современники не знали их наружности, но из уст в уста передавали миф о своих героях. Разумеется, это был творческий трюк из серии тех, что нынче практикуют в реслинге.

Цирк второй. Советская эпоха и представления в годы Великой Победы

Советская власть подняла культурную планку цирковых представлений. Сотрудники Государственного архива Приморского края изыскали информацию об открытии нового цирка шапито в Ворошилове (еще одно название Уссурийска). В 1937 году решением Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР впервые здесь, а также в Чите, Хабаровске и Владивостоке открыли цирки шапито, причем как государственные предприятия.

В 1940 году цирки шапито появились также в Артеме и Советской Гавани (центр Советского района, входившего до 1941 года в Приморскую область). В 1941 году к ним добавились цирки в Спасске и Сучане (ныне Партизанск).

В силу особенностей конструкции они работали сезонно. Во Владивостоке с 15 апреля по 1 ноября, в Ворошилове, Спасске, Артеме и Сучане с 1 мая по 15 октября, в Советской Гавани с 15 мая по 1 октября.

Конструктивной особенностью сооружения являлся натяжной купол и деревянная пристройка, выполнявшая функцию входной группы, здесь же располагались билетные кассы.

Фото Ольги Гаврилюк, предоставлено Романом Винокуровым

Уссурийский цирк в 50-е. Фото: Фото Ольги Гаврилюк, предоставлено Романом Винокуровым

Лекарством для измученных душ стали цирковые представления во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Пусть на пару часов, пусть лишь в отблесках купола и под звуки бравурного марша, но уносили они зрителей из напряженной действительности, дарили ощущение праздника. Свидетелем этого стал корр. ИА UssurMedia, листая подшивки газеты "Коммунар" (12+).

1 / 2

В номере от 22 мая 1945 года анонсировано открытие летнего сезона Ворошиловского государственного цирка. За зиму шапито отремонтировали и украсили, апробировать обновленный шатер вызвался творческий коллектив под руководством московского артиста орденоносца А.А. Вадимова — крупнейшего иллюзиониста Советского Союза. Ассистировали ему 20 лилипутов.

"Имя Морено хорошо знакомо ворошиловцам как имя отважного мотоциклиста. В этом году на манеже выступит его брат велофигурист Морено. Большой успех предвещает появление буффонадных клоунов Кроль и Лаврова. Зритель увидит турнистов Зиминых, партерных акробатов Журавлевых, жонглера Филиппенко, танцоров на канате Бойцовых", — говорится в заметке.

Свое внимание автор заметки акцентировал на комике-эксцентрике Шатирове, завоевавшем популярность у владивостокского зрителя шутками и ловкостью. Счел он интересным и акробатические этюды, и танцы на верблюдах в среднеазиатском стиле в исполнении коллектива "Кадыр-Гулям".

предоставлено Романом Винокуровым

Выступление артистов. Фото: предоставлено Романом Винокуровым

Потрясающего наполнения репортаж с циркового представления (0+) опубликован в номере от 26 августа 1945 года.

"Через всю арену протянута широкая сетка. Отталкиваясь от нее, упруго и легко, как резиновые мячи, совершают воздушные полеты пять Соколовых. Их номер — полет на американском батуте — лучший в программе первого отделения и пользуется заслуженным успехом. С затаенным дыханием следит публика за сложными комбинациями, которые проделывают эквилибристы на лестнице и на перше мать и дочь Островские", — восторгался корреспондент на страницах газеты.

Отдельного внимания заслуживает номер дрессировщика Цивина. Задолго до появления изюминки Юрия Куклачева артист обуздал свободный норов кошки, создав эксклюзивный номер с участием мелкой хищницы и ее природных антагонистов — крыс. Дрессировщик обучил артистизму в том числе маленьких собачек, козу, лошадку и попугаев. Говорящих, но по существу.

Архив УГО

Заметка в газете "Коммунар" (12+) 26 августа 1945 года. Фото: Архив УГО

Юрий Никулин на арене уссурийского цирка

Вспоминал цирк-шапито Ворошилова известный и любимый всеми Юрий Никулин в своих мемуарах "Почти серьезно…" (6+). На Дальнем Востоке он гастролировал совместно с известным клоуном Карандашом.

Август 1949 года:

"Из Владивостока мы переехали в тихий, спокойный городок Ворошилов, где проработали три недели. Именно в этом городе в местной газете я впервые в жизни прочел похвальный отзыв с упоминанием своей фамилии. Заметку я вырезал.

Номер "Комбинат бытового обслуживания" (0+) Карандаш с успехом исполняет с артистами Никулиными". Так написал местный журналист, непонятно почему озаглавив свою корреспонденцию о цирке "На экране Карандаш".

Мне, делающему первые шаги в цирке, было приятно увидеть свою фамилию, хотя и во множественном числе. Раз меня упомянули, значит, я что-то значу. Для молодого артиста впервые прочитать о себе большое событие…

Государственный каталог музейного фонда России

Выступление Юрия Никулина. Фото: Государственный каталог музейного фонда России

Обедали обычно в столовых, завтракали и ужинали дома — в гостиничном номере или на кухне хозяев квартиры, которую нам снимал цирк…

В Ворошилове произошел случай, который прибавил несколько седых волос к моей уже начинающей седеть шевелюре. За час до спектакля, загримировавшись, я пошел за кулисы заряжать хлопушками "Автокомбинат". Таких хлопушек было три — две слабые и одна с сильным зарядом (ее мы метили красным гримом и между собой называли "атомной"). Привязал я слабые хлопушки внутри комбината, вылезаю и вдруг обнаруживаю, что "атомная", которую я только что положил на бочку, исчезла.

Глянул по сторонам — и обомлел: стоит неподалеку трехлетний малыш, сын вахтера, и собирается нашу "атомную" попробовать на вкус. Видимо, он принял ее за конфетку. А ведь стоит зубами или руками надавить на середину, и произойдет взрыв такой силы, что может покалечить человека. От звука взрывающейся хлопушки вздрагивает зрительный зал. В оцепенении смотрел я, как кроха все ближе и ближе подносит хлопушку ко рту.

Государственный каталог музейного фонда России

Выступление Юрия Никулина. Фото: Государственный каталог музейного фонда России

Что делать? Как спасти ребенка? Неожиданно для самого себя я запрыгал на корточках перед карапузом и хриплым, противным — во рту все у меня пересохло — срывающимся голосом запел:

— Тю-тю-тю... тютю...

Малыш заинтересовался прыгающим клоуном и, медленно опуская руку с хлопушкой вниз, явно ожидал какого-нибудь фокуса от поющего на корточках дяди. И дядя "сделал фокус".

Продолжая петь, я подобрался к мальчику, осторожно взял из его рук хлопушку (боялся схватить сильно — может разорваться), после чего дал ему приличную затрещину. Ребенок, заорав, упал. На его крик прибежал отец и начал орать на меня. А я стоял обмякший, не способный сказать и слова. Весь спектакль меня продолжало трясти".

На велосипеде белые медведи

В 1963 году на арене уссурийского цирка блистали белые медведи, о чем писала газета "Ленинское Знамя" (12+) 11 июня 1963 года, хранящаяся в архиве УГО.

"Единственный в Советском Союзе аттракцион дрессировщика Семена Синицкого. Шутки, клоунада, репризы — артисты Коваленко и Мочалов. В воскресные дни три представления (0+). Принимаются заявки на коллективные представления", — говорится в объявлении.

предоставлено Романом Винокуровым

Афиша в газете «Ленинское Знамя» (12+) от 11 июня 1963 года. Фото: предоставлено Романом Винокуровым

К слову, белые медведи весьма своенравные создания в плане дрессуры, и в любой момент своей актерской автобиографии готовы сожрать дерзеца, возомнившего о себе многое. Гениальный дрессировщик Семен Синицкий обуздал капризный норов 16 белых медведей.

Цирк третий. Капитальный, привычный

В 1971 году Уссурийск готовился апробировать возможности нового, капитального цирка. Накануне сдачи стационарной конструкции газета "Коммунар" выпустила серию заметок, держащую в тонусе и горожан, и причастных к строительству. Как это бывает, в процессе инспектирования объекта выявлялись недочеты, которые приходилось экстренно исправлять.

"Рабочая комиссия уже приняла работу и выявила недоделки. Они устраняются. В цирке сейчас работают три бригады отделочников, столяры, сантехники, электрики — в общем 23 человека. Люди ясно представляют, что им предстоит выполнить, и прилагают силы к тому, чтобы справиться с намеченным заданием. Строители уверены, что окончательно подготовят объект к сдаче 25 апреля", — писал "Коммунар".

В новом здании расширили арену до диаметра в 13 метров. Оптимизировали планировку зала.

"Со всех 1400 мест хорошо видна арена цирка (раньше 160 мест были неудобными, мешало 8 столбов). Вместо скамеек — современные кресла с откидными сиденьями, расширена оркестровка, для музыкантов имеется комната отдыха. Много создано удобств для артистов. К услугам зрителей два просторных фойе, буфеты", — перечисляется в заметке.

Государственный каталог музейного фонда России

Уссурийский цирк в 70-е. Фото: Государственный каталог музейного фонда России

9 мая 1971 года состоялось торжественное открытие (0+) нового цирка Уссурийска, совпав с празднованием 26-й годовщины Великой Победы. Тем же вечером для строителей выступали артисты единственного в мире Цирка лилипутов (0+). Труппа маленьких людей под руководством Анны Русских разъезжала по всему Советскому Союзу, добравшись и до Уссурийска.

предоставлено Виктором Худяковым

Цирк лилипутов. Фото: предоставлено Виктором Худяковым

На гастроли прибыли артисты, которые представляли большинство цирковых жанров — воздушные гимнасты, акробаты, эквилибристы, иллюзионисты, велофигуристы, дрессировщики.

О труппе есть информация на сайте Росцирка (12+). Так, клоун Ляпкин (Анатолий Мамулевич), которого ввиду особенностей грима часто сравнивали с Олегом Поповым, не только смешил людей, но попутно исполнял сложный трюк на свободной проволоке, исполнял акробатические этюды, виртуозно катался на моноцикле.

Государственный каталог музейного фонда России

Выступление цирка лилипутов. Фото: Государственный каталог музейного фонда России

Выступление артистки В. Никитиной удивляло сложностью. Девушка исполняла трюки на лестнице, держа в зубах нож, на котором балансировала шпага, а "вишенкой на торте" этой комбинации был поднос с двумя полными бокалами.

1 / 2

Разумеется, гастроли цирка лилипутов в Уссурийске шли при забитом до отказа зрительном зале.

Государственный каталог музейного фонда России

Зрители. Фото: Государственный каталог музейного фонда России

Печальный конец уссурийского цирка

Капитальный цирк функционировал довольно долго — вплоть до 2004 года, пока его не закрыли ввиду аварийного состояния. Последним представлением здесь стало выступление экстрим-цирка Vitali (18+). В декабре 2005 за долги в здании отключили электричество, связь и тепло.

ИА UssurMedia

Уссурийский цирк в 2024 году. Фото: ИА UssurMedia

Главной проблемой является то, что цирк принадлежит не муниципалитету, а Росгосцирку, а значит местные власти не уполномочены использовать бюджетные деньги для восстановления имущества и поддержания его в надлежащем состоянии.

Без эксплуатации и содержания комплекс ветшает, с каждым годом приближаясь к невозможности реконструкции типового, а значит не уникального в архитектурном отношении сооружения. Слабым проблеском надежды является ответ ФКП "Росгосцирк" на запрос жительницы Уссурийска от 6 декабря 2024 года, интересующейся возможностью восстановления здания.

"В здании цирка в 2005 году прекращено проведение программ из-за неудовлетворительного состояния несущих конструкций. Здание Уссурийского цирка находится в аварийном состоянии, инженерные системы отключены. В связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета и с целью наиболее эффективного использования государственного имущества в интересах Уссурийска рассматривается возможность передачи здания цирка в муниципальную собственность Уссурийского городского округа. Согласие администрации Уссурийского городского округа получено, направлено обращение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с целью рассмотрения вопроса о передаче объекта. До настоящего времени Федеральным агентством по управлению государственным имуществом решение не принято, ответ не поступал", — говорится в документе.

Государственный каталог музейного фонда России

Уссурийский цирк в 1982 году. Фото: Государственный каталог музейного фонда России

Ну а пока ожидался ответ, здание уссурийского цирка стало своего рода адреналиновым аттракционом для экстремалов, проложивших туристический маршрут по аварийным помещениям. Бывшая арена чудес превратилась в арену отчаянной храбрости и безумного риска, где искатели приключений балансировали между жизнью и смертью. Эпопея завершилась в ночь на 4 декабря. Цирк сгорел. 

5296215.jpgВ День Победы уссурийскому цирку могло бы исполниться 54 года

9 мая 1971 года прошло торжественное открытие здания c выступлением Цирка лилипутов

219508
Общество