На стенах Дома художника Уссурийска впервые соседствуют работы живописцев и фотографов, а рядом на мольбертах стоят рисунки учеников школы искусств. И с каждого холста и бумаги смотрят мужчины. Все они — известные (и не совсем) жители Уссурийска. Именно мужчинам посвящена выставка, которую в торжественной обстановке открыли в четверг, 20 февраля. О проекте и о работах узнал корр. ИА UssurMedia.
Выставка так и называется: "Настоящие мужчины" (6+). Подготовка к ней шла, как поделились организаторы, еще с прошлого года. Трудностей было несколько, и одна из них — малое количество портретов в распоряжении Дома художника.
"Уссурийские члены Союза художника больше работают в пейзажной живописи, портретов у нас немного, но есть. Портреты, которые писались давно, находятся в семейных архивах, другие остались в музеях. Мы их собрали. И поэтому выставка получилась немного ретроспективная. Есть работы наших современных художников. Часть портретов принадлежит людям, которых уже нет среди нас. К примеру, три железнодорожника, руководителя локомотиворемонтного завода. И три замечательных врача, которых все знали и любили. Тоже их сегодня нет, к сожалению, среди нас", — открыла детали подготовки выставки Светлана Полещук.
Идею объединить два вида искусства на одной выставке поддержал уссурийский фотоклуб. Местные фотографы поделились портретными снимками, сделанными в разные годы. А потому и на некоторых фотографиях запечатлены люди, которые сейчас остались тоже в памяти.
Однако большинство, все же, узнаваемые лица сильной половины Уссурийска.
По 30 картин и фотографий размещено в каждом зале, а рядом на мольбертах стоят работы начинающих художников. Воспитанники школы искусств изобразили современных защитников Отечества, есть среди них любимые папы, которые сейчас на СВО.

Лиза Севастьянова. Фото: Анна Маринец, ИА UssurMedia
К примеру, Елизавета Севастьянова сняла на телефон для папы-военнослужащего его портрет, потому что он лично не может поддержать дочь на ее первой выставке.
"Это первая выставка, куда попала моя работа. Было очень интересно сюда прийти, чтобы посмотреть на свою картину, как она выглядит в зале. Так как папа мой не смог сюда попасть, я отправлю фотографию, что вот — его портрет висит. Я его раньше рисовала набросками, а этот портрет для выставки стал первым. Папа любит, когда я рисую, поэтому, похвалил меня", — поделилась Лиза.

Полина Наквакина. Фото: Анна Маринец, ИА UssurMedia
Рисовала по фотографии своего папу и Полина Наквакина: "Мой папа — участник СВО. Он знает, что сегодня у меня выставка, что я подготовила его портрет. Он сказал: "Молодец!" Я обычно рисую на разные темы, больше натюрморты, портрет папы первый, нарисованный гуашью".
За каждой работой стоит история, которой с удовольствием делились с посетителями выставки фотографы и художники. К примеру, этот снимок Виктор Никаноров сделал не на полигоне, а в центре города на показательных выступлениях десантников.

Выставка. Фото: Анна Маринец, ИА UssurMedia
Алла Гринченко рассказала, как будучи молодым художником на улице встретила мужчину с тросточкой и попросила его попозировать для нее: "Он во время войны был на Югославском сопротивлении, отсиделся в тюрьме за это… Работал художником в военном театре. Я помню его глаза, помню его руки, настолько он был интересен".

Выставка. Фото: Анна Маринец, ИА UssurMedia
Именно "интерес" называют художники причиной своего желания писать портреты. К примеру, так произошло у Валентины Балычевой, написавшей портрет уссурийского исполнителя Артема Захарова.
"В первый раз, когда я его увидела, подумала: очень интересный человек, потому что внешность неординарная на самом деле. Потом мы встретились в Доме художника на открытии выставки. Я подошла и сказала: я хочу вас написать. И вот так мы познакомились. Он согласился, спасибо ему за это. В мастерской позировал. Для меня портрет — это психологическая тема, если я вижу человека, я вижу его образ, я понимаю, как я хочу его написать. Потому что для меня все-таки внутренняя составляющая человека больше, чем просто внешнее сходство с портретом", — отметила художник.

Федор Ремизов. Фото: Анна Маринец, ИА UssurMedia
Пять работ для выставки предоставил Федор Ремизов, чем восхитил своих педагогов художественной школы. Около 7 лет он не брал в руки кисть, а летом на даче за два месяца написал целую серию портретов. Признался, что, получать оценку педагогов ему было волнительно, но очень важно.
"У меня было такое интересное состояние, которое словами не описывается. Некий транс. Я начинал перебирать всех своих друзей и писать их портреты. Вот мой автопортрет (тут я немножечко такой толстенький и с усами). Почему говорю, что мой друг, потому что с собой бы подружиться для начала, а потом со всеми остальными.
Мой очень хороший друг Юрий Чурсин, артист театра и кино, артист МХАТ имени Чехова. Я учусь с ним на одном курсе в Санкт-Петербурге.
Портрет отца Павла. Мне посчастливилось с ним познакомиться, это один из людей, кто не случаен в моей жизни.
И еще один человек, с которым я пытаюсь подружиться, это Лев Николаевич Толстой. Странно, что он среди современников, но на самом деле это закономерно, потому что это великий гений, который непостижим для многих. Считаю его интересным писателем и своим другом тоже, потому что многие вещи, которые он транслирует через свое искусство, попадают в меня", — поделился Федор Ремизов.
Похожие эмоции испытывают и фотографы при выборе героев для своих фотосессий. На фотографии Валерии Шамрило ее знакомый, занимающийся реконструкцией. Работа подписана "Бабочка", и в нее фотограф вложила большой смысл: это не просто портрет, а ощущение договоренности с собой, судьбой, с Богом.

Выставка. Фото: Анна Маринец, ИА UssurMedia
"Я сама предложила ему эту, так скажем, авантюру. Во-первых, у него все настоящее, металлическое, и хотелось не бутафории, а действительно реально такого персонажа, который может понимать, сколько весит меч, как делать кольчугу, что такое быть в боевом состоянии. Ведь реконструкторы действительно сражаются, получают травмы, не боятся синяков, вообще ничего. Он пришел полностью со всей амуницией, а когда он снял шлем, мне захотелось запечатлеть вот это состояние. Состояние человека, который сейчас отправится в бой, и он не торгуется совершенно ни с чем, он просто вспоминает своих близких, родных и уходит в бой для того, чтобы победить. А какой ценой — уже не имеет значения", — открыла замысел работы Валерия Шамрило.
Каждая работа, будь то картина или фотография, поневоле заставляла первых посетителей выставки подолгу вглядываться в такие разные, но сильные лица запечатленного на ней мужчины.
Творческие номера подарили артисты, а один из героев фотографии — воспитатель Суворовского училища подполковник Александр Дира — исполнил под гитару песню со времен службы в Афганистане.

Александр Дира. Фото: ИА UssurMedia