Больше 30 лет своей жизни старший мастер электротехнической лаборатории Сергей Колдомасов посвятил труду на Приморской ГРЭС. Что привело его в эту профессию и мотивировало остаться в ней на столь длительный срок? Как выглядит изнутри работа на важном, стратегическом предприятии? О тех, кто своими руками изо дня в день обеспечивает Приморье электричеством — в интервью ИА PrimaMedia c ветераном самой мощной тепловой электростанции ДФО Сергеем Колдомасовым.
Приморская ГРЭС — энергетический флагман Дальнего Востока. Она представляет собой тепловую паротурбинную электростанцию с комбинированной выработкой электроэнергии и тепла. Ее мощность позволяет обеспечивать Приморье электроэнергией на 47% и на 100% теплом потребителей Лучегорска. Первый ток Приморская ГРЭС дала в 1974 году и за все эти годы выработала больше 200 млрд киловатт-часов электроэнергии.
— Как получилось, что вы попали в электроэнергетику?
— Я пошел в эту сферу, глядя на своего соседа. Он работал энергетиком. Думаю, дай-ка и я пойду. После школы закончил Томский политехнический институт инженером, и в 1984 году по распределению попал в центральное управление компании "Электросибмонтаж" в Кемерово. Там предложили поехать в Хабаровск, а уже в Хабаровске предложили отправиться на Приморскую ГРЭС. Так я и приехал сюда.
— Помните ли вы свои первые впечатления от Приморской ГРЭС? Как развивалась ваша карьера на предприятии?
— Первые семь лет я работал в специализированном управлении по наладке электротехнического оборудования, запускал девятый энергоблок. То есть работа была на Приморской ГРЭС, но я был инженером-наладчиком в подрядной организации. А после 1991 года я перешел уже в штат Приморской ГРЭС. Меня знало руководство электроцеха, поэтому вопрос о переходе даже не вставал — меня сразу взяли по шестому разряду.
Сперва я попал в ЦЦР (цех централизованного ремонта — прим. ред.), там отработал 10 лет, а потом перешел в электроцех, в релейную защиту. Вскоре стал там старшим мастером и вот уже 18 лет работаю в этой должности.
— Насколько за это время изменилось оборудование, с которым вы работаете? Соответствует ли оно сейчас современным требованиям?
— Последняя реконструкция на ОРУ (открытое распределительное устройство — прим. ред.) проходила в 2012 году. Тогда смонтировали элегазовые выключатели, а вместе с ними появилось новое микропроцессорное оборудование, которое усиливало защиту и упрощало управление. Микропроцессорные терминалы — небольшие устройства, которые вбирают в себя целую панель, а то и больше, электромеханического исполнения. В процессе обслуживания оно требует гораздо больше навыков работы с компьютерами, с современными программами. В дальнейшем планируется реконструкция ОРУ 110−220 кВт, а именно — замена масляных выключателей. По проекту уже принято общее техническое решение. Как дальше пойдет его разработка — покажет время. Также планируется заменить все старые выключатели У-110 и У-220 на элегазовые. Соответственно, изменится практически все оборудование.
— Пройдя по всем залам со шкафами и терминалами, кажется, что оборудования очень много. Достаточно ли рабочих рук и компетенций, чтобы держать все под контролем?
— Да, достаточно. В нашей бригаде три инженера и я в качестве руководителя. Они полностью справляются с тем оборудованием, которым занимается наша бригада, и выполняют имеющиеся задачи в полном объеме. На моей памяти у нас не было отказа оборудования. За все время, что я здесь работаю, все успеваем делать вовремя.
— Потрясающий результат. С чем, на ваш взгляд, он связан? С профессионализмом тех специалистов, которых привлекает Приморская ГРЭС?
— Да, именно благодаря им. Инженеры у нас грамотные, все с высшим образованием и добросовестным отношением к работе. Они выполняют все задачи в полном объеме и в соответствии с регламентами.
— Новое оборудование требует, соответственно, и современного подхода. Как на предприятии поддерживается и повышается компетенция сотрудников?
— В правилах работы с персоналом у нас прописана необходимость проведения обучения, в том числе, с отрывом от производства. Персонал ездит в Петербургский энергетический институт повышения квалификации и его филиал в Новосибирске. Все инженеры, которые работают на ГРЭС, регулярно проходят это обучение и побывали там не один раз.
— Сергей Анатольевич, хотелось бы поговорить про вашу нынешнюю работу: электротехлабораторию (ЭТЛ). Чем она занимается?
— В цеху есть оперативное обслуживание, есть ремонтное и есть, мы — электротехлаборатория. Иначе мы ее еще называем РЗА — служба релейной защиты и автоматики. Здесь мы занимаемся и релейной защитой, и противоаварийной автоматикой, и схемой управления. То есть режимной автоматикой оборудования. Плюс еще, как составная часть ЭТЛ, функционирует высоковольтная лаборатория, в которой проходят испытания.
— На Приморской ГРЭС много молодых кадров. Есть ли у них понимание той ответственности, которая лежит на персонале предприятия? Прививает ли ее старшее поколение сотрудников младшим?
—Как пример — ко мне два года назад пришел молодой инженер — Никита Примак. Я им очень доволен. У него и специальное образование, и высокая ответственность по исполнению поставленной задачи. Так что со своей стороны про тех, кто работает у нас в лаборатории, могу сказать только хорошее.
— А вы сами чувствуете свою причастность и ответственность за обеспечение бесперебойной работы столь важного, стратегического предприятия?
— Каждый день. Даже если при возникновении какой-то задачи есть вполне обычное решение, в первую очередь я рассчитываю, как выполнить его своими силами и как это может отразиться на соседних территориях: в Приморском и Хабаровских краях. Но в целом я, если не считать нашего непосредственного руководства в виде начальника цеха, подчиняюсь непосредственно Приморскому РДУ и ОДУ Востока. Так что решение всех возникающих вопросов связано и с их решениями и разрешениями. Просто так мы лишние шаги не делаем.
— Сергей Анатольевич, позвольте личный вопрос. Все-таки вы в электрике большой специалист. Ваши навыки находят применение дома, если, например, ломается какой-то электроприбор? Вы исправляете это сами или обращаетесь к другим специалистам?
— Конечно, сам. Как-то даже совестно было бы звать. Я всю жизнь в энергетике. Все исправляю собственными руками.