В общественном восприятии советская архитектура 1960—80-х годов часто подвергается критике. Она ассоциируется с бездушными серыми панельными жилыми комплексами, грубыми бетонными общественными зданиями, простыми геометрическими формами, строгим минимализмом и отсутствием любых декоративных элементов. Это мнение в значительной степени оправдано, однако в то же время в проектных институтах СССР создавались и поистине смелые архитектурные решения, которые оставляли впечатление произведений искусства из фантастических фильмов.
Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо, Ош, Киргизия
В 1978 году на склоне священной для киргизов горы Сулайман-Тоо был возведён новый музейный комплекс по проекту архитектора Кубанычбека Назарова. Его самым выразительным элементом стала небольшая бетонная арка с панорамными окнами, разделёнными вертикальными стойками, которая фактически закрывает вход в пещеру. Изначально в этом здании планировалось создать ресторан, но впоследствии его переоборудовали под археологическую экспозицию. Этот футуристический вход в гору ведет в двухуровневый пещерный комплекс, где нижний этаж был вручную расширен, а верхний оставлен в его естественном состоянии. Сегодня в 13 помещениях музея хранится более 400 предметов из киргизского Музея духовной культуры.
Павильон на территории ВДНХ Узбекской ССР, Ташкент, Узбекистан
Одним из павильонов, построенных в 1970-е годы на ВДНХ в Ташкенте, стало здание с гиперболоидными колоннами, создающими единое внутреннее выставочное пространство. К сожалению, это сооружение не сохранилось до наших дней. Архитекторы, проектировавшие павильон, явно черпали вдохновение из знаменитого произведения архитектора Оскара Нимейера — кафедрального собора в бразильской столице Бразилиа.
Ресторан "Жемчужина", Баку, Азербайджан
Еще одним ярким примером гиперболоидной архитектуры является кафе "Жемчужина", расположенное на набережной в Баку. Этот открытый павильон, который спасал местных жителей от летней жары, представляет собой отличное образец архитектуры 1960-х годов, отличаясь минимализмом по сравнению с монументальным "сталинским" неоклассицизмом, но при этом выделяясь инженерными достижениями. Подобное кафе появилось через десятилетие позже в советской столице Фрунзе, и оба здания восходят к работам испанского архитектора Феликса Кандела, его ресторану Manantiales, построенному в пригороде Мехико в 1958 году.
Центральный НИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург
Этот научно-исследовательский центр является выдающимся примером советской "космической" архитектуры. Строительство комплекса, спроектированного С. Савиным и Б. Артюшиным, длилось 14 лет (1973—1987), и он представляет собой сочетание протяжённого изогнутого четырехэтажного лабораторного корпуса и контрастирующей с ним массивной зубчатой башни испытательного центра.