В начале 1900-х годов в Никольск-Уссурийском построили первое реальное училище для мальчиков, куда учителем пения был приглашен известный в будущем деятель русской музыкальной культуры Валериан Степанович Лукша. Энергичный молодой человек организовал хоровой кружок и для взрослых, о чем писали в местных газетах восторженные статьи. Жизнь Валериана Лукши на Дальнем Востоке России, может быть, так и осталась белым пятном в его биографии, если бы не кандидат исторических наук Ольга Лынша. В силу нескольких совпадений историк из Уссурийска заинтересовалась его личностью. Найденными материалами она поделилась на XVI Уссурийских чтениях (6+), в числе слушателей которых был и корр. ИА UssurMedia.
Имя учителя пения из реального училища Ольга Лынша впервые услышала, как говорит сама, давным-давно, когда занималась историей образования Уссурийска. Довольно редкая для Приморья фамилия — Лукша — обратила на себя внимание. Тем более она была созвучна с белорусской фамилией самой Ольги Борисовны.
Вернуться вновь к личности учителя пения Валериана Лукши ее побудила следующая история, произошедшая несколько лет назад: Константин Теодорович Тихий, преподаватель исторического факультета, подарил Ольге Лынше 100-летний документ. На тоненькой с водяными знаками бумаге формата А-4 указывалось, что приезжему из Белоруссии Лукше Валериану Степановичу разрешалось отправиться по России в течение 1904-1905 года.
Документ Лукши. ИА UssurMedia
"И круг замкнулся. Я думала, что пора писать про Лукшу. Потому что спустя 100 лет в нашем городе только я знала, кто он такой, зачем ему дали эту справку, куда он поехал. А поехал он ни больше ни меньше из Белоруссии на Сахалин во время русско-японской войны. В биографии Лукши очень много белых пятен, к сожалению, о нем сохранилось мало сведений", — рассказала Ольга Лынша.
Валериан Лукша родился в 1884 году в семье волостного писаря. Мальчик получил образование, обучаясь в Минске в духовной семинарии. Именно в семинарии большое внимание уделялось пению, в нем у Валериана и раскрылись большие способности.
Учителем в семинарии работал профессор, выпускник Санкт-Петербургского университета А.М. Булычев. В 1902 Булычеву поручили очень важное дело — открыть первое среднее учебное заведение на Сахалине, и, естественно, ему нужен был преподаватель. Поэтому он обратился к своему бывшему ученику Валериану Лукше и пригласил его на Сахалин.
В уссурийском городском архиве сохранилось личное дело Лукши, где он коротко пишет: "Меня пригласили туда, было страшновато, шла война, но я все-таки отправился".
В 1904 году 20-летний Валериан отправился на Дальний Восток. Через год губернатор Сахалинской области сказал руководству реального училища сворачивать деятельность, потому что подступали японцы. Преподаватели сели на собачьи упряжки и через замерзший Татарский пролив в марте 1905 года перебрались на континент.
Подошедшие в Александровск японцы разгромили реальное училище. Власти не намерены были его восстанавливать, поэтому отпущенные для Сахалинского реального училища средства решено было перенаправить в Никольск-Уссурийское и открыть реальное училище для мальчиков. Лукша получает приглашение отправиться в Никольск-Уссурийск и стать учителем пения в молодом учебном заведении.
Здание училища. ИА UssurMedia
Так, в 1906 году в Никольск-Уссурийском открылось первое среднее учебное заведение для мальчиков. Это здание сохранилось до сих пор, находится на улице Калинина, 7.
Здание училища. ИА UssurMedia
После приезда Валериан Лукша организовал хоровой кружок для взрослых. Местная газета писала, что любители пения собираются под руководством учителя Лукши и даже дают концерты. Это было настолько новым и интересным в городе, что журналисты газеты с восторгом описывали эти события. А сами любители пения подарили педагогу золотые часы в знак признательности.
Валериан Лукша жил в городе с 1906 по 1914 годы. Здесь он женился и начал продвижение по чиновничьей лестнице.
Новое здание училища. ИА UssurMedia
Как раз в 1913 году в Никольск-Уссурийском построили новое здание училища на 400 мест. На его возведение была выделена грандиозная сумма — 220 тысяч рублей. Училище стало одним из лучших учебных заведений не только в городе, даже не в Приморском крае и даже не на Дальнем Востоке, а вообще в России. Его возвели по таким высоким стандартам, что приехавший в город проверяющий от министерства Соколовский отметил: такое красивое здание, похожее на дворец, должно быть примером.
Но, видимо, к 1914 году Валериану Степановичу захотелось чего-то иного, чем быть учителем в Никольск-Уссурийском. Он предупредил нового директора о своем отъезде, пообещав вернуться к началу учебного года. На что получил ответ: если вы не вернетесь, вас уволят. Однако по приезду в Петроград Лукша пишет прошение о приеме на работу в одно из учебных заведений. Узнав об этом, директор реального училища Пулеза дает ему негативную характеристику, из-за которой Валерина Лукшу не принимают на работу.
Возможно, он и не расстроился таким поворотом событий, потому что хотел заниматься творческой работой. Поэтому Валериан устраивается в Петрограде регентом хора и знакомится с выдающимся русским композитором Александром Архангельским.
По мнению исследователей, Архангельский и его хор сыграли одну из ключевых ролей в становлении современной русской хоровой культуры. Его деятельность способствовала не только созданию широкой сети хоровых коллективов по всей стране и пропаганде лучших образцов хоровой культуры, но и проникновению новых произведений русских композиторов. Лукша стал не только помощником, но и другом выдающегося русского композитора.
В 1917 году газета Никольск-Уссурийского сообщает о приезде Лукши, который покинул неспокойный революционный город вместе с Архангельским.
Ставки учителя пения в реальном училище уже не существовало, но при училище была церковь. Именно в ней Валериан Степанович становится клириком. Вместе с Александром Андреевичем он руководит хором. Как пишет газета, в кружок хоровой культуры, который организовали музыканты, вошли абсолютно все преподаватели, любители музыкальной культуры города.
К августу 1918 года все сведения о Лукше исчезают из архива реального училища и не встречаются упоминания о нем в газете. По всей видимости, Лукша и Архангельский вернулись в Петроград.
Известно, что Архангельского в 1922 году пригласили работать в Прагу, где он организовал хор. А через год 77-летний композитор скончался. Возможно, Лукша отправился в Прагу вместе с другом, так как дальше след музыканта появляется в Харбине — пристанище русских эмигрантов.
Лукша в Харбине с солистками хора. ИА UssurMedia
Фотографию Лукши и солисток хора Иверской церкви Харбина из его дела в "Бюро российских иммигрантов" Ольга Борисовна нашла в Интернете. На фото стоит дата: 1934 — 1939 годы. Солистки хора и многие другие харбинцы оставили о нем самые прекрасные воспоминания: как изумительно он руководил хором, как много он сделал для продвижения русской хоровой культуры и сохранения ее традиций в Харбине.
Когда к власти пришли японцы, Валериана Степановича Лукшу приглашают в Сан-Франциско. Он понимает, что навсегда покидает Россию, и дает свой прощальный концерт в Железнодорожном собрании Харбина — культурном центре города, на котором исполнил "Реквием" Моцарта.
4 июля 1939 года он уже прибыл в Сан-Франциско, чтобы стать регентом главной церкви русских эмигрантов Сан-Франциско. Он устроился в Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и тоже занимался продвижением русской хоровой культуры, исполнял произведения русских композиторов, организовал любительские хоры.
Скончался Валериан Лукша 16 сентября 1966 года. Его могила находится на знаменитом сербском кладбище в Сан-Франциско, где покоятся многие русские мигранты.
Могила Лукши. ИА UssurMedia
Надпись на могильной плите тоже содержит загадку для историков: сверху указана Людвига Яковлевна Лукша. Кто она — неизвестно. Ведь в Никольск-Уссурийске Валериан женился на дочери купца Кожевникова, Александре, которой на момент свадьбы было всего 16 лет. У них родилась дочь Галина. В Харбине был женат на Наталье Михайловне.
"В общем, можно еще работать на биографии этого замечательного человека", — в завершении доклада отметила Ольга Лынша.