В России планируют сократить количество парковочных мест около жилых домов: с 2026 года правительство намерено ввести гибкое нормирование числа машино-мест на участках под многоэтажную застройку. Минстрой должен внести соответствующие изменения к декабрю 2025 года. Эти меры, разработанные Минтрансом и уже внесенные в правительство, направлены на снижение нагрузки на транспортную сеть городов. Однако эксперты предупреждают, что спрос на жилье без паркингов может уменьшиться. Подробно о нововведение и как это может повлиять на автомобилистов, рассказали эксперты на портале "Известия" (18+).
Платные парковки распространятся на регионы
Минтранс 11 октября представил дорожную карту по совершенствованию парковочного пространства в России. Документ предполагает внедрение платных парковок в регионах и сокращение парковочных мест возле многоэтажных жилых домов экономкласса. Эти изменения направлены на развитие общественного транспорта и снижение уровня автомобилизации в городах.
Согласно документу, к декабрю 2025 года Минстрой, МВД и Минтранс должны подготовить корректировки, которые позволят гибко регулировать количество парковочных мест рядом с жилыми домами в зависимости от объектов строительства и дорог. Эти изменения могут вступить в силу с 2026 года.
Новые нормы позволят строить многоэтажные здания с минимальным числом парковочных мест. Как поясняет профессор ВШЭ Михаил Блинкин, сейчас количество машино-мест привязано к числу квартир и типу жилья. Новый подход позволит отходить от этих правил и регулировать число парковок в зависимости от конкретной ситуации.
Изменения в ПДД и цифровизация парковок
В рамках дорожной карты также предусмотрены другие меры. Так, МВД должно к маю 2025 года внести изменения в ПДД, которые запретят парковку на местах для зарядки электромобилей, а также ограничат стоянку некоторых видов транспорта в жилых зонах.
К ноябрю 2025 года МВД, Росстандарт и Минтранс должны создать цифровой реестр парковочных мест и наладить его взаимодействие с другими базами данных. Например, бесплатные места для инвалидов будут контролироваться с помощью камер в автоматическом режиме.
Причины дефицита парковок
По словам Михаила Блинкина, владение автомобилем в крупных городах становится "роскошью". С каждым новым жилым комплексом сокращается площадь для парковки, что приводит к затруднениям для служб экстренной помощи. Также подземные паркинги значительно увеличивают себестоимость проектов, что делает их нерентабельными для большинства жителей.
Многие жители предпочитают оставлять свои автомобили на обочинах и газонах, поскольку не готовы платить за машино-места. Гибкое нормирование парковок может помочь застройщикам оптимизировать проекты и снизить затраты на строительство.
Давление на автомобилистов продолжает расти
Автоэксперт Петр Шкуматов отмечает, что многие покупатели квартир предпочитают жилье без парковочных мест, что приводит к поиску парковок на стороне. Однако с усилением контроля эта практика может исчезнуть. В свою очередь, Игорь Моржаретто подчеркивает, что давление на автомобилистов в мегаполисах продолжает усиливаться, что является общемировой тенденцией.