Законодательная база в области пчеловодства нуждается в корректировках — к такому выводу пришли участники круглого стола (6+), развернувшегося на базе Приморского ГАТУ в Уссурийске. Одной из ключевых тем разговора вновь стала проблема вырубки медоносной липы. Для ее решения аграрии, представители власти и профильных ведомств предложили включить в Лесной кодекс термин "зона активного пчеловодства", ограничивающий вал леса в местах медосбора. Какие еще доработки в закон намерены "протолкнуть" пчеловоды, узнал корр. ИА UssurMedia.
Круглый стол в Уссурийске объединил производителей меда из 11 районов Приморья, а также аграриев Хабаровского края. К обсуждению в формате ВКС подключились и другие регионы страны. Как отметил депутат Государственной думы Олег Лебедев, подобные встречи позволяют совершенствовать нормотворческую деятельность в области пчеловодства, которая активизировалась в РФ относительно недавно.
— Закон о пчеловодстве Госдума приняла несколько лет назад. Это базовый закон, и все это время мы смотрим его правоприменение. За этот период мы внесли несколько изменений, целый ряд понятийных моментов. Одни из таких касаются охраны пчел от неправильного применения пестицидов. Все эти предложения формируются на таких слушаниях и круглых столах, куда приезжают те, кто непосредственно работает на земле, — обозначил депутат.
На этот раз предложения пчеловодческого сообщества Дальнего Востока касались лесного законодательства, организации контроля за перемещением живых насекомых по стране и развития экспорта меда. Так, острой для дальневосточных аграриев все еще остается проблема сохранения естественных лесов, особенно основного медоноса — липы, чья древесина востребована на рынке. Вопросом, к слову, обеспокоены и в научных кругах.
— Дальний Восток и особенно Приморский край уникальны. Более 80% нашей территории — это лес. По биоразнообразию дальневосточные леса занимают второе место в мире, уступая лишь лесам Амазонии. Говорят, что это возобновляемый ресурс, но с таким потребительским отношением, которое сложилось сегодня, мы рискуем его потерять. Поэтому основная наша задача — сохранить наш лес, — подчеркнул ректор Приморского ГАТУ Андрей Комин.
Потому производители меда инициировали поправки в Лесной кодекс. Одна из них — ввести понятие "зона активного пчеловодства", которое ограничивает заготовку древесины и передает регионам полномочия по определению границ таких территорий. Также, по мнению аграриев, закон нуждается в термине "пчелиная семья".
Участники круглого стола отметили, что государство уже поставило задачу провести паспортизацию всех пасек. Следующим шагом должен стать запрет вырубки липы в 3-километровой зоне вокруг пчелиных хозяйств.
Обострился в регионе и вопрос экспорта меда и пчелиной продукции. По данным Россельхознадзора, в 2022 году за рубеж отправлено 58 медовых партий, в 2023 уже 53. В текущем году экспортировано всего 15 партий, однако власти не делают негативных прогнозов, заостряя внимание на поддержке местных медопроизводителей. Таких, по словам министра сельского хозяйства Приморья Андрея Бронца, в регионе насчитывается от 6 до 7 тысяч.
— Это только люди, которые занимаются производством меда в промышленных масштабах, не говоря о тех, для кого пчеловодство является хобби. Поэтому параллельно с восстановлением потерянных объемов и сохранением леса наша основная задача — помогать экспортировать мед в другие страны, чтобы цена была приемлема и отрасль жила. Любой двигатель прогресса — это рынок сбыта, а не будет сбыта, не будет и меда, — отметил министр. — Кроме того, программа развития сельского хозяйства, которую мы реализуем, предусматривает ряд мер поддержки. Это в первую очередь касается агростартапов в области пчеловодства. В этом году, я надеюсь, мы поддержим порядка 8-9 фермеров, а далее будем объединять часть пчеловодов в кооперативы.
И власти, и аграрии единодушно отметили, что тяжелым для отрасли стал 2023 год, когда погибло 70% пчелиных семей. Напасть обернулась новым приобретением: в июле 2024 года заработало Агентство по развитию пчеловодства Приморского края. В его функционал входит восстановление медоносной базы, налаживание производства и экспорта продукта в другие страны. Располагается агентство в Уссурийске.
Несмотря на сложности, Приморье, как добавил Андрей Бронц, входит в тройку основных производителей меда в стране. Сегодня на опыт региона ориентируются и другие субъекты Дальнего Востока.
— Проблем у пчеловодов Хабаровского края несколько. Первая — это низкие закупочные цены, из-за чего мед просто перестали изготавливать. Вторая проблема — это вырубка липы: в Приморье этот вопрос поднимается, но в Хабаровском крае так и не перевели ни одного гектара "зону покоя", законодательство не позволяет. Третья проблема — невозможность выставить пчел в тайге на основе безвозмездного пользования участком: у нас доступен только договор аренды. Не буду скрывать, в решении этих проблем мы ориентируемся на Приморье. Объемы меда, которые добываются здесь, во многом превосходят наши, и нам есть чему поучиться, — отметил председатель Союза пчеловодов Хабаровского края Валерий Шубакин.
Валерий Шубакин. Александр Шепырев, ИА UssurMedia
Приморским пчеловодам действительно есть чем гордиться, и за доказательствами далеко ходить не пришлось. Прямо на площадке круглого стола гости могли отведать местный мед, а также приготовленные на его основе вкусности: исконно русский сбитень и восточный десерт чак-чак.
— У нас представлен липовый и цветочный мед. Он произведен на нашей учебно-производственной пасеке, которая находится в Каменушке, — рассказала участница производственно-научного отряда Приморского ГАТУ Юлия Атрохина.
Напомним, годом ранее в Приморском крае создана комплексная программа развития пчеловодства до 2028. По мнению экспертов, она позволит систематизировать отрасль и получить качественный востребованный продукт.