В Приморском крае жители отдаленных сел смогут снимать деньги в магазинах. В регионе действует не первый год сервис "наличные на кассе". К ней подключены 77 торговых точек, 27 из которых работают именно в селах. Уссурийский городской округ не исключение. Насколько востребована услуга, какие существуют трудности у предпринимателей при ее внедрении, узнали участники рабочей группы при правительстве Приморского края, состоящей из специалистов Дальневосточного главного управления Банка России, операторов связи, представителей банков, посетив накануне округ. В рабочую поездку по селам вместе с рабочей группой отправился корр. ИА UssurMedia.
В селе Борисовка Уссурийского городского округа 3 тысячи жителей, несколько магазинов и отсутствие каких-либо банкоматов. Большинство сельчан трудятся в городе, да и местные пенсионеры пользуются картами при покупке товаров, но иногда наличка просто необходима.
Еще год назад с купюрами выручали соседи, сейчас жители знают: разменять деньги с карты можно в сельском магазине. Именно сюда и отправилась рабочая группа.
На входе — реклама услуги "наличные на кассе". Продавец магазина без лишних вопросов достает терминал, снимает с карты покупателя необходимую сумму и выдает купюры.
На кассе Андрей Табарный снял наличные. Анна Маринец, ИА UssurMedia
Она не знает, что посетители — рабочая группа из специалистов Дальневосточного главного управления Банка России, операторов связи, представителей банков, которая посещает районы края для проверки финансовой доступности.
Ольга Попова. Анна Маринец, ИА UssurMedia
"По нашим данным, люди все меньше пользуются снятием наличных денежных средств, но мы все прекрасно знаем, что отказаться от налички мы не можем. Есть такие ситуации, когда она нам просто необходима, но что делать жителям?
Если в их населенном пункте нет отделения банка и нет банкомата, снять наличные деньги можно в отделениях почты. В некоторых населенных пунктах такую услугу оказывают магазины с функцией снятия наличных денег.
Что это такое? Вы можете прийти, сделать покупку даже на минимальную сумму и при этом получить денежные средства", — рассказывает Ольга Попова, начальник управления платежных систем и расчетов.
Кассир подтверждает, что жители Борисовки активно пользуются услугой. Чаще всего им нужна небольшая сумма — порядка 1 тысячи рублей, к примеру, чтобы заплатить за откачку септика. За раз покупатель может снять до 5 тысяч рублей, но не более 20 тысяч за день.
В Приморье из 77 магазинов, где внедрен сервис "наличные на кассе", 27 находятся в селах. Но, говорят участники рейда, хотелось бы видеть рост финансовой доступности. В этих вопросах должны быть заинтересованы главы администраций и сельских поселений.
Обратная связь от них в таких вопросах очень важна, потому что именно они знают, где есть проблемы с Интернетом, где предприниматель по какой-то причине не стремится установить сервис.
Оборудование предоставляется кредитной организацией, а самое главное, конечно, это желание владельца торговой точки, чтобы сервис развивался, чтобы услугу он мог предоставить своим односельчанам. Предприниматель, если он желает сэкономить, может подключиться в своем банке к системе быстрых платежей, принимать оплату с использованием QR-кодов. Такая оплата выйдет гораздо дешевле традиционного эквайринга, потому что комиссия максимум 0,7%, что в три раза ниже, чем в обычном эквайринговом тарифе. В таком случае предпринимателю не нужно будет дополнительное оборудование. Он может выводить QR-код для оплаты либо на экран любого устройства, либо напечатать на бумаге. Соответственно, покупателю в магазине достаточно иметь при себе телефон с камерой и, сканировав QR-код, он спокойно оплачивает покупку", — добавляет Андрей Табарный, начальник отдела развития национальной платежной системы Дальневосточного ГУ Банка России.
Совсем другая ситуация в магазине села Пуциловка. Продавец рассказывает, что оборудование для услуги "наличные на кассе" имеется, но им не пользуются.
После поездки по селам УГО в администрации округа прошла совместная встреча с главами поселений, представителями Дальневосточного ГУ Банка России, Министерства цифрового развития, коммерческих банков.
Наталья Бондарчук. Анна Маринец, ИА UssurMedia
Как рассказала Наталья Бондарчук, заместитель начальника Дальневосточного ГУ Банка России, работа по повышению финансовой доступности в Приморье ведется с 2018 года. Для этих целей и создана рабочая группа при правительстве Приморского края. За это время сделано многое: стабильный доступ к сети Интернет есть в более 80% населенных пунктов края, а это значит, что люди могут получать финансовые услуги дистанционно.
"В Банке России существует специальная методика, по которой каждый населенный пункт относится к той или иной зоне финансовой доступности.
Оцениваются разные показатели. В первую очередь мы оцениваем транспортную доступность каждого населенного пункта, смотрим, есть ли в нем подразделения банков, терминалы, банкоматы.
Немаловажное значение имеет наличие отделений почты. Мы знаем, что на сегодняшний день на почте можно получить большинство финансовых услуг, но не везде отделение почты работает в постоянном режиме, где-то почтальоны приезжают по определенному графику. Это могут быть услуги мобильного почтальона, когда специалист почты приезжает со специальным платежным терминалом. Обязательно смотрим, есть ли в населенном пункте микрофинансовые, страховые организации. И, наверное, самое главное значение имеет наличие высокоскоростного Интернета", — отметила Наталья Бондарчук.
Согласно всем критериям, город Уссурийск относится к зеленой зоне финансовой доступности. Но есть отдельные населенные пункты, которые до настоящего времени попадают в красную зону, в первую очередь из-за отсутствия хорошей интернет-связи.
Рабочая группа приехала в Уссурийск. Анна Маринец, ИА UssurMedia
Этот вопрос главы сельских поселений смогли обсудить с представителями Министерства цифрового развития и связи Приморья, которые обещали лично проехать в села и решить имеющиеся проблемы.
Главы поселений. Анна Маринец, ИА UssurMedia
Также главы поселений выделили важный момент: сельские жители, особенно пенсионеры, боятся пользоваться безналичным расчетом из-за участившихся случаев мошенничества.
О финансовой безопасности рассказала Александра Агвердиева, начальник отдела финансовой грамотности Дальневосточного ГУ Банка России: "Нужно запомнить правило: никогда и никому не говорите номер банковской карты, не называйте код из СМС, которые приходят, будь то якобы Госуслуги, Социальный фонд и иные государственные органы власти, не передавайте свои персональные данные. Если вдруг вы стали жертвой мошенников, обратитесь в свою кредитную организацию, телефон указан либо на обороте банковской карты, либо на официальном сайте банка и, конечно же, напишите заявление в полицию".
Подобные встречи рабочая группа проведет и в других муниципальных образованиях Приморского края.