В первый день Восточного экономического форума (16+) в приморском Артеме прошло красивое и торжественное открытие новой очереди ТЛЦ "Сухой порт". Две железнодорожные выгрузные ветки длиной 3663 метра приморская группа компаний "Аква-Ресурсы" построила в рекордные сроки — всего за шесть месяцев, параллельно вложив средства в реконструкцию станции Угловая.
Мероприятие посетили начальник Дальневосточной железной дороги Евгений Вейде, сенаторы Людмила Талабаева и Константин Басюк, председатель Законодательного собрания Приморья Антон Волошко во главе целой делегации краевых депутатов, краевой министр транспорта Алексей Игнатенко, замглавы Артемовского городского округа Алексей Литвинов и председатель городской думы Артема Наталья Волкова.
Ответ вызовам
Не просто так внимание федеральных и местных властей приковано к амбициозному проекту. "Сухой порт" — это буквально глоток свежего воздуха для задыхающихся в объемах контейнерных грузов морских портов Приморья.
Поворот на Восток, совершенный Россией в последние годы, сделал Приморье главными воротами нашей страны в стремительно растущий рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. По оценкам экспертов, через морские порты Дальнего Востока проходит треть всего внешнеторгового грузооборота страны. Уже в 2022 году грузооборот Приморья с зарубежными странами составил 149 миллионов тонн, причем 80% его пришлось на страны АТР. И с каждым годом объем увеличивается.
Стремительный рост поставил серьезный вызов перед сферой логистики. Большинство морских портов Приморья находятся в центрах крупных городов и возможности для увеличения их площади, где могли бы обрабатываться ввозимые или вывозимые грузы, попросту отсутствуют.
И создание сухого порта на свободной от городской застройки территории, который принимает контейнеры с судов, сортирует их и отправляет вглубь России по железной дороге — это самый оптимальный вариант среди решений проблемы. Он применяется в разных странах, например, в том же Шанхае.
Начинали с чистого поля
Уже на первом этапе, в который инвестор вложил более 1 млрд рублей, длина железнодорожных путей на станции Угольная увеличилась до 3,3 км. Это позволит транспортно-логистическому центру обрабатывать в сутки три контейнерных 72-вагонных поездов в сутки. А обработка грузов достигнет 200 тысяч TEU (то есть, 20-футовых контейнеров) в год. На втором этапе выставочные пути дорастут еще на 2100 метров, и позволят принимать в сутки уже четыре поезда условной длиной 142 вагона в сутки, что в год составит 350 тысяч TEU. В реализацию этого "Аква-Ресурсы" вложат еще 1,5 млрд рублей.
"Когда 12 лет назад мы начали строить "Сухой порт", здесь было чистое поле. И спустя эти годы, я честно могу сказать, что мы можем гордиться. Сегодня эта площадка обрабатывает порядка одного поезда в сутки. Но мы живем в ногу со временем. Несколько лет тому назад стало очевидно, что нужно срочно наращивать производство и готовить новые площадки контейнеров в полувагонах. После подготовки необходимых документов мы эту задачу выполнили в шесть месяцев. Проложены километры кабелей, реализованы сложные инженерные решения. И сегодня, вводя пока эти два пути из четырех, мы существенно увеличиваем грузооборот. Я рассчитываю, что это будет не меньше пяти поездов ежесуточно", — отметил на открытии путей президент группы компаний "Аква-Ресурсы" Руслан Кондратов.
Впрочем, важность "Сухого порта" заключается не только в его масштабах. Совместно с железнодорожниками портовики предложили совершенно новую технологию перевозок — контейнеры грузят в полувагоны, которые используются для транспортировки угля из регионов Сибири в дальневосточные порты. Так контейнеры можно перевезти в направлении центра России, что позволяет избегать бессмысленного "пустого" пробега составов. И — увеличивает пропускную возможность железной дороги.
"Мы сделали серьезный шаг в развитии совместных технологий Дальневосточной железной дороги и компании "Аква-Ресурсы". "Сухой порт" — это стратегический объект с точки зрения развития технологий. Мы в 2022 году провели огромную работу, когда начали грузить контейнеры в полувагоны. Все это — благодаря команде "Аква-Ресурсов". И итоги этого весьма впечатляют. В этом году мы грузим контейнеры в полувагоны с ростом в 42% к показателям прошлого года. Будем развивать эту технологию в рамках всего транспортного полигона. И это дороги не только Дальнего Востока, но и Сибири и Урала. Напомню, что в 2022 году президент России Владимир Путин давал поручение выйти на погрузку 4500 вагонов ежесуточно. И это первый проект, который мы реализовали в рамках этой дорожной карты. Если опираться на цифры, то погрузка с учетом Сухого порта и используемой технологии, должна вырасти в три раза", — подчеркнул начальник ДВЖД Евгений Вейде.
Грузы идут на Восток
Разумеется, достичь таких результатов могла только команда, не боящаяся браться за самые сложные, и, казалось бы, вовсе невыполнимые задачи.
"Есть хорошая традиция — давать старт проектам в преддверии или во время Восточного экономического форума. Мы идем на Восток, мы этого хотим. Поменялась экономика, условия, и побеждает тот, кто более эффективен, кто более быстро принимает решения. И это все то, что характеризует эту команду профессионалов. То, что они сделали — колоссальная работа. План — увеличить результаты вдвое. И я уверен, что все получится", — поздравил присутствующих Константин Басюк, сенатор РФ.
Председатель приморского парламента Антон Волошко отметил важность проекта для экономики всего региона, ведь именно логистика и транспорт являются основой для ее развития.
"Мероприятие, которое происходит сейчас — это, фактически, выполнение поручения Президента. Вот во плоти, то, что поручал Владимир Путин — развитие транспортно-логистической структуры. Кровь и артерии экономики Дальнего Востока и Приморья, новые рабочие места, налоги, рост бизнеса. Крайне важно, что в реализации такого большого и важного для края проекта работают частные деньги. Я уверен, что это только начало грандиозного пути по развитию транспортно-логистической инфраструктуры и экономики региона в целом", — подчеркнул депутат.
Впереди у "Сухого порта" новые задачи и вызовы. Сегодня же последний костыль был вбит в рельсы, замкнув новые железнодорожные пути. И первый поезд под долгий звук гудка отправился в будущее.