Первые переселенцы
Фото: Изображения с книги "Город, где мы"(0+), 2011 год

Как 14 крестьянских семей из Астраханской и Воронежской губернии основали Уссурийск

Переселенцы на повозках добирались до будущего местожительства два года

Основателями села Никольского, будущего Уссурийска, в далеком 1866 году стали 14 крестьянских семей из Астраханской и Воронежской губерний. Через 32 года село выросло и получило статус города. Его назвали Никольск-Уссурийским. А позже город переименовали в Ворошилов. ИА UssurMedia расскажет, кем были те самые первые жители уссурийской земли, из каких губерний они прибыли, и какие трудности ожидали переселенцев.

В 1866 году 64 семьи переселенцев из западной России после дороги длиною в два года прибыли в неведомый им Уссурийский край. Здесь они основали два селения: Астраханское на берегу озера Ханка и Никольское в месте впадения реки Супутинки (теперь Комаровка) в Суйфун (Раздольная).

Изображения с книги

Китайский базар. Изображения с книги "Город, где мы"(0+), 2011 год

Первыми жителями будущего села Никольского стали 14 крестьянских семей; из них 13 были из Астраханской губернии, а одна — из Воронежской. История сохранила нам имена "отцов основателей" будущего города Уссурийска:

Безруковы Михаил, Иван, Леонтий; Баталовы Федор и Митрофан; Гужва Николай; Гончаровы Алексей и Андрей; Галичевы Андрей, Данило и Иван; Головины Петр, Гаврило и Калистрат; Демченко Алексей и Семен; Житников Никита; Кузнецовы Григорий и Осип; Киричковы Петр и Иван; Карненко Тихон; Кузнецов Ефим; Казаков Степан; Кузнецов Филипп; Лазебные Петр, Илья и Евдоким; Любицкая Екатерина; Михайлов Иван; Мамцовы Семен, Захар, Спиридон, Илья и Иван; Масютины Иван и Кузьма; Никитин Иван; Назаренко Спиридон, Самойло, Мирон и Степан; Насейникова Ксения; Омельченко Гаврило, Василий, Степан и Данило; Писарев Петр; Пинаевы Андрей и Дмитрий; Потапов Игнатий; Сухоносов Петр; Сивашов Прохор; Сахновы Семен и Андрей; Симушкин Кирил; Сахновы Устин и Афанасий; Ткачев Степан; Фесенко Митрофан; Шерстюковы Роман и Михаил; Яковенко Ефим и Пава.

В.А. Калинин, многолетний городской голова и автор исторического очерка о Никольск-Уссурийском, писал:

Один из очевидцев того времени Андрей Павлович Галичев рассказывал мне, что партия астраханцев, прибывшая в Никольск, сначала поселилась в палатках на теперешней Астраханской улице, наименованной в память этого события; в палатках же их посетил бывший военный губернатор Корсаков, в честь которого дано название теперешней Корсаковской улице.

Астраханская улица сегодня носит имя Сибирцева, а Корсаковская — Тимирязева.

По прибытии на место переселенцы получили от казны взаймы по 100-120 рублей на семью; в течение последующих двух лет также в долг выдавался и провиант. Поначалу за мукой и крупами ездили во Владивосток или Камень-Рыболов, потом сами принялись за привычное дело — хлебопашество, которое вскоре стало основным занятием местных жителей. Пока население было небольшим, пашни располагались в трех-четырех верстах от села, но затем отдалились от Никольского. Чтобы не тратить время на дорогу, крестьяне принялись строить там временные землянки или простые жилища. Такие участки стали называть "заимками".

Изображения с книги

Японская улица. Изображения с книги "Город, где мы"(0+), 2011 год

Первые распашки появились к западу от Никольского, последующие пошли вверх по течению Суйфуна. Рядом с селом был выгон для выпаса скота, а по левому берегу Раковки и в долине Супутинки (теперь Комаровка) — сенокосы.

Не успели переселенцы толком обустроиться, как в 1868 году Никольское стало жертвой так называемой Манзовской войны — военного столкновения с китайцами, занимавшимися в Уссурийском крае хищнической добычей золота. После того как в апреле этого года нелегальных (и, заметим, хорошо вооруженных) золотоискателей выдворили с острова Аскольд близ Владивостока, они уничтожили военный пост в заливе Стрелок, напали на пост в Находке, разорили деревню Шкотово. 10 мая 1868 года разбойники-хунхузы достигли Никольского, по пути уничтожив Суйфунский выселок. Никольцы, узнав об их приближении, бросили свои дома и направились к военному посту Камень-Рыболов. Оттуда им навстречу вышел Уссурийский казачий батальон под начальством есаула Маркова, пополненный стрелками 3-го линейного батальона.

Войдя в Никольское, китайцы сожгли дома и разграбили имущество жителей, расправившись с теми, кто не успел вовремя уйти. Именем одного из убитых, крестьянина Илюшенкова, позже назвали Илюшкину сопку. Правда, некоторые из оставшихся в селе спаслись в большом заболоченном озере — оно находилось на месте современного штаба 5-й армии. Сельчане по самое горло зашли в воду и ожидали ухода хунхузов, проведя в зарослях камыша почти двое суток.

Разрушив Никольское, китайцы двинулись к Камень-Рыболову. Решающее столкновение произошло в 20 верстах от Никольского, близ нынешней станции Дубининской; хунхузы были разбиты, а остатки их ушли за границу.

Изображения с книги

Улица в крепости. Изображения с книги "Город, где мы"(0+), 2011 год

Надо заметить, что современники этих событий рассказывали о них по-разному. Вот, например, каковы впечатления известного в то время писателя А.Я. Максимова:

Активное участие в Манзовской войне принял Н.М. Пржевальский, который в это время был в Уссурийском крае. В 1869 году он насчитал в Никольском 47 дворов и 289 жителей (164 мужчин и 125 женщин), 207 десятин обработанной земли, а также 357 голов рогатого скота (больше, чем жителей), 26 овец, 44 лошади и столько же свиней.

Заглядывая в будущее, путешественник писал:

Во всяком случае, нет сомнения, что Никольское селение в скором времени достигнет полного благосостояния, чему лучшим ручательством служит трудолюбивая энергия ее обитателей, с одной стороны, и прекрасная местность — с другой. Действительно, обширная, немного всхолмленная степь с весьма плодородной черноземной и суглинистой почвой представляет здесь на каждом шагу личные луга и пашни.

Разоренное Никольское быстро восстановили. Уцелевшим жителям выдали пособия из казны хлебом, скотом и деньгами. В августе 1868 года в селение прибыли еще девять семей из Астраханской губернии; им тоже было выдано в долг по 40 рублей серебром на семью. Корова тогда стоила 15 рублей, рабочий бык 15-20 рублей, лошадь около 50 рублей.

В 1869 году из-за сильных дождей, уничтоживших урожай, в соседней Корее начался массовый голод, и оттуда в Южно-Уссурийский край стали переходить тысячи беженцев, часть из них поселилась в Никольском и его окрестностях.

Любопытны впечатления П.И. Кафарова об этом селе: "...жители его почти исключительно суть астраханские переселенцы, они перенесли с собой наречия, обычаи, поверья и устройство домов, выходцев из других губерний России они не жалуют и стараются вытеснить их от себя, поэтому воронежские переселенцы образовали особую улицу, отдельно от астраханцев".

Изображения с книги

Первая церковь. Изображения с книги "Город, где мы"(0+), 2011 год

В 1871 году в селе Никольское появилась первая деревянная церковь, освященная архиереем Вениамином. Позже, в 1882 году, при церкви была открыта первая школа (сегодня — здание городского музея по ул. Краснознаменной, 80 — ред.).

Село продолжало расти: строились новые улицы и дома, селение вскоре стало самым многолюдным в крае. В начале 1880-х годов военные помогли построить дорогу, соединявшую село Никольское с Владивостоком. Село Никольское стало крупным военным центром, началось строительство казарм, количество жителей продолжало расти, в 1881 году общественное управление Никольского впервые подняло вопрос о преобразовании села в город. Активисты составили план развития будущего города с разбивкой на кварталы.

В 1882 году предприниматель Линдгольм основал в будущем Уссурийске крупное мукомольное производство, а при Южно-Уссурийском полицейском управлении открылась первая библиотека, созданная на пожертвования великого князя Алексея Александровича, побывавшего здесь в 1873 году.

Изображения с книги

Закладка каменного храма в Никольске. Изображения с книги "Город, где мы"(0+), 2011 год

В июне 1889 года на базе Уссурийского пешего полубатальона Амурского казачьего войска образовано самостоятельное Уссурийское казачье войско. Кроме того, в Никольское прибыла горная экспедиция для исследования Южно-Уссурийского края, в этом же году в селе открылась метеорологическая станция.

1891 год стал знаменательным для Никольского: приехал наследник российского престола, будущий император Николай II. Совершая кругосветное путешествие, наследник престола 11 мая прибыл во Владивосток и совершил торжественную закладку восточного участка Великой Сибирской железной дороги. А 21 мая князь Николай Александрович посетил село Никольское. Его встретили казаки и дети, одетые в красные рубахи, русские и корейские крестьяне с хлебом-солью на серебряных блюдах. В честь приезда будущего императора в Никольском построили арку-часовню. В том же 1891 году началось строительство Уссурийского участка Транссибирской магистрали и железнодорожной слободки.

В 1893 году в Никольском без военных проживало уже 3717 человек. 17 августа этого же года открылось рабочее движение между Никольским и Владивостоком, что стало главным событием года.

В подготовке статьи использованы материалы книги "Город, где мы: фотоальбом", посвященной 145-летию Уссурийска (Уссурийск: ФГУП "Изд-во Дальнаука" ДВО РАН, 2011 год).