Ставка утилизационного сбора в России может быть планово проиндексирована в среднем на 70-85% в 2024 году для автомобильной техники и прицепов, а затем повышаться на 10-20% ежегодно до 2030 года, сообщило Минпромторг. Ведомство отметило, что изменения не коснутся физических лиц, ввозящих автомобили с объемом двигателя до 3 литров для личного пользования, пишут эксперты autonews (18+).
Автомобильная техника и прицепы
Индексация для строительно-дорожной техники начнется с 2025 года с ежегодным повышением ставки на 15%. Рассматривается возможность отложенной индексации для экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков до 2026 и 2028 годов соответственно. Новые коэффициенты будут учитываться с перспективой на уровень инфляции и макроэкономические факторы.
Автомобильные производители и дилеры
Повышение утилизационного сбора затронет только те виды техники, серийное производство которых освоено в России и Белоруссии. Это касается автомобилей, электромобилей, прицепов, полуприцепов, грейдеров, бульдозеров, гусеничных тракторов, погрузчиков, катков и самосвалов. Проект постановления правительства направлен на общественное обсуждение.
Российские автопроизводители в целом положительно оценили инициативу. Например, автозавод "Москвич" считает, что повышение утильсбора поможет углублению локализации автомобилей. "Автомобильные технологии" (бывший завод ПСМА в Калуге) видят в этом шаг к повышению стабильности инвестиционных условий.
Мнение экспертов
Тем не менее, ассоциация "Российские автомобильные дилеры" посчитала повышение утильсбора неэффективной мерой поддержки автопрома. Президент ассоциации Алексей Подщеколдин считает, что это угрожает отечественному авторынку и что снижение или отмена утильсбора для китайских производителей может привести к приходу новых игроков и снижению цен.
Основным лоббистом повышения утильсбора является АвтоВАЗ. Глава компании Максим Соколов отметил, что китайские автопроизводители, предлагая большие скидки, выдавливают АвтоВАЗ в низкомаржинальный сегмент.
История и правила утильсбора
Утилизационный сбор — это единовременный платеж за утилизацию автомобилей, введенный в России в сентябре 2012 года. Размер платы определяется базовой ставкой и коэффициентом по виду транспорта. Российским производителям данный сбор возвращается.
С 1 апреля 2023 года для ввоза автомобилей из стран ЕАЭС требуется уплата коммерческого утильсбора. Теперь утильсбор добавляет значительные суммы к стоимости автомобилей в зависимости от объема двигателя: от 306 000 руб. до 1,235 млн руб. за машины с моторами объемом более 3,5 л. За электрокары придется доплатить 360 000 руб.