В июне весь мир отмечает Международный день цветка. Претендовать на столицу этого яркого и, можно сказать, ароматного праздника вполне может Уссурийск. Его улицы, несмотря на стремительную застройку, не превращаются в каменные джунгли, а радуют жителей своим цветущим видом. Взять, к примеру, уссурийские клумбы: каждую весну здесь распускаются тысячи тюльпанов. Летом их сменяют не менее симпатичные однолетники: колеус, агератум, ирезине и другие.
Озеленители каждый год обновляют не только местную флору, но и привносят свежие дизайнерские идеи. Одна из таких — покрытие из сосновой коры. Глядя на такой пейзаж, сложно представить, что в трендах озеленения Уссурийска когда-то были цветочные фигуры, обилие вазонов и даже портреты, "нарисованные" на клумбах, а некоторые растения вовсе изжили себя и больше не попадаются на улицах города.
Подробности о том, как менялась "мода" на городских цветниках со времен СССР и до наших дней, редакция ИА UssurMedia узнала у опытного озеленителя — мастера участка "Роза" Уссурийского предприятия тепловых сетей Раисы Кучер. Корреспондент застал Раису Ивановну за работой в теплице.
— Раиса Ивановна, давайте начнем с цветов. Какие растения раньше были популярны, но ушли в прошлое, а какие снова вошли в моду?
— Раньше, как я только пришла (работать — ред.), очень модны были канны. Потом они как-то изжили себя, мы их вывели. Просто немодно стало их садить. Это были очень высокие цветы, красные такие, с широким листом, похожие на каллы.
Затем у нас пиретрум был, его тоже со временем заменили. Алиссум, седум, портулак мы активно высаживали, потом перестали. Наверно, они перестали быть стильными. А сейчас в моду вошла герань.
Раиса Кучер. Фото: Александр Шепырев, ИА UssurMedia
— Наверно, вы хотели сказать вернулась?
— Да, именно. Раньше герань тоже была на клумбах, но потом как-то "притихла". А сейчас разновидности всякие есть — королевская, например.
Вот, ирезине, например, никогда не выходила из моды. Седум мы высаживали на вертикальных фигурах, в основном. Видели, наверно, ваза с цветами на Тимирязева у нас была, постоянно высаживали. Шары мы засаживали на Некрасова — Комсомольской, на "Ветеране" по Владивостокскому шоссе. Гриб у нас был на Горького — Пушкина. Но фигуры повально уходят в прошлое.
— Неужели дело только в моде, а не в растениях, которым, возможно, тяжело жить в приморском климате?
— Почему? Да, бывает всякая погода, но цветы хорошо приживаются. Просто садить растения на фигурах — это кропотливый труд. Сейчас проще: например, на Садовом кольце топиари у нас поставили вместо цветочных фигур. Была у нас клумба в форме лотоса возле наркологии на Некрасова, 55. Теперь там огромный кустарник и просто цветы вокруг него. На Суханова возле торгового центра "Москва" стоял павлин — его тоже убрали. Сейчас там две клумбы и скульптура с голубями.
Хотя это даже к лучшему. Должно же в облике города постепенно что-то меняться. Поэтому, думаю, правильно убирают фигуры, которые уже десятилетиями стоят и явно устаревают.
Еще вспомнила: в самом-самом начале на въезде в городе мы из досок сколачивали фигуры, потом их набивали цветами, и получались портреты. Молодое поколение их, скорее всего, не застало. Портреты Карла Маркса выкладывали, Ленина.
— Кто разрабатывал эскизы для таких портретов?
— У нас был свой художник. Потом контуры наносили прямо на землю, а дальше доски и цветы. Но это было очень давно. Наверное, лет 35 назад такое делали.
Повторюсь: это то, с чего мы вообще начинали. Сейчас в основном стараются цветы убрать и высадить больше кустарников. Но я считаю, когда в городе много цветов, это, наоборот, как-то красивее выглядит. Мы и на "Ледовой арене" садили цветы на клумбах. Там те самые красные канны росли, очень красивые. А теперь там пузыреплодник, из которого фигуры вырезают — птичек, волны.
Кустарник у нас и на центральной площади рос одно время. Живая изгородь была, мы ее стригли постоянно. Все это, конечно, тоже убирали, остались только елочки и клумбы, выложенные ракушками.
— Приходилось ли вам заниматься растениями, которые в Приморье вообще не водятся?
— В основном, работаем с теми растениями, которые соответствуют нашему климату. Например, южные цветы вообще не смогут здесь выжить. У нас и ветра какие бывают, и дожди. Бывает, в оранжерее цветы себя прекрасно чувствуют, потому что атмосфера соответствующая создается искусственно, а на улице — ужасно. Поэтому бывает, что цветы "не идут" вообще или плохо "идут". Тогда просто ищем таким растениям замену.
— Раиса Ивановна, у вас столько знаний о цветах. Где вы этому учились, если не секрет?
— Нигде. Это только опыт. Читаешь, смотришь, советуешься с другими. Вообще у меня высшее образование — инженер лесного хозяйства. Вначале я работала мастером по обрезке деревьев. Это фигурная обрезка была, из ветвей шарики формировали. Потом санитарной обрезкой занималась. Но как только мне предложили пойти "на город", так здесь и осталась. Мне понравилось с цветами работать. Тут мастеров было много, вот я и смотрела, поглядывала за их работой, расспрашивала.
— Получается, сколько лет вы работаете с цветами?
— Если в общем говорить, то плюс-минус 35 лет. Если честно, я и не считала. Сюда пришла работать, когда закончила второй курс сельхозинститута. Как-то у меня был перерыв в работе, я на пять лет уходила, но потом опять потянуло к земле. Не смогла остановиться (смеется). Просто нравится работать с землей. И здесь, и на даче моей.
— Серьезно? Вам и на свои грядки сил хватает?
— Конечно. На нашем участке у всех есть дачи. И на собственные грядки хватает сил, и на городские, и везде хватает.
— В таком случае расскажите, пожалуйста, как проходит ваш обычный рабочий день?
— Начинается он с планерки. Обсуждаем, что успели сделать вчера и планы на сегодня, расставляем людей: один пикировкой занимается, другой поливает, третий набивает горшки землей, четвертый укрывает крышу, если это осень. Если выходим в город, собираем цветы в ящики, грузим, на месте опять разгружаем. Кто-то набивает лунки, кто-то поливает.
Примерно в таком стиле оформляют клумбы Уссурийска в 2024 году. Фото: ИА UssurMedia
В нашей работе постоянно нужна физическая сила. Орудовать тяпкой, копать, набивать лунки. Попробуйте ящики загрузить, донести, а потом их же пустые загрузить обратно в машину. Если надо высаживать тюльпаны: везем тюльпаны, землю, листья и все это разгружаем. Тюльпаны посадили, их надо накрыть листьями, потом пленкой, а сверху все закрепляем землей. Все вручную. Это осенью делается, а по весне точно так же: убираешь землю, сворачиваешь пленку, листву грузишь в мешки, перевозишь в питомник, чтобы она тут перегнивала на компост.
— Только ли физическая сила нужна, чтобы быть хорошим озеленителем?
— Какие нам качества еще необходимы: терпение, трудолюбие и любовь к цветам. Кто растения не любит, у того мало что хорошего получится. Плюс, выносливость нужна, потому что бывает очень жарко. Например, в теплице до 50 градусов поднимается температура. Ну, никто не жалуется, работаем.
Раиса Кучер за работой в теплице АО "УПТС". Фото: Александр Шепырев, ИА UssurMedia
— Как долго у вас держатся новенькие, оказавшись в таком режиме работы?
— В последнее время новенькие почти не приходят. В основном здесь все "старенькие" сейчас держатся. Раньше было, конечно, много людей. Кто-то ушел на пенсию, кто-то нашел другую работу. Полегче, может быть.
Физически, да, здесь тяжело. Тут и косить траву надо, убирать, сеять траву, готовить газоны. Вазоны также мы садим здесь, в теплицах, а потом вывозим и выставляем все это вручную. Может, видели, стоят такие на Некрасова, 66, и Ленина, 101. Это тоже тяжело.
— Что мотивирует вас каждый день возвращаться на работу и радоваться ей, несмотря на такой тяжелый труд?
— Посмотрите: весной и летом все зеленое. Выходишь на улицу зимой, везде холодно, а приходишь в теплицу, душа радуется: цветы красивые, ароматные. Как это может не радовать?