Случаи, касающиеся нарушений прав ребенка и детской агрессии, в последнее время переполняют информационное поле Приморского края. Только с начала этого года регион перенес несколько мощных потрясений, среди которых — инцидент с избиением и ограблением группой подростков участника СВО и ситуация с воспитательницей в одном из частных садов, которая укладывала спать трехлетнего ребенка, применяя к нему физическую силу. Но есть и другие резонансные эпизоды, которые также широко освещаются в медиа — когда дети приходят друг другу на помощь, совершают смелые, добрые дела. О том, как обезопасить своего ребенка, почему подростки совершают преступления, а почему — своего рода подвиги, как решить острую проблему буллинга в школах, в обстоятельной и откровенной беседе рассказала корр. ИА PrimaMedia уполномоченный по правам ребёнка в Приморском крае Ольга Романова.
Ольга Романова. Фото: предоставлено пресс-службой правительства Приморского края
— Ольга Владимировна, летом 2023 года Вы говорили о том, что чаще всего Вам поступают обращения, которые касаются нарушений прав детей по вопросам получения дошкольного и школьного образования. Если говорить непосредственно об итогах 2023 года, каких запросов было больше всего?
— В 2023 году, как и в 2022, 2021 и 2020 годах, первое место по количеству обращений заняли различные аспекты реализации прав детей на получение качественного дошкольного и общего школьного образования. Однако стоит отметить, что их количество по отношению ко всем остальным запросам выросло. В целом, это отражает реальное положение дел — сфера образования сейчас находится в состоянии преодоления целого ряда системных кризисов.
Цифры таковы: в 2023 году в адрес уполномоченного по правам ребенка поступило 620 обращений. Их общее количество выросло незначительно — в 2022 году обращений было 614. Но если в 2022 году из этих 614 обращений по теме защиты прав детей на получение качественного образования направили 161 заявление, то в 2023 из 620 обращений по теме образования поступил уже 201 запрос. Получается, что почти каждое третье обращение в адрес уполномоченного в Приморье затрагивает тему образования.
— Количество каких запросов занимает второе место в Приморском крае?
— Здесь есть изменения. В 2022 году на второй позиции по количеству стояли обращения по защите имущественных или жилищных прав несовершеннолетних граждан, а в 2023 году на второе место вышли уже запросы по защите права ребенка жить и воспитываться в семье, права на общение с родителями и близкими родственникам. Общее количество таких обращений тоже выросло — так, из 620 обращений 2023 года таких историй у нас было уже 110, а, для сравнения, в 2022 году их было всего 76.
— Можете охарактеризовать главные тенденции в области защиты прав детей в Приморском крае за последние несколько лет?
— Когда мы говорим о защите прав детей, нужно обязательно понимать, что в этой сфере сейчас наблюдается колоссальное количество позитивных сдвигов, которые формируют более устойчивое положение семей с детьми в нашей стране. Это и новые федеральные законы, и дополнения к старым законам, и указы президента Российской Федерации, и наши приморские, региональные меры социальной поддержки семей с детьми.
Однако чаще всего работа уполномоченного по правам ребенка связана совсем не с позитивной стороной жизни, а с моментами, требующими скорейшего или системного вмешательства и исправления. Детские омбудсмены работают в этом проблемном поле ежедневно и ежечасно, без выходных. Поэтому говоря о тенденциях, я бы хотела обозначить именно тревожный их ряд, который нужно преломить. В этом направлении сейчас расставлены приоритеты, это:
- работа по обеспечению детской безопасности;
- профилактика антивитального поведения (прим. ред. антивитальное поведение — поведение, направленное против биологических потребностей человека; может носить характер пассивного и ненамеренного размышления или рисковых в отношении здоровья мыслей и действий, напрямую не связанных с намерением свести счёты с жизнью);
- предотвращение преступлений против жизни и здоровья несовершеннолетних;
- работа по профилактике конфликтов и травли в образовательных организациях;
- действия для адресной защиты права детей жить и воспитываться в семье, получать заботу и внимание от обоих родителей, общаться с другими родственниками.
Мы постоянно проводим консультации по семейным конфликтам в ситуациях спора между бывшими супругами. Кроме того, большое место в работе уполномоченного и его аппарата занимают вопросы по противодействию жестокому обращению с детьми. Такие ситуации невозможно быстро предотвратить — это всегда целых комплекс мероприятий, главная цель которого — безопасные условия жизни ребёнка и его дальнейшее полноценное развитие.
— Можете привести примеры каких-либо резонансных историй, произошедших за год?
— К сожалению, лето 2023 года стало трагическим. В Приморском крае на водоемах погибли 15 несовершеннолетних. Самое трагичное, что дети тонули, спасая друг друга. Это особенность поведения — они бросаются на помощь братьям, сёстрам или друзьям, совсем не задумываясь, а иногда даже не умея плавать. Я считаю, что каждая из подобных трагедий должна стать уроком, не должна забываться. В таких ситуациях общественный резонанс оправдан и объясним.
Тело ребенка найдено в притоке реки Уссури
Есть и другие истории, которые также вызывают бурную общественную реакцию — чаще всего это происшествия с участием несовершеннолетних, зафиксированные на видео. К таким случаям относятся острые конфликты между сверстниками, перерастающие в драки, совершение актов вандализма или общественно-опасных деяний, конфликты учителей с детьми и детей с учителями.
Однако у нас происходят и те истории, которые также должны иметь широкий общественный резонанс — когда дети совершают мужественные и смелые поступки, на которые решился бы не каждый взрослый. Они помогают другим и знают, как вести себя в критической ситуации. Такие случаи тоже происходят каждый год — например, в сентябре 2023 в одной из школ Владивостока школьники спасли девятилетнюю девочку от нападения педофила. Тогда мужчина попытался изнасиловать учащуюся школы №16, когда та шла на уроки, ребенок кричал и звал на помощь — другие школьники сразу среагировали, рассказали о случившемся учителям и не дали злоумышленнику скрыться с места преступления. Я считаю, что этих ребят можно назвать самыми настоящими героями.
Сюда же можно отнести случай, когда ребята спасли девочку, провалившуюся под лёд в парке Минного городка.
— Какие главные изменения произошли за 2023 год? Расскажите о наиболее успешных проектах
— Если говорить об изменениях, которые произошли за 2023 год, то нужно отметить, что их действительно очень много. Сейчас мы можем видеть, как динамично меняется правовое поле. Есть много новых законов в сфере социальной политики, принимаются меры поддержки семьи и детей. Очевидно, что в приоритете у государства благополучие семьи, решение демографических проблем, укрепление семейных ценностей.
2023 год был объявлен Годом педагогов и наставников. Здесь одним из ключевых результатов, на мой взгляд, стало введение в штатное расписание каждой образовательной организации должности "Советник по воспитанию". На данный момент уже провели конкурсный отбор, и советники приступили к работе. Так, в тех школах, где к решению этой задачи подошли комплексно и осознанно, с пониманием роли и задач, которые стоят перед этим специалистом, заметны изменения. Здесь важно помнить, что образование — это процесс не только обучения, но и воспитания детей.
В проектах уполномоченного по правам ребенка тоже есть результаты. Например, в рамках стратегической программы "Подростки России" уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка по всей стране открываются подростковые пространства и клубы. Во Владивостоке, при непосредственном участии и поддержке уполномоченного, например, развивается клуб "Атмосфера". Совместно с подростками, специалистами социально-реабилитационного центра "Парус Надежды" был подготовлен проект развития "Атмосферы". Этот проект вошел в число победителей общероссийского конкурса. Он получит финансирование из средств Федерального подросткового центра.
Подростковый клуб "Атмосфера" — это площадка для неформального общения подростков города Владивостока, где через взаимодействие со значимыми взрослыми происходит формирование позитивного "Я", социализация во временном детском коллективе, раскрытие творческого потенциала. Помимо этого, с подростками проводится работа по профилактике суицида, буллинга в школе и предупреждению сексуального насилия, индивидуальные профилактические беседы.
Продолжая тему проектов уполномоченного по правам ребенка в Приморском крае, нельзя не сказать о цикле теле и радиопрограмм "Недетский разговор" (16+), посвященных различным аспектам обеспечения детской безопасности. Я получаю очень много откликов на эту программу, также как и на проект "Родительский час с уполномоченным по правам ребенка" (16+).
Формат очных встреч с родителями и обсуждение с ними какой-либо болезненной темы, связанной с развитием и воспитанием ребенка, тоже востребован. Я много езжу по Приморскому краю, и такие встречи всегда проходят с большим интересом со стороны родителей.
— А какие проблемы стали самыми острыми в прошедшем году?
— Мы уже говорили о теме детской безопасности. Так, вопрос, связанный с сохранением каждой детской жизни и защиты детей от всевозможных рисков и угроз — мой личный приоритет. В 2023 году 12 подростков приняли решение не жить дальше и привели своё решение в исполнение. Самому юному из них было всего лишь неполных 11 лет. Это страшные трагедии, их можно и нужно было предотвратить. Мне очень хочется, чтобы в Приморском крае этот показатель всегда находился на нуле.
— Расскажите, как обстоят дела с детской преступностью. По итогам 2023, можно ли сказать, что детской преступности в Приморье стало меньше, или, напротив — больше?
— За прошедший год количество оконченных уголовных дел по преступлениям, совершенных гражданами, которые еще не достигли 18 лет, уменьшилось. Так, например, если в 2022 году было зафиксировано, что несовершеннолетние совершили 596 преступлений, то в 2023 это число снизилось на 105 — всего 491 преступление. При этом, из этого количества больше половины составляют кражи, а именно — 266.
На профилактическом учете в территориальных органах внутренних дел по данным на первое января 2024 состоит 1 478 подростков. Здесь также можно проследить тенденцию к сокращению. В 2022 году их было 1 555.
О том, почему подростки совершают правонарушения и как с этой проблемой борются в регионе
— А что влияет на спад детской преступности в Приморье?
— Дело в том, что решение подобной задачи — это всегда целый комплекс мероприятий. Конечно, основной упор на профилактическую работу делают сотрудники правоохранительных органов — в частности, инспекторы по делам несовершеннолетних. Главным инструментом в такой работе являются профилактические беседы. В 2023 году, например, сотрудники ПДН 694 раза выступили на родительских собраниях и провели 12 838 бесед с детьми, подростками и их родителями.
— Расскажите, как на данный момент происходит реабилитация несовершеннолетних, которые совершили преступление? Главное ведь в этой работе — избежать рецидивов в будущем. Что делается для этого?
— Реабилитационная работа с несовершеннолетними, совершившими противоправные деяния, начинается с момента постановки такого подростка на профилактический учет в органах системы профилактики безнадзорности.
В реабилитационной работе должны участвовать все взрослые люди, окружающие ребенка, как в семье, так и за её пределами.
В его судьбе должны быть заинтересованы также и специалисты, представляющие органы системы профилактики, среди них — школа, учреждения дополнительного образования и здравоохранения, социально-реабилитационные центры, а также специалисты из системы молодежной политики, культуры, спорта, полиции. Помимо этого, коррекция противоправного поведения может проводиться принудительно — например, в закрытых специализированных учреждениях, куда ребёнок попадает по решению в суда: в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей или в закрытых учебно-воспитательных учреждениях.
Результаты всегда разные, потому что и подростки всегда разные. К тому же, семья и среда, в которой они росли и формировались, зачастую оказывает на них куда большее влияние, чем все остальные ресурсы.
Очень важно, чтобы в жизни такого ребёнка или подростка были и другие значимые взрослые — те, кто будут рядом с ним в самых разных жизненных ситуациях.
Сейчас мы работаем с коллегами над формированием команды наставников — людей, к которым подростки смогут прислушиваться, которые помогут сделать ребёнку выбор в пользу правового поведения
— В 2023 году под внимание общественности попало достаточно много ситуаций, в которых дети становились как объектами буллинга, так и непосредственно теми, кто буллит. Можно ли говорить о том, что в данный момент в Приморье учащаются такие случаи?
— Да, этих случаев действительно много. Сейчас аппарат уполномоченного по правам ребенка фиксирует рост конфликтных ситуаций, перерастающих в фазу травли или буллинга.
— Как вы думаете, с чем это связано?
— Во-первых, дело в том, что современные родители формируют в детях не коллективизм, а индивидуализм и потребление. Они мыслят следующим образом: "Весь мир для моего ребенка, а на остальных плевать!". Так получилось, что понятия дружбы, взаимопомощи, поддержки слабых сильными — все эти ценности давно ушли на задний план в системе семейного воспитания и растворились. Сейчас мы можем говорить о том, что восстановить эти ценности куда сложнее, чем потерять совсем.
Во-вторых, современная образовательная среда не является психологически безопасной с точки зрения отношений между теми, кто в ней обитает. Получается, что педагоги, дети и их родители не умеют выходить из конфликтов, но с лёгкостью в них втягиваются. А конфликты возникали и будут возникать всегда в любом обществе.
В-третьих, администрация образовательных организаций в большинстве своём, к сожалению, не использует в работе инструменты, рекомендованные министерством просвещения РФ и предусмотренные федеральным законодательством. В школах не работают ни комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, ни службы школьной медиации или примирения.
В-четвертых, классные руководители не всегда считают своей обязательной задачей проводить регулярные мероприятия по сплочению ребят, хотя это прописано в их функциональных обязанностях. Может быть, их в этом не поддерживают родители, а, может, на это просто не хватает времени. Но эта важная часть работы проводится не везде и не всегда.
Конечно, эти выводы сделаны на основе проведенных проверок уполномоченным по правам ребёнка в Приморском крае по тем обращения, которые поступили в мой адрес. Есть в нашем регионе и те школы, в которые я ни разу не приезжала. Их много — гораздо больше тех, где есть проблемы с буллингом. Я уверена, что в них, как раз, все вышеперечисленные факторы отработаны. Важно, чтобы опыт таких школ перенимался и использовался всеми образовательными организациями.
— Не так давно глава Комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев заявил, что сейчас уже разработана предварительная версия законопроекта о снижении подростковой агрессии и профилактике буллинга в школах и интернете. Так, одна из норм документа может ввести административную ответственность для родителей буллеров. То есть, в случае если ребенка признают буллером, его семья заплатит штраф — как вы думаете, поможет ли такой подход решить проблему?
— Да, такая законодательная инициатива находится в работе. Но ведь она не является главным звеном в исправлении этой тяжелой ситуации, не так ли? Я не считаю, что страх перед наказанием станет более эффективным способом мотивации решения проблем, чем осознанное желание человека их не допускать. Сегодня мы живем в обществе с пониженным уровнем культуры межличностных отношений. Это не исправить штрафами и наказаниями, проблему можно решить лишь осознанным стремлением человека повысить свой собственный уровень культуры. Это касается и семейных отношений в том числе. Разве можно остановить, к примеру, разводы перспективой применения административной ответственности?
— Есть ли у проблемы какие-то наиболее эффективные способы решения?
— В первую очередь необходимо повышать уровень культуры. Это опять же комплексная задача, решение которой зависит от каждого человека. Я, например, планирую и дальше вести свою просветительскую деятельность — это связано и с тем, что люди, которые были на моих выступлениях, лекциях и встречах, просят меня продолжать эту работу.
Министерство образования Приморского края реализует проект "Зонт". Он направлен на профилактику буллинга в образовательных учреждениях. Я уверена, что в 2024 году мы сможем не только увидеть, но и ощутить положительные изменения в этом вопросе.
— Самые резонансные случаи в школах, на которые тут же реагировали и руководство, и власти, и прокуратура, стали резонансными во многом благодаря огласке и тому, что их записали на телефон. Именно СМИ и социальные сети становились инструментом огласки проблемных ситуаций. Сейчас в школах запрещены телефоны — видео с уроков уже записывать нельзя. Соответственно, и резонансных случаев станет, наверняка, меньше. Это, на ваш взгляд, приведет к оздоровлению ситуации или наоборот, какой-то важный элемент школьной темы будет упущен?
— Я не думаю, что запрет на использование мобильных телефонов в образовательном процессе снизит количество резонансных случаев. Если беда происходит, то для огласки в социальных сетях можно опубликовать и собственный видеомонолог с рассказом о произошедшем. Такие истории были и в ранее. Главное, чтобы сами беды не происходили. Наличие телефонов или их отсутствие на сам источник проблем никак повлиять не может.
К оздоровлению ситуации приведет осознание каждым человеком того, что в нашем обществе просто необходимо выстраивать отношения, забыв установку из 90-х годов "Человек человеку — волк". Нет, мы не волки, мы люди, и мы умеем говорить.
Это значит, что мы способны договариваться, понимая, что другой человек вправе иметь иное мнение, отличное от нашего. Однако если общая цель — безопасные межличностные отношения, то мы точно сможем прийти к взаимопониманию. Именно этому нужно учить детей, а для начала научиться самим — ну или вспомнить, как это делается.
— Как сейчас обстоит сотрудничество с государственными и общественными организациями, деятельность которых направлена на помощь детям? ("Парус надежды", "Мы и дети" и т.д.). Что дает это сотрудничество? Планируется ли оно в дальнейшем?
— Конечно, для уполномоченного по правам ребёнка это не просто сотрудничество, это практически ежедневное взаимодействие. И с теми организациями, которые работают от имени государства, и с теми, кто реализует свою миссию помощи детям в некоммерческом общественном секторе, мы регулярно работаем сообща.
Подобное взаимодействие необходимо, чтобы оказать помощь ребёнку или семье здесь и сейчас. Для меня это важно, поэтому сотрудничество и взаимодействие будет только развиваться и укрепляться. Уже сейчас в регулярном формате мы взаимодействуем с радом социально-ориентированных некоммерческих организаций. Число участников такого партнёрства только растет.
— Расскажите, ведется ли психологическая работа с детьми, отцы которых сейчас на СВО/не вернулись с СВО?
— Работа с детьми в этих семьях может быть построена только по запросу самой мамы. Если мамы или другие родственники обращаются за какой-то помощью или поддержкой, то мы стараемся как можно быстрее её оказать.
— Поделитесь целями, которых хотелось бы добиться в 2024 году. Какие направления вы считаете наиболее приоритетными на данный момент? Какие шаги для достижения этих целей планируете предпринять?
— В первую очередь сейчас мы ставим цель снизить количество детских смертей. Необходимо снизить количество детей, попадающих в учреждения из семьи, увеличить количество детей в возрасте до четырех лет, возвращенных в безопасные условия в родные семьи из учреждений, где они оказались в силу разных причин. Важно также снизить количество фактов травли и буллинга.
Да, это очень сложные и многоуровневые задачи. Их решение не зависит от одного человека. Нужна командная работа, взаимодействие разных ведомств и, конечно, общая нацеленность не на статистику, а на результат.
Способ только один — больше работать и верить, что все получится!
— Расскажите, куда ребенок может обратиться в случае сложной жизненной ситуации?
— Сложные жизненные ситуации могут быть разными. В случае, когда помощь нужна экстренно, прямо здесь и сейчас, нужно позвонить по любой из этих горячих линий:
8 (800) 200-01-22 — федеральный детский телефон доверия (круглосуточно);
8 (950) 295-21-10 — горячая линия уполномоченного по правам ребенка в Приморском крае;
8 (423) 290-20-11 — краевая круглосуточная служба экстренной психологической помощи;
Здесь же помогут и в том случае, когда ты просто не знаешь, как поступить:
8 (800) 101-73-89 — горячая линия Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Приморского края "Твой Маяк" (г. Владивосток, ул. Станюковича, 28а)
За помощью можно обратиться также и в другие организации, которые занимаются оказанием комплексной (социальной, психологической, педагогической) помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении:
8 (423) 244-64-34, 8 (423) 244-62-27 — Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока (г. Владивосток, Океанский проспект, 41; ул. Толстого, 54)
8 (423) 238-79-91, 8 (423) 238-80-35 — социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды" (г. Владивосток, ул. Маковского, 123)