Претендентом на упоминание в книге рекордов стал уроженец Новосибирска, а ныне — житель Новороссийска Михаил Шмаков. Сибиряк в одиночку проехал от Черного моря до Тихого океана на зеленом "Запорожце" 1984 года выпуска, записывая весь процесс на видео для своего блога. Достигнув конечной точки маршрута — Владивостока, путешественник продолжает колесить на живой легенде отечественного автопрома по Приморью. На 50-й день вояжа путник остановился в Уссурийске, где его "выловил" корр. ИА UssurMedia.
Что действительно побудило новороссийца пуститься в дальнюю дорогу, чем регион покорил кубанского гостя, и почему приходилось разговаривать с машиной — об этом Михаил Шмаков рассказал в интервью.
— Михаил, ваше первое впечатление об Уссурийске?
— Когда я езжу по городам, я живу эмоциями. Есть такие места, в которые я еще не заехал, но уже знаю, что мне там будет не хорошо. К счастью, с Уссурийском такого не было. Даже когда просто стоял и долго не мог отыскать здесь жилье, я вообще не нервничал. Чувствовал, что рано или поздно удача мне улыбнется и найдется нормальная квартира за вменяемые деньги.
Я у вас впервые, но у меня здесь уже есть друзья. Мы только в Приморье подружились, поэтому я не стал злоупотреблять их гостеприимством.
В общем, я люблю такие города. По эмоциям почувствовал, что мне здесь нравится. Да, обычный город: зелененький, красивый и немноголюдный. Думаю, мои симпатии к Уссурийску останутся со мной надолго.
Здесь меня не покидает чувство, будто ты находишься в родном месте. Эта атмосфера ощущается, даже если я с местными не общаюсь. Энергия у города положительная, люди с самого утра в чем-то меня выручают: с машиной помогут или просто совет дадут.
Да и в целом регион очень гостеприимный. Находка меня встречала с распростертыми объятиями, я даже уехать оттуда не мог. Сажусь за руль — тут же народ окружает.
От моря до океана на "Запорожце". Фото: ИА UssurMedia
— Раз вы за рулем, то как вам местные дороги?
— Для России у вас отличные дороги. Даже мой родной Новосибирск не может такими похвастаться, откровенно говоря. Местами и слов цензурных не хватает, чтобы это описать.
— Какие-нибудь истории или мифы об Уссурийске слышали?
— Нет, я вообще ни про один город ничего не узнавал. Все, что у меня есть — информация, накопленная за жизнь. В Уссурийске у меня есть товарищ, которого я с детства знаю, он служил здесь. От него много историй слышал про перегоны по зимникам. Я эту приморскую "дальнобойную" романтику с детства впитывал. В общем-то, это одна из причин, почему я с 15-16 лет хотел сюда приехать. И только в свои 42 года добрался.
— Неужели знаменитую легенду о тиграх, которые якобы ходят по улицам, не знаете?
— Нет, представьте. Максимум про нападения тигров слышал, не больше. Я же говорю, о городах я заранее ничего не ищу, не смотрю. Архитектура как таковая, бизнес-центры или старинные памятники — это меня не особо интересует. Другое дело — люди, которые все это создают своими руками.
От моря до океана на "Запорожце". Фото: ИА UssurMedia
— Кстати, о людях. Вы на своих страницах пишете, что во время путешествия ищете изобретателей и их творения. Много таких уже нашли?
— Хотелось бы, но я пока не могу до этой аудитории никак достучаться. То ли я неправильно что-то делаю, то ли просто не дорос еще. Но изначальная цель поездки была — найти сумасшедших, в хорошем смысле, жителей страны, которые могут вместе со мной изменить этот мир технически. Мне нужна команда именно таких людей. Но пока за всю поездку ничего подобного не случилось.
— А в целом как себя чувствуете после стольких дней за рулем?
— Честно говоря, за эти дни очень сильно устал. Ночую только в палатке или в машине. Один раз попал в хостел в Хабаровске, а во Владивостоке был в капсульном отеле. Да, интересный опыт, но там людей много. Вот к вам приехал и решил квартиру арендовать, чтобы просто отдохнуть. Еще и зрение что-то упало.
По моим подсчетам, я в пути уже больше 50 дней. Из дома я выехал 13 июня.
— Как отважились на такое путешествие? Все-таки путь неблизкий, да и машина уже не молодая…
— Ну, как не молодая. 39 лет — совсем как новая, даже младше меня (смеется). А что тут решаться, лето же. Что со мной может случиться? При самом плохом раскладе дойду пешком до ближайшего населенного пункта, а потом как-нибудь сдвинусь с места. Не пропаду, в общем.
А так много факторов сложилось в кучу. Например, развитие личного бренда — блога. Я его и веду, чтобы изменить этот мир. Сейчас ведь как: попасть в топ можно только с трэш-контентом, а я в силу воспитания не буду этого делать. Поэтому я продвигаю такой, нетривиальный, но более приличный контент.
— Кстати, давно блогом занимаетесь? Как успехи?
— Пытаюсь с 2012 года развиться, но особо не получалось залететь в топ. Думаю, опять же, потому мои принципы не позволяют мне публиковать всякую дичь. Три года блог был на техническую тематику. Я снимал ролики подготовке "Запорожца" к поездке, в основном.
Сейчас, когда пошла тема путешествия, подписчики стали более активными. Конечно, не так, как с полуголыми барышнями, трэшем и котиками, которые получают миллионы просмотров. Но я даже рад, что мне достается не так много публики, потому со мной остается реально понимающая аудитория.
— Как возникла идея проехать от моря до океана на "Запорожце"?
— Очень просто. Я родился и 30 лет жил в Новосибирске. В Сибири — там и рыбалка, и грибы. Я перелазил там и тайгу, и болота, и даже на рыбалку на танках ездил. Я даже больше рыболов, чем путешественник. Но 12 лет назад сел в машину и уехал жить на юг, где другая природа, другой менталитет.
Переехал в Новороссийск, и напала тоска по сибирской природе, по уединению. На Кубани ты вообще не бываешь один. Допустим, идешь на море встретить рассвет и порыбачить, а как только солнце начнет выглядывать из-за горы, вокруг тебя уже собираются какие-нибудь милые бабушки и принимают солнечные ванны. А потом эти же женщины тебя еще и пинками выгоняют, мол, им купаться надо срочно, а я мешаю. Ну, это утрированно.
Если серьезно, то на новом месте и расходы выше, и поиск работы по-другому происходит. Не так, как в родных местах, где тебе каждая тропинка знакома. Ты тратишь много лишнего ресурса.
Так и родилась идея встать немного на ноги, купить билет до Владивостока, который с детства меня манил. Думал, прилечу, посмотрю все за неделю, а потом куплю "Запорожец" старый и тихонько поеду на нем обратно на Кубань, купаясь в речках и рыбача по дороге, заглянув на Байкал, который я так и не видел до этой поездки. Короче, хотел убить не двух, а сразу целую толпу зайцев.
Годы шли, проблемы не уходили. Уже и блог завел, но все еще сидел на месте, монотонная жизнь все давила и давила. Где-то в 2020 году я окончательно решил, что сделаю это.
— Почему тогда еще три года откладывали поездку?
— На одни только поиски машины у меня ушло полгода. Как механик со стажем, думал, что за две недели приведу автомобиль в порядок, и можно в путь. А "Запорожец" оказался машиной самобытной, быстро и недорого его привести в порядок не получится. В первый год после покупки удалось на него только электронный впрыск топлива установить, тормоза сделать. Дело было уже к осени, а путешествовать в зиму по Сибири и Дальнему Востоку даже для меня было безумием. Поэтому идея отложилась на следующий год.
Потом у меня начались большие проблемы со здоровьем. Думал, что все равно смогу перенести эту поездку, но в 2021 году состояние сильно ухудшилось. В итоге в январе 2022 года мне сделали операцию на сердце, поездку пришлось вновь отложить.
В 2023-м я понял, что откладывать дальше некуда. Либо я еду, либо признаюсь, что я не хозяин своего слова, поджигаю "Запорожец" и дальше сижу ровно. Но, как видите, с задачей я справился. Стеллы "Новороссийск" и "Владивосток" зафиксированы, план выполнен, и можно успокоиться.
— А почему выбрали именно "Запорожец"?
— Если шуточно: всегда хотел себе автомобиль заднемоторной компоновки с воздушным охлаждением. Таким критериям соответствуют только Порш 911-й, Татра 613-я и "Запорожец". Но так как я по сути "нищеброд", денег хватило только на "Запорожец".
Видел, конечно, как один путешественник из Красноярска колесил по стране на "Жигулях". Но "Жигули" я терпеть не могу с детства, просто до тошноты.
До покупки все, что я знал о "Запорожце" — что это ведро с гайками, которое постоянно ломается. С этим настроением я его себе и покупал. Думал, что буду по дороге терять запчасти, проволочками прикручивать их и снимать это на видео для подписчиков. Но когда купил его и приступил к ремонту, я начал в него "влюбляться". Оказалось, что это очень необыкновенная машина, хоть и собранная изначально через одно место.
— Что вы с ним сделали, чтобы он не развалился по дороге?
— Все, что было у него внутри, можно было просто сгрести в одну кучу и отнести на помойку. То есть, там все было нерабочее изначально. "Внутренности" пришлось новые покупать, а снаружи машину до блеска чистить. Детали, сделанные на заводе, я допиливал, дотачивал, дорабатывал. Таким образом, без всяких поломок преодолел 12 673 километра — вот и результат работы.
Каких-то глобальных происшествий, чтобы я просто застрял на одном месте, не было. Максимум, пробитые колеса, но это вообще не поломка. Или разве что в ливень вода на ноги капает и дверь плохо закрывается. А так без всяких тросов, веревок, эвакуаторов он весь путь преодолел сам. Он у меня реально зеленый самурай и вообще красавчик.
— Почему же, доехав до Приморья, вы решили его продать, как сказали в одном из последних видео?
— Это еще в Новосибирске знающие люди посоветовали выставить его на продажу. Он на тот момент уже был легендарным, так как полстраны проехал. А попав на Дальний Восток, я с ним и вовсе купаюсь в лучах славы. Люди реально готовы мне помочь в чем-нибудь, и реально многие помогают. Но я прекрасно понимаю, что большая часть этих оваций достается "Запорожцу", а не мне. Без него я, в общем-то, никто и как будто не являюсь отдельным целым. И этого я как раз не хотел.
Да, я продаю друга. Как бы это смешно не звучало, но я всю дорогу ехал и разговаривал с ним. "Слушай, — говорю ему. — Представь, какая судьба уготована всем "Запорожцам" на постсоветском пространстве. Только на металлолом или, в лучшем случае, на огород какой-нибудь гнить. А у тебя вон какая слава на старости лет".
От моря до океана на "Запорожце". Фото: ИА UssurMedia
Самое оптимальное, если я найду какого-нибудь коллекционера или человека, который понимает легендарность этой машины. Так я буду спокоен, что "Запорожец" жив-здоров. В идеале хотелось бы поступить с ним, как с питомцем, которого отдают в хорошие руки: ненавязчиво отслеживать его дальнейшую судьбу. А какому-то блогеру для трэш-контента я его продавать не собираюсь. Не дай бог, если его разобьют или сожгут просто ради хайпа.
А вот если я с ним вернусь в Новороссийск, его нельзя будет просто под деревом оставить. Нужен гараж, постоянный уход. Сейчас он, грубо говоря, свою миссию выполнил. И я многое для него сделал, но, если честно, немножко устал. Однако я не перестану его любить. Хоть нам и пора расстаться, мы в любом случае останемся друзьями.
— А как же планы попасть в книгу рекордов?
— Да такого плана и не было сначала, это тоже друзья по дороге подсказали. Подумал, почему бы и нет. Я как добрался, уже неделю бьюсь подать заявку в книги рекордов России, коих у нас выше крыши. Но пока какая-то лажа выходит (смеется).
От моря до океана на "Запорожце". Фото: ИА UssurMedia
— Если все-таки продадите, думали, как будете возвращаться в Новороссийск?
— Честно? Нет. Тем более, здесь я познакомился с такими матерыми таежниками. Они сказали, куда я должен обязательно поехать, чтобы увидеть настоящий Приморский край, настоящую тайгу, настоящую рыбалку. Если на "Запорожце" назад ехать, то мне, в общем-то, по пути будет. Так что у меня на Приморье еще есть планы.
История камчатца о восхождении на самый высокий спящий вулкан Азии от первого лица