В 2024-2025 годах в российские школы вернется черчение. Соответствующее поручение опубликовано на сайте Кремля. Предмет, который существовал в школьной программе с 1930 годов и был забыт в начале 2000-х, снова возвращается. Редакция ИА UssurMedia узнала, ждать ли этот предмет в школах Уссурийска в сентябре в начале нового учебного года, кто будет преподавать черчение, что на этот счет думают уссурийцы, которые еще застали эту дисциплину у себя в школе.
6 июня на сайте Кремля было опубликовано распоряжение президента Владимира Путина о введении в школах давно забытого предмета — черчения.
"Обеспечить, начиная с 2024/25 учебного года, освоение основ черчения лицами, обучающимися по образовательным программам основного общего образования, а также изучение учебного курса "Черчение" на уровне среднего общего образования лицами, обучающимися по технологическому (инженерному) профилю", — говорится в документе.
Черчение: что это за дисциплина, почему некоторые о ней слышали, но не изучали?
Черчение — одна из технических дисциплин, существовавших в школах с 1930-х годов. В СССР и в постсоветский период это был обязательный урок, который в средней школе приходил на смену изо. Обычно программа строилась так: в начальной школе, пятом и шестом классе дети изучали изо, далее в седьмом классе на смену ему приходила дисциплина "Техническое рисование". Здесь дети простым карандашом рисовали схемы и детали целиком и в разрезе, но без использования линейки, а в восьмом классе появлялось черчение.
На черчении дети узнавали, как изображать построение предметов на бумаге, знакомились со схемами и эскизами, читали чертежи.
Со временем количество часов черчения в школе сокращалось, и уже к 2000-м предмету оставили всего один час в неделю. Впоследствии курс стал факультативным. Официально из школьной программы как отдельный предмет его исключили в 2019 году. Некоторые школы продолжали преподавать черчение, но уже в рамках предмета "Технология".
Черчение. Фото: https://ru.freepik.com
Ждать ли в сентябре новый предмет в расписании в уссурийских школах?
В президентском указе сказано, что черчение вернется в школы, начиная с 2024/2025 учебного года, и будет входить в обязательный курс для школьников, обучающихся в инженерных классах. При этом определили, что освоить основы черчения должны будут все школьники, обучающиеся по образовательным программам основного общего образования.
В управлении образования и молодежной политики УГО рассказали, что пока неизвестно, как именно новый предмет внедрят в школах округа, с какого класса он будет начинаться, кто будет вести занятия. Но в одном уверены точно — новый учебный год начнется без черчения в расписании.
— На текущий учебный год 2023-2024 все по плану, нововведений в виде черчения не будет. Пока ждем 2024-2025 учебный год и только тогда можно говорить более подробно. За это время многое может измениться, — прокомментировала начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования Марина Кувитанова.
Не менее важен и другой вопрос: если черчение все-таки вернут в школьную программу, кто будет его преподавать.
Есть ли еще учителя черчения?
На этот вопрос в администрации заверили, что сейчас действительно сложно сказать, остались ли учителя этой дисциплины в округе, но эта проблема решаема. В случае необходимости будут открыты курсы повышения квалификации, как это было сделано с НВП (начальной военной подготовкой), которую также недавно было решено вернуть в школы.
Редакция пообщалась с уссурийцами, кто еще застал предмет в своих школах. Интересно, что мнения разделились. Одни выступают "за", аргументируя это тем, что черчение развивает пространственное мышление. Так, моторика через бумагу поможет приобрести графическую грамотность. Однако их оппоненты уверены — в век современных технологий такой предмет как черчение в и так загруженном школьном расписании не нужен. Дети давно научились делать чертежи на компьютере.
Черчение. Фото: https://ru.freepik.com
— Мне в школе категорически не нравилось черчение. Возможно, из-за учителя, он же директор школы. Вернуть ли черчение в программу? Будет полезно, но не в том виде, как оно преподавалось в 1970-х годах Умение читать и понимать чертежи не будет лишним для школьника, особенно для классов с техническим уклоном. Чертеж — международный графический "язык" инженеров и других технических специалистов. А вот рисовать чертеж на ватмане с помощью линейки, циркуля и набора простых карандашей с разной степенью мягкости (чем мягче карандаш, тем толще линия — это я помню) — не надо. Полагаю, что искусственный интеллект создаст любой чертеж быстрее и качественнее. А ученику достаточно уметь задавать эти параметры. Черчение руками могло бы быть факультативом на любителя (где-то рядом с каллиграфией), — поделился мнением сотрудник ШП ДВФУ Игорь Варицкий.
Школьные педагоги сходятся в едином мнении, что черчение — важный предмет.
— Я окончила школу в 1984 году и застала черчение. На мой взгляд, оно нужно, так как развивается пространственное мышление. И это то, что сегодня необходимо. Те трудности, с которыми сталкиваются школьники при изучении геометрии, как раз свидетельствуют о том, что пространственное мышление у детей развито плохо. Важно понимать, что в детском возрасте развивается действенное мышление, то есть нужно действовать с предметами, крутить их в руках, строить пирамиды из кубиков, создавать замки, то есть делать те самые 3D-модели, чтобы видеть, как один кубик встает на другой, видеть его перспективу. В этом, кстати, очень помогают кубики Никитина, — рассказала учитель Елена Лубенская.
Однако она высказала опасение: "Главное, чтобы предмет не ввели для галочки". Тогда, по её мнению, возвращение давно забытого предмета ни к чему хорошему не приведет.
— Если в школе этот предмет будет преподаваться грамотно, тогда это во благо. Мне лично черчение давалось легко, единственное, может быть, не совсем красиво получались схемы. Сейчас главная проблема — найти грамотных педагогов черчения. А кого будут привлекать? Людей с инженерным образованием. Да, они знают теорию, но знают ли они так же хорошо методику преподавания. За этот год нужно сделать очень многое: вырастить базу специалистов и сделать это качественно, чтобы дисциплина решала свои основные задачи и нравилась детям, — добавила Елена Лубенская.