Дальневосточный МедиаСаммит (18+)
4–5 июля 2024

Тайный тоннель, завод и проститутки: что скрывали стены китайского театра в Уссурийске
Фото: pastvu.com

Тайный тоннель, завод и проститутки: что скрывали стены китайского театра в Уссурийске

Факты и легенды об историческом здании

Общество

24.04.2023

Пожалуй, каждому жителю Уссурийска знакомо историческое здание на углу улиц Тимирязева — Советская. Массовому сознанию постройка известна как китайский театр, хотя эпицентр восточного драматического искусства здесь существовал совсем недолго. Большую часть века в этих стенах располагался деревообрабатывающий комбинат, однако с его уходом объект культурного наследия чуть было не дошёл до разрухи. Неудивительно, что такая богатая биография породила множество городских легенд: например, о подземных тоннелях, процветающих под крышей здания курильнях и борделях.

Подробности о фактах и мифах китайского театра, дошедших до нашего времени, — в материале ИА UssurMedia.

"Чайна-таун"

Большое кирпичное здание на углу улиц Тимирязева и Советской построено китайским купцом Пан Хо Зином (встречается также написание Пан Фи Оз). В народе дельца, а потом и его постройку прозвали "Панхиозой". Китайский театр изначально был двухэтажным, имел красивую башенку и занимал площадь в 750 саженей (1600 кв. метров).

Прилегающую к сооружению местность еще в 19 веке облюбовали китайцы, поэтому треугольник улиц Некрасова-Агеева-Чичерина стал никольск-уссурийским "чайна-тауном". Немудрено, что рядом с театром развернулся китайский базар, а во дворе "Панхиозы" разместились мельница, сушилки для зерна и даже небольшие заводики по производству соевого масла и спиртного.

Китайский базар

Китайский базар. Фото: Из книги "Город-солдат, город-труженик" (6+)

В самом театре поселилось много уроженцев Поднебесной из числа простых работяг и обслуги. В целом здание вместило в себя гостиницу для приезжих, ресторан, а на втором этаже находился сам театр. Сценическое действо зрители могли наблюдать с балкона или из-за столика в партере. В последнем случае гости могли смотреть представление и одновременно заказывать закуски, чай или напитки покрепче.

Воображение поражал не только размер зрительного зала, но и габариты театральной сцены. Она, по словам историков, представляла собой большой помост высотой около метра. Он примыкал к стене с двумя дверями, за которыми скрывалось закулисье: оттуда на сцену выходили артисты. Здесь же свободно располагался оркестр из 5-6 человек с национальными китайскими музыкальными инструментами.

Особенностью театра было отсутствие на сцене какого-либо занавеса и декораций. По некоторым данным, кулисы достроили позже, но они не сохранились до нашего времени. Состав труппы и вовсе напоминал традиции античного искусства: все роли в спектакле исполняли исключительно мужчины.

Китайский театр в 1912 году

Китайский театр в 1912 году. Фото: pastvu.com

Перемены настигли китайский театр в 1925 году. Историки отмечают, что в это время здание национализировали. Большая часть китайцев отправились на родину к своим семьям, а оставшихся ждала принудительная депортация.

Из театра — в деревообрабатывающий завод

Следующими постояльцами в опустевших гостиничных номерах стали русские. В 1932 году в китайском театре (теперь уже бывшем) открылось малое предприятие №3 КЭЧ (квартирно-эксплуатационная часть — прим. ред.) по ремонту жилья военнослужащих. Через пять лет организация и пилорама КЭЧи объединились с артелью №2/7, выпускавшей учебные принадлежности для Суворовского училища.

С этого момента предприятие именовалось как "Квартирно-эксплуатационное управление №3", подчинялось минобороны и штабу ДФО в Хабаровске. Однако уже 1 октября 1937 года организация стала 313-м деревообрабатывающим комбинатом (ДОК-313).

Вид главного корпуса комбината

Вид главного корпуса комбината. Фото: Из книги "Город-солдат, город-труженик" (6+)

С первых лет работы на предприятии освоили выпуск финской стружки, дранки, круглых щитовых домиков, мебели для комсостава. В годы Великой Отечественной войны здесь начали изготавливать ящики боеприпасов, приклады для автоматов, кузова для машин и повозок. В это время завод назывался уже "Производственно-складским комбинатом".

Расцвет предприятия начался с приходом на должность начальника старшего лейтенанта Ф.Н. Лисенкова. Помимо заметного увеличения объема работ, комбинат заполучил квартиры на втором этаже "Панхиозы", где раньше находилось общежитие для малосемейных и холостых. В 1959 году перестроили получердачное помещение здания, получив полноценный третий этаж.

Масштабная переделка пришла и в производственные помещения: реконструирован сборочный цех мебели, пристроено отделение для покраски изделий и возведено здание клеечного цеха. Пилораму и ветхие дома пустили под снос, построив на их месте лесоцех и филиал сборочного цеха по изготовлению табуреток.

С 70-х годов завод пережил новую череду переименований. В 1973-м он стал 313-м Промкомбинатом, а в 1984 предприятию вернули первоначальное название ДОК-313. К этому моменту на предприятии трудилось 450 человек, по спецзаказам выпускалось 24 вида изделий.

1 / 2

ДОК-313 проработал в стенах "Панхиозы" до 1993 года. После предприятие передислоцировалось в новые цеха по улице Комсомольской. Сам китайский театр долгое время находился в запустении и лишь несколько лет назад обрел презентабельный вид.

По "темным" страницам истории

Китайский театр — одно из немногих зданий Уссурийска, о котором среди горожан ходят легенды. Некоторые из них приводит автор-составитель книги "Город-солдат, город-труженик" (6+) Виталий Тюрин. Первая связана еще с эпохой "чайна-тауна".

Там, по словам автора, на территории китайского театра располагались опиумокурильни, в которых "всегда царил полумрак, стены были черные, в нос бил горький запах опия". На прямое назначение комнаты неприкрыто указывал ее интерьер.

"На низеньком столике стоят две статуэтки: деревянная — Бог опиумокурения и бронзовая — Бог богатства. Перед статуэтками день и ночь горели душистые палочки и китайские ароматические свечи. Синий дымок поднимался вверх и расползался под закопченным потолком. После курения трубки с опием китайцы и маньчжуры крепко спали на сплошных кирпичных нарах, подогреваемых изнутри и устланных циновками. Здесь можно было сделать и укол морфия", — говорится в книге Виталия Тюрина.

Курильня

Курильня. Фото: Из книги "Город-солдат, город-труженик" (6+)

Также на страницы издания попали свидетельства местных старожилов. По их словам, во времена китайского театра получердачный этаж здания с низенькими окнами облюбовали проститутки и сутенеры.

Пожалуй, самой таинственной частью "темной" истории театра стал тайный подземный тоннель. Об этом в книге Виталия Тюрина рассказывает старожил ДОК-313 Михаил Иванович Осокин:

"Вместе с пленными японскими солдатами я делал уборку подвального помещения и обнаружил три дренажных колодца, куда стекала вода, и оттого в подвале всегда было сухо. Предполагали, что она уходила в тайный тоннель, но тогда мы не нашли его. В настоящее время под всем зданием стоит вода, пробовали откачать, но вода не убывает".

Откуда "уши растут"

Книга Виталия Тюрина вышла в печать в 2020 году, однако за три года до этого данные легенды поставил под сомнение краевед Николай Паничкин. Своими доводами он поделился с корр. ИА UssurMedia в 2017 году.

К примеру, в категорию "Мифы" попадают подземные ходы, и Николай Паничкин предположил, откуда "растут уши" у этой легенды.

Здание в период упадка

Здание в период упадка. Фото: предоставлено Уссурийским музеем

— Здание театра было построено в густозаселенном китайском квартале. А это близкорасположенные друг к другу дома и проходы-лабиринты между ним, где можно было легко заблудиться. Сохранились полицейские сводки от 1912 года, рассказывающие о рейде, проведенном в китайском квартале. Тогда сотрудники правопорядка задержали 64 китайцев без документов и выдворили их за пределы Российской Империи, — говорится в материале 2017 года.

Еще одним доводом в пользу "мифичности" подземных тоннелей названы природные особенности Уссурийска. Сама местность болотистая, а подвалы домов, строившихся в те годы, постоянно стояли в воде. Покупка какой-либо техники для осушения порой было весьма затратным мероприятием.

К городским легендам Николай Паничкин отнес и наличие опиумокурилен в здании театра. По утверждению краеведа, даже в то время подобные заведения были незаконными. Такие комнаты находились разве что в прилегающих к театру постройках. Об этом, кстати, писали авторы книг о дореволюционном Уссурийске Картавый и Шредер.

Совсем никаких упоминаний краевед не нашел о наличии в театре борделя. О том, что некто поселил под крышей "Панхиозы" девушек легкого поведения, в источниках нет каких-либо описаний.

Китайский театр в 2023 году

Китайский театр в 2023 году. Фото: ИА UssurMedia

Окутана тайной и личность китайского купца Пан Хо Зина. Историкам неизвестно ни его семейное положение, ни наличие наследников. Не сохранилось даже иероглифического написания его имени. Ясно только, что это был довольно богатый человек, занимавшийся торговлей и строительством и владевший еще двумя зданиями, помимо китайского театра.