Как мотивировать современного ребенка, пресыщенного колоссальным количеством информации в Интернете, которой уступают строгие догмы классического школьного образования? Каким должно быть образование сегодня, чтобы родители могли подготовить детей к будущему? Почему мы не должны удалять детей от цифровых открытий и запрещать им пользоваться гаджетами? Какова роль ультрасовременного учителя в обществе, почему, как бы это парадоксально ни звучало, его главная функция не передавать свои знания? На эти и многие другие вопросы ответил народный учитель Уссурийска Иван Лаоши в телепрограмме "Коваль. Про" на "ОТВ-Прим" (18+) и корр. ИА UssurMedia.
Иван Лаоши — народный учитель Уссурийска, основатель ультрасовременной школы китайского языка и культуры "Чайна Класс", номинант премии мира "Лучший учитель Планеты", поднял вопросы инноваций в системе образования, новых требований к уровню подготовки современного учителя, проблем обучения современных детей в школах и роли современного учителя в обществе.
Иван Лаоши. Фото: предоставлено Иваном Лаоши
— Иван Федорович, почему эти вопросы столь актуальны в современных реалиях?
— 2023 год официально объявлен Годом педагога (учителя) и наставника. "Учитель, преподаватель прямо участвует в строительстве будущего страны, и важно повысить общественную значимость учительского труда, чтобы родители больше говорили своим детям о благодарности к учителю, а учителя об уважении и любви к родителям", — звучит в послании Владимира Путина Федеральному собранию от 21 февраля 2023 года.
Действительно, сегодня учитель играет одну из важнейших ролей в развитии общества, именно он является создателем образовательного фундамента для новых поколений. Именно от учителя напрямую зависит, какими людьми станут наши дети в будущем. В связи с колоссальными изменениями в образовательном пространстве образ педагога выходит на новый уровень, и понимание этих изменений служит толчком для формирования новых педагогических компетенций. От учителя будущего напрямую зависит будущее учеников.
Иван Лаоши. Фото: предоставлено Иваном Лаоши
— Какой он — современный учитель 21 века?
— Успешность работы учителя и качество его работы зависят от его личностных характеристик. Современный учитель обязательно интеллигентный, воспитанный, высококультурный человек, стремящийся к освоению множества знаний. Это человек, в абсолюте владеющий той областью знаний, которую передает своим ученикам. И что немаловажно, не останавливающийся в регулярном самообразовании. Как гласит восточная мудрость: "Учитель не тот, кто учит, а тот, кто учится". Причем всегда.
Современный учитель — это идущий в ногу со временем человек, держащий руку на пульсе технического прогресса и инновационных цифровых технологий. А значит, он должен быть на "ты" с любой техникой, способствующей образовательному процессу, от компьютера до мощной электронной доски или мультимедийного класса.
То, как учитель выглядит, его ухоженность, опрятность, также играют немаловажную роль. Дети серьезнее относятся к личности, обладающей самоценностью и чувством собственного достоинства, а внешний облик есть проекция выше озвученных качеств. И напоследок, но не в последнюю очередь, современный учитель должен уметь любить — в самом широком смысле этого слова. Любить детей, любить школу, как институт общества, любить свой предмет, любить коллег, любить дело, которому он служит.
Иван Лаоши. Фото: предоставлено Иваном Лаоши
— Насколько изменилась роль учителя в образовательном процессе?
— Если раньше учитель был носителем знаний, то в нынешних реалиях с избытком информации в разнообразных источниках он становится модератором образовательного процесса. Педагог вдохновляет детей на поиск информации, направляет, при этом помогая самостоятельно ориентироваться в получаемых знаниях. Для этого учитель создает интересную среду, дает возможность обучающимся увидеть, насколько многогранен мир, сколько возможностей он дает для его познания. Каждый ребенок индивидуален, функция педагога — увидеть сильные стороны ученика и направить образовательный процесс так, чтобы раскрыть таланты обучаемого и увеличить выявленный потенциал. Этому способствует налаживание коммуникации с детьми и сотворчество.
Процесс обучения. Фото: предоставлено Иваном Лаоши
— Каковы, на Ваш взгляд, проблемы современного образования?
— Дети не хотят учиться. Они отказываются выполнять домашние задания, им не нравится ходить в школу. Как следствие, возникает вопрос: почему ребенку неинтересно? Потому что детям скучно обучаться в том формате, который предлагают нынешние школы. Этот формат устарел. Совершенно иной подход предлагают инновационные школы. Как результат, дети охотно посещают школу и самостоятельно инициируют идеи в образовательном процессе.
— В чем секрет инновационных школ?
— В подходе к образовательной системе, где фокус внимания ребенка перенастраивается с изучения предметов на подготовку проектов. Во время работы над проектом у ребенка появляется интерес самостоятельно найти интересующую его информацию, обработать ее и максимально интересно преподнести одноклассникам. В этом весь секрет: когда ребенку интересно, ему не требуются дополнительные мотивации, в том числе и система оценки вложенных усилий и выданного результата.
Успех этого подхода ярко демонстрирует финская школа, зарекомендовавшая себя как одна из самых успешных в мире. Здесь делают упор на уникальность ребенка, а педагог создает условия, способствующие раскрытию этой уникальности. Во время подготовки совместных проектов дети с идентичными интересами объединяются в сотворчестве, налаживают навыки взаимодействия друг с другом, находят совместные решения и таким образом выходят во взрослую жизнь подготовленными. Умеющими коммуницировать с социумом и находить самостоятельные пути решения поставленных задач. Это самая главная инновация в образовании сейчас.
— Какова роль руководства современной школы в образовательном процессе?
— Администрация должна обеспечить условия, необходимые для того, чтобы учителю было комфортно и легко работать. Именно в этом случае педагоги смогут трудиться с полной отдачей, получая качественный результат. В школе должно быть красиво, должно хорошо пахнуть. Интерьер на самом деле играет важную роль. В моем классе напротив учительской висит зеркало, знаете почему? В зеркале учитель видит себя абсолютно так же, каким его видят дети. Человек никогда не будет кричать и злиться, если будет видеть свое изображение в зеркале. Чем больше зеркал, тем чаще люди улыбаются.
Руководитель современной школы заботится о педагогах, это выражается и в составлении удобного расписания, и в мягком контроле того, что творится у подчиненного в социальных сетях. Все-таки учитель не может позволить себе вещи, которые дискредитируют его в глазах учеников. Роль администрации школы — контролировать это.
Иван Лаоши. Фото: предоставлено Иваном Лаоши
— Выстраивание взаимодействия с коллективом тоже имеет особые нюансы?
— Для учителя, вдохновляющего учеников на познание мира, крайне важна поддержка коллектива. В школах практикуется посещение уроков директором, завучем, методистами. В грамотно выстроенной системе взаимодействия посещать занятия стоит на самый выгодный урок и в удобное для учителя время. Не открыть внезапно дверь или сказать ему, мол, я приду к тебе на третий урок. В таком случае второй урок пропадет на 100% ввиду морального состояния учителя. Прийти на самое лучшее занятие, дав возможность учителю демонстрировать свои лучшие качества. Это важно. Администрация должна создать подиум для любого учителя, потому что аплодисменты нужно услышать при жизни, когда ты в расцвете сил, когда ты молод, когда ты поднимаешься на большую высоту, тогда, когда ты становишься мастером педагогического мастерства.
О проблемах нужно говорить тихо, а о победах учителя говорить громко. И учитель, как и дети, абсолютно так же будет стремиться к грому победы. Все хотят получить аплодисменты. При жизни. Повторяю, и это очень важно, чтобы в учителе пробуждались силы. И еще один очень важный момент: чтобы учителю было хорошо в школе, его должны поддерживать все службы школы. Он не должен оставаться один на один со своими проблемами классного руководителя. Преподавателю должны помогать психологи, воспитательная служба, методисты. Не требовать от учителя планы, бумажки, программы, отчеты, а помогать их писать, находить эти программы.
Дети очень важные люди в школе, но самый главный человек в школе — это учитель. Каким будет он, такими будут и дети.
Иван Лаоши. Фото: предоставлено Иваном Лаоши
— Какой он, учитель будущего?
— Наша жизнь стремительно меняется год от года, появляются новые технологии, новые возможности, которые переворачивают наше мировоззрение, меняются наши приоритеты, наши желания, цели и средства к их достижению. Прогресс меняет нашу жизнь, и мы должны принимать эти перемены, воспитывая новое поколение. Для этого система образования должна находиться в постоянном развитии, значит, и подготовка самих педагогов требует новых подходов.
Я считаю, что мы не можем думать о трансформации педагогического образования без учета ребенка, который сильно изменился. Потому что сегодня дети совсем не те, что были, скажем, 20 лет назад. Это дети, которые получают много информации об окружающем мире, это дети, которые успешно пользуются новыми технологиями, но в то же время имеют свои слабые стороны. Например, проблему общения с окружающими.
Для разработки программ нового поколения необходимо учитывать те вызовы современного общества, с которыми сталкивается педагог. Это и быстрое устаревание компетенции, и изменение формы знаний, а также высокая мобильность людей и миграция. Например, решение поставленных задач нашли в Казанском университете, и мне очень нравится их концепция.
Казанский университет предлагает новую парадигму организации образовательного процесса, особенно в отношении обучения учителей. Это трансформирующиеся студенты, учителя, преподаватели и, наконец, сам процесс подготовки учителей. Университет готовит специалистов не только по классической системе, но по распределенной — то есть учителя-предметники теперь могут обучаться в профильных институтах. Благодаря такому подходу мы получаем не просто учителей, но и исследователей, мыслящих гораздо шире. Например, обучение физиков идет практически в тех же условиях, в которых обучаются и классические физики, где с ними работает высококвалифицированная профессура, они проводят эксперименты, опыты. Как следствие, общество получает другого учителя — учителя-исследователя с хорошими практическими навыками.
— Гаджеты в жизни детей друзья или враги?
— Родители часто спрашивают: если ребенку нравится сидеть в телефоне и заниматься с гаджетами, что делать? Забирать, отнимать, запрещать? Я считаю, что это тупиковый путь. Чем больше вы запрещаете ребенку, тем слаще запретный плод. В первую очередь нужно задать вопрос себе: а почему моему ребенку настолько интересна виртуальная реальность и настолько неинтересна текущая жизнь? И ответ кроется в том, что транслируют родители. Чаще всего ребенок видит, как родители в этой жизни несчастны, дом — работа, никаких увлечений, живут по накатанной, нет времени на любимое дело. Ребенок смотрит на родителей и говорит: выходит, жизнь не такая уж и интересная штука, а вот виртуальная реальность — другое дело. Здесь у меня все получается, здесь я — герой.
Еще один аспект: почему у ребенка такая неинтересная жизнь, что гаджеты становятся приоритетны? Скорее всего, ему не нравятся реалии школы, возможно, у него нет друзей, или отдельно взятая игра дает ему то, что не предоставляет жизнь. Поэтому нынешние дети — это вызов педагогам и родителям, проверка нас на компетентность и на способность найти и предложить то, что смогло бы оторвать ребенка от гаджета. Будь то турпоход или род деятельности, который смог бы вызвать интерес и помог оторваться от гаджета. Мы не можем запретить, но можем предложить альтернативу. А если пойти дальше, мы должны научить наших детей не просто играть в телефоне, а взять от него максимум, все возможности, которые он может дать.
У меня был пример в практике: одна мама посетовала, что ее ребенок не вылезает из телефона. Когда начали разбираться, выяснилось, что мальчик не играет, а программирует площадку совместно с другими программистами, которые даже не знают, что он ребенок. То есть он создал команду программистов со всего мира, наладив совместную работу. Очень часто дети не просто играют в телефоне, а действительно что-то там для себя черпают. Смотрят какие-то видеокурсы, снимают потрясающие клипы, рилсы. Важно подойти к ребенку, спросить, что ему нравится в этой игре, и предложить альтернативу.
— И напоследок, расскажите про место учителя в системе образования.
— Интереснейший вопрос и сложнейший. Задача педагога — передать не только собственный опыт, но и опыт поколений. Это то, что называется основой образования. Нельзя взять опыт на веру, его нужно самому пережить. Мудрый человек соединит опыт поколений, непреходящие ценности, классическую науку с современными технологиями, и тогда все получится. Это очень сложная задача, но если не решить ее, у нас ничего не получится.
Иван Лаоши. Фото: предоставлено Иваном Лаоши
Валентина Смищук преподает в средней школе №24