В Уссурийске с начала года зарегистрировано более 100 случаев мошенничеств, когда люди пересылают неизвестным "сотрудникам банков", "продавцам", "полицейским" и "родственникам" крупные суммы денег. Мошенники обогащаются на миллионы рублей, а потерпевшие, сообразив, что лишились денег, пишут заявление в полицию. Накануне в Уссурийске полицейские обсудили тему дистанционного мошенничества вместе с представителями банков и общественниками, сообщили ИА UssurMedia в пресс-службе отдела МВД России по городу Уссурийску.
Дистанционное мошенничество стало темой очередного заседания общественного совета при отделе МВД России по городу Уссурийску, которое прошло в кабинете заместителя начальника полиции Василия Пинчука.
К разговору также пригласили начальника отделения по преступлениям с уголовной направленностью Виталия Банщикова и сотрудников банков.
В своем докладе за круглым столом Виталий Банщиков сообщил, что с начала года зарегистрировано 117 преступлений по мошенничеству, каждый день обращаются пострадавшие. К сожалению, несмотря на большую профилактическую работу, вплоть до поквартирных обходов граждан участковыми уполномоченными, жертв обмана меньше не становится. Граждане продолжают верить незнакомцам, представляющимися сотрудниками ведомств или банков, осуществляют переводы на определенные номера сотовых телефонов. Не задумываясь, предоставляют доступ к личным данным, скачивают приложения и открывают доступ к своим телефонам.
Многие приобретают товары по интернету через непроверенные сайты и у неизвестных продавцов. За два месяца этого года в полицию Уссурийска обратилось 27 местных жителей, у которых подобным способом отняли деньги.
Больше 42 жителей городского округа выполняли указания "сотрудников банков".
Так, одной уссурийской пенсионерке позвонили якобы из Москвы. Предупредили, что племянник по доверенности хочет снять деньги с ее накопительного счета. Чтобы предотвратить операцию, потерпевшей посоветовали самой срочно закрыть вклад и перевести средства на якобы безопасный счет.
Пенсионерка выполнила все указания и практически подарила злоумышленникам 1 млн 814 тысяч рублей. Сняла все, что было у нее, так еще и у соседки заняла 200 тысяч рублей.
Два дня через терминал женщина скрупулезно переводила их "куда сказали".
Аналогично ведут себя все жертвы мошенников. Независимо от пола и возраста. На полном доверии, без письменных договоров дают задатки за аренду квартиры, а бывает, что "сдает" ее мошенник, сам на сутки снявший это жилье. Платят налоги за "выигрыши в лотереях", в которых даже не участвовали.
Все больше появляется желающих получать легкие деньги. Например, необходимо вложить тысячу рублей, а потом получать в ответ по сотне в день. Чудо! И, действительно, пару раз "дивиденды" приходят. И тогда счастливчик кладет уже крупную сумму денег.
Был случай, когда семейная пара из Уссурийска заложила квартиру ради будущей легкой наживы. В итоге отправили неизвестным лицам 4 млн 800 тысяч рублей.
По-прежнему мошенники находят тех, кто, не усомнившись в полученной информации, передает крупные суммы денег для помощи родственникам, якобы попавшим в беду.
Недавно пенсионерка сняла со счета и через курьера передала 400 тысяч рублей. После чего ей сказали, что этих денег не хватит, чтобы выручить человека, поэтому потерпевшая отдала все, что имела — 3 тысячи долларов и 2 тысячи евро. Не засомневалась и не проверила — правду ли ей говорят?
Мошенники бывают очень грамотные: создают сайты-двойники, умеют взламывать аккаунты, используя промежуточные банковские карты.
Дистанционные мошенничества — преступления из ряда трудно раскрываемых, но и полицейские шагают в ногу со временем, поэтому треть преступников выводят на чистую воду.
Виталий Банщиков на встрече с общественниками отметил, что вскоре им станет легче работать и не придется ждать ответы из банков на запросы полиции, ведь это затрудняет и затягивает ход расследования.
В настоящее время запускается пилотный проект, согласно которому в крупных банках можно будет получать информацию оперативно, так как некоторые сотрудники полиции получат право электронной подписи.
И это только начало. Вскоре сотрудники полиции начнут также сотрудничать и с региональными банками. Представитель банка Уссурийска выразила готовность оказать поддержку в данном вопросе. Рассказала, что они сами делают для профилактики мошенничества, и как помогают клиентам. Ведь иногда достаточно задать несколько вопросов явно нервничающему пожилому человеку, желающему закрыть вклад, чтобы призвать его к бдительности. Есть реальные факты, когда так спасали людей от совершения рокового поступка.
Сервисы банков упрощаются, становится все больше виртуальных услуг. Только ведь и мошенники не дремлют — пользуются этими возможностями в преступных целях. Скажем, открывают банковские карты на подставных лиц, которыми пользуются за пределами региона.
Не остается безучастным и общественный совет при полиции Уссурийска. Так, один из членов совета — главный редактор нескольких радиостанций в Уссурийске — Роман Мелешкин на постоянной основе запустил серию профилактических аудироликов о мошенничестве.
Во время встречи заместитель начальника полиции Василий Пинчук обратился с просьбой к членам общественного совета при ОМВД России по г. Уссурийску и представителям банков — провести беседы по профилактике мошенничества со своими родственниками, соседями, коллегами (особенно пожилыми). Разъяснить, чем опасно выполнение команд неизвестных людей, звонящих по телефону. Напомнить, что неважно, кем представляется лицо на том конце провода — ни в коем случае нельзя сообщать ему по телефону свои личные данные или передавать номер карты, цифры, присланные по SMS.
В завершении мероприятия председатель общественного совета Александр Харламов выразил надежду, что благодаря совместной профилактической работе, количество подобных преступлений удастся существенно сократить.
На крючок мошенников чаще попадают студенты средних учебных заведений, техникумов и колледжей