Фото: из открытых источников
Николай Линевич: генерал, взявший штурмом Пекин и первым озеленивший Уссурийск
В богатой карьере бравого вояки есть три года, за которые ему присвоили звание почетного гражданина Никольск-Уссурйиского
В марте 1904 года почетным гражданином города Никольск-Уссурийский стал Николай Линевич. Указ издал сам император Николай II. Сейчас в память о русском генерале, участнике кавказской, русско-турецкой, русско-китайской и русско-японской войн в Уссурийском городском округе осталось село с одноименным названием — Линевичи. Ему в 1908 году в своем завещании генерал оставил свои сбережения, на процент с которых была построена школа. Что же еще связывает бравого вояку Николая Петровича с городом, благодаря чему его имя на века внесено в список почетных граждан, разбирался корр. ИА UssurMedia.
"Папаша" Линевич
Будущий герой нескольких крупных войн родился 5 января 1839 года в дворянской семье. Николай Линевич получил прекрасное образование, учился в гимназии, затем поступил на военную службу и от юнкера дослужился до генерал-лейтенанта. Уже в 17 лет он прапорщик, участник Кавказской войны в составе пехотного Севастопольского полка.
В 1859–1864 годах молодой Линевич бился в Чечне и Дагестане, за отличие в сражениях с горцами был произведен в офицеры и получил первые боевые ордена.
Николаю Линевичу не было и тридцати лет, когда в полку он заслужил репутацию одного из лучших боевых офицеров: он метко стрелял и был талантливым фехтовальщиком.
В 1877-1878 годах Линевич участвует в русско-турецкой войне и получает несколько серьезных ранений: одной пулей в руку, двумя пулями в ногу и контужен в бок. За эту войну он удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени.
На протяжении всей военной карьеры Николай Линевич был неизменно любим нижними чинами. Солдаты высоко ценили его заботу, за что прозвали генерала "папашей" и были готовы пойти за ним в огонь и воду. Пик славы Линевича пришелся на конец XIX — начало XX веков — события "боксерского восстания" в Китае.
![Линевич](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/3554/3553421.jpg)
Линевич. Фото: из открытых источников
Борьба с китайскими "боксерами"
На рубеже веков Китай переживал трудные времена. Государство опутала коррупция, казна разворовывалась, экономика находилась в плачевном положении. Этими обстоятельствами активно пользовались иностранцы, установившие контроль над концессиями и рынками. Соседняя с Китаем Япония намеревалась отвоевать Маньчжурию и, разгромив противника, двинулась вглубь страны. Ситуация встревожила Россию, которая вступилась за Китай. Взамен союзники предоставили русским в долгосрочную аренду Ляодунский полуостров, разрешили строительство военно-морской базы Порт-Артур и торгового порта Дальний. Началось сооружение двух железных дорог: Китайско-Восточной и Южно-Маньчжурской. В районе строительства новых путей сообщения рос Харбин — он считался русским городом.
Политика европейских стран в отношении Китая была разной. Русские не проявляли агрессивных намерений, а также не организовывали опиумных войн и ввоз наркотиков, в отличие от англичан или французов. Однако для китайских националистов не существовало принципиальной разницы между иноземцами. Всех они воспринимали как врагов, чуждых традиционной культуре Востока. Недовольные стекались в буддийские монастыри и школы боевых искусств, основали тайную организацию "Большой кулак" и вынашивали планы расправы с чужаками. В 1898 году началось восстание ихэтуаней. Их ударной силой выступали отряды, обученные боевым искусствам, поэтому европейцы прозвали бунтовщиков боксерами. Лозунг "Уничтожим иностранцев!" активно подхватили бедняки, к которым присоединились банды и преступные группировки. Власти Китая никак не сопротивлялись восставшим и закрывали глаза на бесчинства.
Тем временем ихэтуани убивали или пленили русских рабочих и служащих, угрожали членам их семей. Для охраны КВЖД русскими были сформированы специальные казачьи отряды. В июне 1900 года "боксеры" добрались до Пекина и осадили международный квартал с домами иностранцев, посольствами и фирмами. Участились случаи нападения на мирное население.
Европейские державы, обеспокоенные общей проблемой, договорились организовать совместную операцию по наведению порядка. В числе участников была и Россия.
Главнокомандующим назначили германского фельдмаршала Вальдерзее, однако тот не спешил приезжать на место. Ждать было невозможно, и командование принял на себя Николай Линевич. Он собрал 15 тысяч солдат, половина из которых — русские. Восставшие стягивали силы к реке Пейхо, и Линевич отдал приказ о ее форсировании. Противник на данном этапе был повержен, а через неделю экспедиционный корпус генерала достиг Пекина.
![Линевич](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/3554/3553428.jpg)
Линевич. Фото: из открытых источников
Осада Пекина
Николай Линевич не тратил времени на осаду и сразу отправил подчиненных на штурм столицы. Борьба шла неделю и завершилась победой русских 14 августа 1901 года. Одними из первых в Пекин вошли казаки 1-го Верхнеудинского и Читинского полков. Потери при штурме Пекина составили 128 убитых и раненых. Во время самого восстания русская армия часто защищала и самих китайцев-христиан от восставших, охраняла российские территории и поданных Российской империи.
Неожиданный штурм Пекина произвел в Европе сенсацию. Руководители союзных держав пребывали в восхищении от решительности Линевича, отдавшего приказ о штурме города в 40-градусную жару. Награды посыпались на смелого полководца как из рога изобилия. Линевич получил Святого Георгия 3 степени, а также германские, французские, австрийские и японские ордена. Всего генерал удостоился пятнадцати боевых наград, среди которых золотая сабля с надписью "За храбрость".
"Отдых" в качестве командующего Никольск-Уссурийским гарнизоном
По итогам войны правительство Китая подтвердило права России и других европейских стран на арендованные территории. Русским возвратили железную дорогу, и восточная граница с Китаем надолго успокоилась. После героического похода 1900 года Николаю Линевичу даровали отдых и назначили на вполне спокойную по военным меркам должность командующего Никольск-Уссурийским военным гарнизоном.
Первым делом Николай Петрович навел идеальный порядок в гарнизоне. Как вспоминал приамурский генерал-губернатор Николай Иванович Гродеков, "…генерал Линевич довел вверенные ему войска до превосходного состояния. Он лично следит за офицерскими занятиями и всячески поддерживает стремление к самообразованию, устраивает часто беседы и сообщения, в коих всегда является компетентным руководителем. Авторитет его в войсках огромный. Устройство быта войск и забота его как об офицерах, так и о нижних чинах выше всякой похвалы, и в отношении казарменных удобств и довольствия войска, ему подчиненные, достигли совершенства".
Он инициировал процесс деления Никольска-Уссурийского на районы с их одновременным благоустройством. И план этот реализовывался так: городской голова принимал на себя организацию работ по разметке бульваров, дорожек и оград, а подчиненные Линевича войсковыми обозами поставляли гальку и песок для дорожек, копали ямы для посадки деревьев и кустарников. Далее совместная работа горожан и нижних военных чинов на первых городских субботниках — "праздниках древонасаждения" (по формулировке местной прессы). К этим мероприятиям также привлекались педагоги и ученики городских училищ и церковно-приходских школ.
Новоявленный комендант гарнизона отметился и в другой, также не совсем привычной для себя области — возглавил местное общество любителей садоводства и огородничества, что было "встречено весьма сочувственно как населением, так и администрацией края". Основателем общества и главным его вдохновителем был капитан Абаза, но после его смерти в 1897 году общество приходило в запустение — до той поры, пока его не возглавил Николай Линевич, принявший в его делах самое деятельное участие.
В 1900 году селу, основанному на правом берегу реки Раздольной, дали имя Линевича.
В феврале 1904 года Николай Петрович навсегда простится с Никольск-Уссурийским, но уже в звании его почетного гражданина.
![Линевич](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/3554/3553422.jpg)
Линевич. Фото: из открытых источников
Конец войны. Конец карьеры
В Русско-японскую войну Линевич временно командовал русской маньчжурской армией до прибытия генерала Алексея Куропаткина 15 марта 1904 года. После поражения русских в Мукденской битве генерал Куропаткин был освобожден от своего командования, а Линевич был назначен на его место на посту командующего русскими войсками на Дальнем Востоке. Однако получив повышение, Линевич откладывал действия, раздражая царя Николая II бесконечными требованиями о подкреплении, настаивая на том, что он должен иметь численное превосходство 1,5: 1, прежде чем он сможет перейти в наступление на японские позиции. Он выступил против мирных переговоров с Японией, сообщив царю Николаю, что победа на суше будет обеспечена после прибытия необходимых подкреплений.
После того как Портсмутский мир положил конец войне, Линевич руководил эвакуацией русских войск из Маньчжурии, которой препятствовали забастовки и революционная агитация железнодорожников. Он отказался выступить против рабочих, и когда часть его войск восстала в рамках русской революции 1905, он не спешил подавлять восстания, смотря на это как на "тоску по родине".
Но в Петербурге нежелание Линевича прибегать к крутым мерам против стачечников, забастовщиков и запасных солдат было поставлено генералу в вину. 6 февраля 1906 года он был снят с должности главнокомандующего и отозван в Россию, против него было начато расследование по обвинению в "бездействии власти".
В течение восьми месяцев генерал находился под следствием, но затем Николай II приказал возбужденное дело прекратить.
Однако испытания последних лет надломили крепкое здоровье Линевича, и вскоре легкая простуда стала причиной его смерти.
Генерал скончался в 1908 году. На одном из заседаний городской Думы его память почтили минутой молчания и присвоили имя генерала одной из улиц. В завещании имущество передал "селению имени генерала Линевича, находящемуся в Приморской области около Никольск-Уссурийского". На проценты с капитала там открыли сельскую школу — такой была воля легендарного полководца.
Тело Линевича было предано земле на Никольском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.
По материалам газеты "Коммунар", сайтов wikibrief.org, goldenfront.ru, samovarmuseum.ru