Новые технологии создают не только новые возможности, но и пространство для различных манипуляций и даже преступлений. Мы все чаще слышим о случаях кибер-мошенничества, утечке клиентских баз и личных данных, и уже почти обыденным явлением стал кибербуллинг — травля людей в интернете. Возможно ли защититься от влияния опасных тенденций, а главное — уберечь от них самую уязвимую категорию обитателей Всемирной сети — детей и подростков? Серьезный шаг в этом направлении сделал "Ростелеком". Компания инициировала масштабное исследование "Технологии защиты детей в интернете". Результатом большой работы, к которой были привлечены Альянс по защите детей в цифровой среде и компания MINDSMITH, стала карта рисков, с которыми несовершеннолетние могут столкнуться в онлайн-среде. Участники проекта также разработали методы борьбы с интернет-угрозами.
Итоги совместного исследования легли в основу онлайн-вебинаров (18+), организованных "Ростелекомом" для сотрудников региональных отделений компании и представителей СМИ. Два из них, посвященные киберрискам в детской среде в настоящем и ближайшем будущем, провел футуролог, эксперт в области цифровой трансформации, технологических трендов и информационной безопасности, управляющий партнер компании MINDSMITH Руслан Юсуфов.
"В прицеле" — дети
Детская интернет-аудитория невероятно обширна и чрезвычайно привлекательна для кибер-мошенников и преступников всех мастей.
Только вдумайтесь: сегодня свыше 68% детей от 3 до 6 лет (!) активно пользуются интернетом. 80% детей от 3 до 14 лет пользуются им хотя бы раз в день. При этом как минимум половина детей и подростков публично раскрывают свой возраст и выкладывают личные фотографии в соцсетях.
В ходе исследования специалисты выявили 23 киберриска для детей и объединили их в тематические кластеры. О каждом таком риске, представляющем угрозу для эмоционального, психического, физического или финансового благополучия ребенка, подробно рассказал на вебинаре Руслан Юсуфов.
Криминализация подростков
Первый кластер объединяет риски, связанные со втягиванием подростков в криминальные практики. Речь, в частности, о формировании групп и сообществ, пропагандирующих деструктивные действия и безнравственные установки, такие как обесценивание человеческой жизни, проявление агрессии и жестокости. Пример: члены одной неформальной группировки, активно рекламировавшей себя в соцсетях, занимались мелким воровством и вымогательством и выкладывали в соцсетях видео с избиениями детей. Только в "ВКонтакте" (12+) у этой группировки было более 1,7 тысячи подписчиков.
К этой же группе рисков относятся радикализация и экстремизм.
"Подростки от 14 до 17 лет наиболее восприимчивы к радикальным, националистическим, ксенофобским и экстремистским идеям. А алгоритмы социальных сетей работают таким образом: если вы чем-то заинтересовались, то вам будут показывать именно эту информацию и поддерживать "вашу" точку зрения. Крайне маловероятно, что заинтересовавшемуся экстремизмом подростку будут рекомендовать контраргументы. Наоборот, алгоритмы будут его подталкивать дальше по этой губительной спирали", — рассказывает Руслан Юсуфов.
Помимо этого, все большее распространение в онлайн-среде получают такие страшные преступления, как траффикинг (торговля людьми), детская порнография и вовлечение детей в наркоторговлю.
Агрессивный и преступный маркетинг
Самыми распространенными, пожалуй, являются киберриски онлайн-покупок. Дети могут стать жертвами мошенников или приобрести через интернет товар, продажа которого несовершеннолетним запрещена.
"Дети, как самые доверчивые люди, с еще не развитым критическим мышлением, являются наиболее уязвимой категорией жертв онлайн-мошенников. При этом для них велик риск психологического ущерба", — отмечает Руслан Юсуфов.
Самый распространенный риск — купить то, что тебе, грубо говоря, навязали, а ты и не заметил. Для этого используются специальные дизайнерские решения и тонкие психологические уловки, подталкивающие пользователей к совершению покупки.
Так, в США 6-летний мальчик потратил 16 тысяч долларов с кредитной карты матери, покупая игровые дополнения. Компания отказалась вернуть деньги, поскольку родители проигнорировали настройки родительского контроля.
"Продвинутые методики маркетинга позволяют компаниям выстраивать отношения с детьми. Для компаний дети — это потребители. Компании профилируют их, начиная с рождения, ведь цифровой след ребенка начинает формироваться с момента, когда он впервые включает сказку на планшете", — считает Руслан Юсуфов.
Случается, что алгоритмы "знают" о нас больше нас самих. Большую известность получила история американской 14-летней девочки, которой одна торговая сеть начала отправлять купоны скидок на товары для беременных. Узнав об этом, ее родители крайне возмутились бестактностью торговцев. В дальнейшем, однако, выяснилось, что девочка действительно беременна, причем об этом не догадывались не только родители, но и она сама. Но компьютерный алгоритм, используемый интернет-магазином, счел ее поведение очень похожим на поведение беременных.
Интернет атакующий
Еще одна группа рисков объединяет все типы личностных атак и психологического насилия в интернете.
Здесь самым известным риском является кибербуллинг — повторяющиеся эпизоды агрессивного поведения, направленные на угнетение и унижение человека. А еще есть киберсталкинг, проявляющийся в навязчивом преследовании и выслеживании, и груминг — установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком для его дальнейшей сексуальной или криминальной эксплуатации, мошенничества или шантажа.
В этом же блоке рисков — сексуальные домогательства: запугивания, издевательства, принуждения. Не так давно в Подмосковье 11-летняя девочка подверглась домогательствам курьера службы доставки. Несмотря на то, что девочка сообщила о своем возрасте, он отправлял ей сообщения сексуального характера и звонил по телефону. История закончилась благополучно: на один из звонков курьера ответил отец девочки, после чего звонки прекратились.
"Мы должны понимать, что при внедрении новых технологий должно пройти какое-то время, прежде чем риск актуализируется. Но сколько будет жертв, прежде чем риск осознают, изучат, выработают и внедрят меры для борьбы с ним, — это большой вопрос", — отмечает Руслан Юсуфов.
Цифровая эксплуатация
Немало рисков связано с проблемой цифровой эксплуатации детей, использования их для создания цифрового контента.
В их числе — прямое насилие над детьми: создание и распространение материалов с детской порнографией. Так, на протяжении 15 лет в России действовала одна фотостудия, основатель которой представлялся девочкам фотографом модельного агентства и заманивал их на съемки. Его признали виновным в 145 эпизодах насильственных преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних девочек.
К цифровой эксплуатации относятся также кражи персональных данных и доксинг — публичное распространение в Сети персональной информации о человеке без его согласия, а также такой не очевидный для родителей риск, как шерентинг. У этого слова нет русского аналога, оно составлено из двух частей английских слов: share — "делиться" и parents — "родители". Заключается этот риск в регулярном использовании родителями соцсетей для обмена новостями, изображениями и другой информацией о детях. Этим контентом могут воспользоваться мошенники. А кроме того, как показывает исследование, большинство детей не хотели бы таким образом фигурировать в интернете, а часть из них вообще не знает, что видео с их участием родители выкладывают в соцсети и даже зарабатывают на них.
"Проблема в том, что мы не знаем, что бывает после того, как выключается камера. Не знаем, какие чувства испытывает ребенок", — говорит Руслан Юсуфов.
Недооцененные риски
Значительный психический вред детям причиняет также контент, содержащий сцены насилия. Он может формировать у ребенка определенные деструктивные установки. Так, в 2017 году 9-классник открыл в школе стрельбу из пневматической винтовки, а затем взорвал самодельное взрывное устройство. По словам юноши, он решился на преступление после просмотра контента с действиями американских массовых убийц, атаковавших в апреле 1999 года старшую школа в округе Джефферсон, штат Колорадо.
Весьма серьезный по возможным последствиям риск представляют собой опасные тренды и челенджи — вовлечение детей в массовые активности, которые могут вредить здоровью участников и окружающих. Например, в США миллионы просмотров набирали ролики, в которых старшие дети делали вид, будто глотают капсулы для стирки, внешне похожие на конфеты и имеющие приятный запах. Младшие дети реально глотали токсичные капсулы. В итоге было зарегистрировано 10,5 тысяч отравлений у детей младше 5 лет.
Главный эксперт в семье
Что же со всем этим делать? Как противостоять опасным тенденциям, разрастающимся в геометрической прогрессии? Интернет не отменишь, не запретишь, мы срослись с ним во всех сферах жизни.
По мнению авторов исследования, усиление запретительных мер в борьбе с киберрисками большого эффекта не принесет. Ставку следует делать на просвещение и искреннее общение с ребенком.
"Запреты должны быть разумными, и это не единственный способ контроля этой проблемы. Блокировки могут подтолкнуть ребенка на поиск обходных путей. Важно, чтобы дети понимали, какие последствия есть у тех или иных действий, и чтобы они были, что называется, "на светлой стороне", — считает Руслан Юсуфов.
Эксперт считает, что один из работающих способов решения проблемы — сделать ребенка главным экспертом в семье по вопросам кибербезопасности. Родители могут с ним обсуждать эту тему и советоваться: например, как сделать так, чтобы у бабушки пенсию не украли.
Важно не упустить момент, ведь не за горами — очередные новые технологии и связанные с ними новые кибер-угрозы.
В завершение вебинара Роман Юсуфов анонсировал скорый запуск нового онлайн-курса (16+) по кибербезопасности детей. Курс, разработанный совместно с "Ростелекомом", рассчитан в первую очередь на родителей и будет доступен всем желающим.