О профессиональной ориентации детей с проблемами в здоровье сегодня, 26 января, говорилось на педагогическом семинаре в Уссурийске. Своим опытом с коллегами из коррекционных школ Приморского края делились специалисты уссурийской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Вопросы, которые подняли на семинаре педагоги, касались как выбора профессии детьми-инвалидами, обучения в колледжах, так и работе с их родителями, сообщает корр. ИА UssurMedia.
Пандемия на три года закрыла специалистам краевых коррекционных школ возможность личного общения. С начала этого года они вернулись к своей активной работе, решив поделиться значимыми достижениями за этот период в разных сферах со своими коллегами. О профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья шла речь на практико-ориентированном семинаре в коррекционной школе Уссурийска. Около 30 специалистов из Полтавской КШИ (Октябрьский район), Пограничной КШИ, Спасской КШИ, Первомайской (Михайловский район), Раздольненской КШИ не только заслушали доклады уссурийских коллег, но и побывали на открытых уроках.
Как отметила директор Уссурийской КШ Наталья Семенова, сейчас в школе 20 педагогов и 138 детей с проблемами здоровья, из них 41 ребенок — инвалид. Главная задача образовательного учреждения — социализация и профориентация детей, по пути которых школа работает с самого первого года своего образования, а это более 50 лет. Вопросами профориентации учителя занимаются во время уроков и во внеурочное время.
Уссурийская коррекционная школа. Фото: Анна Маринец, ИА UssurMedia
"В начальной школе профориентационные занятия носят пропедевтический характер, в 5-9 классах выступает профильное трудовое обучение. На этом этапе дети овладевают знаниями, умениями и навыками по нескольким профессиям. Обучение строится по принципу многопрофильности. Каждый ученик получает знания по нескольким профессиям, что значительно расширяет его знания о разных профессиях, с которыми он познакомится в дальнейшем", — рассказала Евгения Аникина, заместитель директора по учебной работе.
Мальчики в школе знакомятся с профессиями столяра-плотника, мебельщика, электрика, сантехника, слесаря и дворника. Девочки — повара, санитарки, посудомойщицы, кастелянши, швеи, озеленителя, машиниста по стирке белья, уборщика помещений.
Педагоги школы создали специальную "Дорожную карту" для каждого ученика, чтобы уже с 1-го класса он начал выбирать себе будущую профессию, так как вопрос "кем быть" из-за высокой конкуренции на рынке труда для ребенка с проблемами в здоровье стоит очень остро. Поэтому к этому процессу подключается весь педагогический коллектив.
Галина Шоршина. Фото: Анна Маринец, ИА UssurMedia
"Ведущей формой социального партнерства является проведение тематических экскурсий. Основная цель — познакомить учеников с условиями и характером работы на предприятиях. Ежегодно специалисты Центра занятости населения проводят обзорную экскурсию, дают информацию о рабочих местах города, учат заполнять бланки документов, составляют банк данных на детей", — отметила Галина Шоршина, заместитель директора по воспитательной работе.
Благодаря всей этой работе 100% выпускников 9 классов школы поступают в профессиональный колледж. Особенно плотно работа налажена с автомобильно-техническим колледжем Уссурийска.
"В нашем колледже реализуются программы среднего профессионального образования, есть программы профессионального обучения для тех, кто окончил коррекционные школы. Ребята учатся по следующим профессиям: повар, пекарь (впервые реализовали данную профессию с 1 сентября 2022 года), штукатур, маляр строительный, столяр. В этом году запустили благодаря специалистам этой школы профессиональный конкурс "Швея" и на базе этого планируем с 1 сентября 2023 года открыть новую профессию швея. Срок обучения 1 год 10 месяцев", — рассказала Ирина Тестина, заместитель директора по учебно-воспитательной и социальной работе АТК.
Сотрудники краевых коррекционных школ посетили и уроки по профориентации для детей разного возраста. Так, на классном часе ученики 4 класса узнавали, откуда на столах берется хлеб. Ребята вместе с педагогом изучили весь процесс — от вспашки поля до попадания зерна на элеватор.
Гости стали зрителями исследовательского проекта "Профессии, которые мы выбираем" в 7 классе, где ученики разделились на две группы по интересам и изучили профессии столяра и повара.
Во время деловой игры "Трудоустройство" 8-классники учились заполнять документы. А на мастер-классе 9-классницы вместе с гостями изготовили броши.
Помимо знакомства с профессиями ученики должны уметь правильно тратить свою заработную плату и знать, что такое доходы и расходы. Именно на уроке математики с элементами по финансовой грамотности ученики 6 класса рассуждали о продовольственной корзине.
В это время в мастерских мальчики с педагогами занимались обработкой дерева.
Светлана Макарова. Фото: Анна Маринец, ИА UssurMedia
"Посещать другие учреждения всегда полезно. Во-первых, узнаешь много нового, во-вторых, делишься своими наработками. Я в этом учреждении не была 10 лет и, приехав сегодня, была поражена, насколько школа изменилась, преобразилась, какое здесь современное оборудование, просто замечательно, и мне есть что рассказать своим коллегам. Вернусь с таким хорошим позитивным настроением, есть к чему стремиться. Проблема профориентации стоит остро. У нас градообразующих предприятий немного, поэтому наших детей берут неохотно на работу, если берут, то на такие специальности, которые не требуют квалификации, а наши дети трудиться могут, они приучены, как и в этой школе. В Уссурийске больше возможностей, чем у нас в районе, тем более в нашем селе", — поделилась директор Полтавской коррекционной школы-интерната Светлана Макарова.
На следующем выездном семинаре коллективы коррекционных школ Приморья узнают о лучших наработках коллег в области патриотического воспитания.