Что же предпринять, чтобы ребенок хотел учиться? Задали этот и другие вопросы психологу Онлайн Гимназии №1 Александре Гуливицкой. Вот что советует эксперт.
Чеклист: какие ошибки совершают почти все родители
Стремясь привить ребенку желание учиться, редкий родитель рано или поздно не натыкается на каменную стену сопротивления. По тем или иным причинам ребенок пропускает наставления мимо ушей: просто назло, потому что обидно, или неинтересно. Таких ошибок лучше избегать:
- Сравнивать с другими детьми. Даже если ваш школьник единственный завалил контрольную, с которой все остальные справились, не стоит проводить параллели. Такая тактика отбивает желание учиться намертво.
- Перекладывать собственные амбиции на ребенка. Заниматься только ради того, чтобы порадовать маму с папой, умеют не все. Если стать врачом мечтали вы, а биологию с химией зубрит наследник, не удивляйтесь посредственным результатам.
- Не учитывать возможностей ребенка. Двоечник без нужных учебных навыков за неделю хорошистом не станет. Понадобится время, четкий план действий и ваша помощь. Используйте свое умение найти подход к ребенку по максимуму: найдите для него личную мотивацию. Ту, что откликнется ему лучше, чем стандартное предложение.
- Не договариваться с партнером. Если отец, тетя, бабушка или любой другой значимый взрослый, участвующий в воспитании, относится к учебе ребенка иначе, чем вы, будет в разы сложнее. Чадо, скорее всего, переметнется к тому, у кого придется меньше напрягаться. На учебе это скажется не лучшим образом.
Другой взгляд: почему ребенок не слушает
Могут быть и другие, более глубинные, причины того, что ребенок в ответ на увещевания даже не попытается улучшить успеваемость. На успехи в учебе может влиять:
- “Клиповое” сознание. Это особенность молодого поколения: контент, потребляемый детьми, обычно не требует долгой фокусировки внимания. Сегодняшний процесс обучения, напротив, все еще предполагает умение долго сосредотачиваться на материале — отсюда и внутренний конфликт.
- Из крайности в крайность. Психологи подмечают, что современным детям свойственна полярность в отношении самооценки. Все чаще встречается либо заниженная, либо завышенная самооценка: ни то, ни другое адекватной оценке своих способностей и прогрессу в учебе помогать не будет.
Современные дети способны хорошо учиться, просто найдите нужный подход. Иному ученику нужен тьютор, куратор, а кому-то, помимо репетитора, может понадобиться, например, психолог или специальные упражнения на концентрацию.
Что делать родителям
Для начала придется провести оценку как учебных навыков ребенка, так и ситуации, в целом. Речь пойдет не только о том, что умеет или не умеет школьник, но и об окружающей обстановке.
Есть ли у ребенка возможность спокойно, без лишних отвлекающих факторов (вроде включенного телевизора или младшего брата) делать уроки, повторять материал, готовиться к контрольным? Умеет ли он самостоятельно искать нужную информацию, отделять главное от второстепенного? Ответив на эти и аналогичные вопросы, вы определитесь с зонами роста, узнаете, что уже хорошо получается, а над чем еще надо поработать.
Какими учебными навыками должен обладать ученик средней школы? Вот основные: они помогут вам сориентироваться:
- Информационные. Базовые навыки работы с информацией. Ученик средней школы умеет не только понять прочитанное, но и знает, как работать с учебником. Он в курсе, “где что лежит”: где искать словарь терминов, а где — задачки со звездочкой. Сюда же относится умение усваивать нужное из нестандартных источников: ребенок не должен впадать в панику, если учитель задал посмотреть ролик или послушать аудиозапись.
- Интеллектуальные. Нужно уметь подвергать информацию анализу и критике. Хорошо, если школьник знает, как дробить гранит науки на маленькие кусочки, но надо уметь и создавать что-то свое.
- Коммуникативные. Пересказы, ответы у доски, навык рассуждать и выстраивать простые гипотезы. Умение выполнять письменные работы разных видов — тоже здесь же: школьник должен знать, в чем базовые отличия между докладом, диктантом, сочинением или изложением.
Нелюбовь к учебе — проблема комплексная. Чтобы ее решить, недостаточно закрыть только вопрос мотивации (например, платить за хорошие оценки) или периодически помогать с уроками. Придется взглянуть на ситуацию под разными углами. Честно все проанализируйте. Если проседать будет только один из пунктов, например, ребенок способный и талантливый, но дома шумно, в конечном счете, это может подпортить результат. Если чувствуете, что не справляетесь сами, обращайтесь за помощью к педагогам и психологам — не все проблемы можно решить в одиночку.