Площадка Дальневосточного федерального университета во Владивостоке стала местом проведения Первого Дальневосточного форума социального предпринимательства "Бизнес от сердца" (12+). В рамках работы форума 25 ноября прошла дискуссия на тему корпоративной социальной ответственности. Ключевыми спикерами дискуссии стали руководитель проектов Департамента Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) Виктор Тихонов и руководитель PR-службы и направления работы с вузами HH.RU Юг, эксперт по рынку труда и сфере HR Алёна Анохина (онлайн), модератором круглого стола выступил ведущий радио "ЛЕММА" (18+) Михаил Бровкин. В ходе обсуждения эксперты подняли вопросы, связанные с текущим положением дел на рынке труда в России в целом и на Дальнем Востоке, рассказали про изменения в подходах корпоративной социальной ответственности в условиях новой реальности, а также поделились информацией о современных практиках по привлечению сотрудников, сообщает ИА PrimaMedia.

Первый Дальневосточный форум по социальному предпринимательству "Бизнес от сердца" (12+) задает тренд этого направления в регионе
Совокупность изменений, произошедших за последние 2 года в экономике, кардинально отразилась на современном рынке труда. Внешний фон значительно определил поведение общества и оказал влияние на каждого субъекта социума. Согласно экспертному мнению Алёны Анохиной, пандемия в 2020 году изменила представление людей о трудовой деятельности. Формат удаленной работы показал, что для заработка не обязательно нахождение на трудовом месте всю неделю, и создал понимание, что необходимо определять баланс между работой и личной жизнью. В 2021 году, после завершения ковидных ограничений, рынок начал восстанавливаться, однако в нем произошли значительные структурные изменения. Дефицит соискателей, который существовал в некоторых сферах и до пандемии, стал выше, а переход людей между сферами только усугубил положение дел. Дальнейший исход зарубежных компании из России и наложение санкций в 2022 году также оказали влияние на рынок труда и на психоэмоциональное состояние сотрудников, а объявление частичной мобилизации перенаправило рабочий процесс на выполнение иных задач и привела к вымыванию сотрудников из ряда сфер.
— Совокупность всех этих факторов за последние 2 года приводит в первую очередь к тому, что стресс каждого от события накладывается друг на друга, и все это приводит к созданию дефицита квалифицированных сотрудников, уменьшению кадрового обеспечения и производительности труда,
— отметила Алёна Анохина.
Эксперт по рынку труда и сфере HR также рассказала о том, что в текущих условиях рынка работодателю стоит задумываться о формировании лояльности по отношению к своим сотрудникам. Подобная необходимость позволит компаниям удержать и увеличить работоспособность своих подчиненных, которые будут прикладывать все усилия для достижения поставленных целей, а также станут выступать амбассадорами бренда работодателя, рассказывая всем о предоставляемых возможностях и комфортных условиях в компании.
— В режиме постоянно меняющегося мира прежде всего важной для людей становится стабильность. У человека на первый план выходит комфорт, который он получает на рабочем месте, а также возможности самоорганизации и роста. Грубо говоря, сегодня одной зарплатой людей тяжело удержать, особенно тех, кто привык устанавливать баланс между работой и развитием личной жизни, поэтому сейчас популярны комплексные программы для сотрудников. Это — инвестиция в долгосрочную работоспособность, а корпоративная социальная ответственность — это и есть комплексные меры поддержки благополучия, которые не только будут способствовать выполнению поставленных задач, но и поддержанию ментального и физического здоровья людей. Исследования показывают, что корпоративная социальная ответственность позитивно влияет на привлекательность компании в глазах своих сотрудников и потенциальных кандидатов, особенно среди молодежи, — рассказала Алёна Анохина.
— Буквально недавно мы проводили опрос для исследования и спрашивали, в чем заключается для людей смысл их работы. Касаемо жителей Приморского края, 63% ответили, что цель их работы состоит в самореализации, 34% говорили о том, что для них смысл — в саморазвитии, а для 12% важно признание и уважение окружающих.
В ходе дискуссии о новых подходах в корпоративной социальной ответственности Виктор Тихонов рассказал про использование ВМТП практики взаимодействия с учебными заведениями. По его словам, работодатель, в частности, может приходить в учебные заведения и устраивать для обучающихся карьерные мероприятия в игровом формате. При этом важно понимать, что к самым результативным студентам стоит присматриваться и в дальнейшем по средствам стажировки адаптировать к трудовым будням.
— В нашей практике мы активно взаимодействуем с вузами, активно выбирая нужные специальности. Мы приходим к студентам и устраиваем пробные карьерные мероприятия в основном в увлекательной игровой форме. Ребята участвуют в добровольном порядке, а особо достойных мы приглашаем к себе на стажировку и на работу. Создано целое подразделение, которое работает с учебными заведениями.
Главная цель — это воспитание и привлечение молодых специалистов в компанию. Благодаря этому выпускники становятся более адаптированными и готовым к реалиям рынка труда, а компания, в свою очередь, получает квалифицированного сотрудника,
— отметил руководитель проектов Департамента Владивостокского морского торгового порта.
Так как же в нынешних реалиях не только привлечь, но и удержать хорошего сотрудника? Виктор Тихонов ответил на этот вопрос в том ключе, что заработная плата сегодня для сотрудника и соискателя определяет не все. В условиях, когда есть экономически обоснованный финансовый порог, не позволяющий уже повышать денежное содержание, на первый план выходит уровень менеджмента и культура компании.
— Оказывайте сотруднику социально-культурное обеспечение, чтобы у него было как можно меньше каких-то бытовых хлопот, которые могут его отвлекать в период трудового дня. Не стоит забывать про официальные льготы, которые распространяются на его жизнь и являются важнейшим критерием для налаживания лояльности и взаимоотношения.
Поэтому компании сегодня начинают изучать комфортное пространство очень вдумчиво, ранжировать его по возрастным категориям и социальному статусу. Такое направления сейчас удерживает человека. Налаживайте гуманизацию рабочих отношений, когда работодатель для сотрудника — не просто начальник, а полноценная человеческая личность, которая может ему помочь,
— рекомендовал Виктор Тихонов.
Такого же мнения придерживается и Алёна Анохина. Эксперт по рынку труда и сфере HR считает, что индивидуальный подход к потребностям сотрудников приобрел огромное значение в текущее время.
— Да, я полностью соглашусь с Виктором. В первую очередь — это индивидуальный подход к потребностям сотрудника. Для кого-то будет важно наличие социального пакета и ДМС, кто-то захочет работать не в офисе целый день, а на удаленном формате.
Общаясь с работодателями, мы понимаем, что сегодня одним из приоритетов для соискателей стала возможность "удаленки". И если они выбирают между двумя схожими вакансиями, возможность поработать из дома станет решающей,
— отметила Алена Анохина.
Также руководитель PR службы и направления работы с вузами HH.RU Юг ответила на вопрос, как выбрать себе хорошего сотрудника. По ее словам, в текущее время запросы у компаний к сотрудникам растут, и проблемы выбора подходящего специалиста актуальна как никогда. Цена ошибки для работодателя состоит в том, что слишком много времени и ресурсов уходит на подготовку и адаптацию подходящего работника, а при ошибочном отборе неквалифицированных кандидатов процесс придется начинать сначала, поэтому компании заинтересованы в том, чтобы сотрудники проходили испытательный срок и лишь после него полноценно приступали к выполнению своих служебных обязанностей.
На что же работодателям обратить свое внимание в PR-компаниях, чтобы привлечь целевую аудиторию новых специалистов? Как объясняет Алёна Анохина на примере HH.ru, компании, где требуются соискатели, должны, помимо предоставления финансового интереса, дополнительно использовать инструменты корпоративной социальной ответственности.
— Это постоянная работа в разных направлениях. У компании есть определенная корпоративная социальная ответственность, и если мы ставим целью привлечение и увеличение заинтересованности соискателей, то мы обязательно должны об этом рассказывать. Я, например, выкладывала в соцсетях посты о наших корпоративных мероприятиях. Реакция людей не заставляла себя долго ждать. Они спрашивали "как попасть в нашу компанию?", "почему такие классные условия?", "это вообще работа?".
Все дело — в формировании бренда. Люди, которые работают в компании и имеют высокую степень вовлеченности, являются амбассадорами бренда. Они это делают не потому, что им сказали это делать, а потому, что им хочется рассказать о том, как им круто и классно работается,
— отметила эксперт.
Своим опытом в этом вопросе поделился и Виктор Тихонов, который рассказал про улучшение имиджа компании в глазах общественности. По его словам, участие компании в социальных и благотворительных проектах поможет создать положительный образ в том числе и в глазах соискателей. В пример Виктор привел всем хорошо известную скульптуру амурского тигра, которую из металла, пролежавшего больше 15 лет на морском дне, построили представители Владивостокского морского торгового порта на набережной "Спортивной Гавани".

События, персоны и атмосфера Форума — в фоторепортаже ИА PrimaMedia
Организатор Дальневосточного форума социального предпринимательства "Бизнес от сердца" — Центр "Мой бизнес" Приморского края при поддержке министерства экономического развития Приморского края.
Мероприятие проводится в целях реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" в Приморском крае в рамках регионального проекта "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса".
Информационные партнеры мероприятия — Радио "МИР" (18+), "Love Радио" (18+), Радио "Ретро ФМ" (18+), "MEDIAMETRICS ДВ" (18+).