Уссурийский театр драмы имени В.Ф. Комиссаржевской подготовил своему зрителю жесткую и в то же время волшебную премьеру. На сцене ожила суровая русская сказка "Катапульта" (16+), воплощенная приглашенной постановочной группой под руководством режиссера Георгия Смирнова. Первые "выстрелы" спектакля прогремели 25 и 26 ноября, и свидетелем одного из них стал корр. ИА UssurMedia.
Несмотря на новизну, спектакль уже успел войти в историю театра имени В.Ф. Комиссаржевской как одна из самых быстрых постановок. На весь творческий процесс — читки пьесы Дмитрия Богословского, строительство декораций, подготовку костюмов — у команды было не больше месяца.
— Как рассказывал режиссер, такой ритм требует особенного настроя: нужно быть готовым к тому, что не будет времени взять паузу, подумать, что-то поменять. Но наш небольшой город как раз сыграл на руку приглашенным постановщикам: здесь у актеров нет бесконечных съемок и халтур, и вся команда смогла погрузиться в работу, — сообщила руководитель литературно-драматургической части театра Наталья Белошенко.
И результат работы таков: перед зрителем возникает центральный персонаж — 40-летний Вадим (роль исполняет Денис Оноприенко), которого окружающие упорно кличут Вадиком. С тяжким грузом в виде разрушенного брака, нуждающегося в обеспечении сына-подростка и долгов за съемную квартиру мужчина на свою голову (в прямом и переносном смысле) попадает в криминальную переделку.
— По авторской и режиссерской задумке, Вадик — архетипический мужик из русской сказки. Этакий Иванушка-дурачок. Добродушный, в чем-то наивный, полагается на старый добрый авось и тем самым полностью снимает с себя ответственность за свою жизнь, — добавила Наталья Белошенко.
Впрочем, кто-то увидит в этом герое гоголевского "маленького человека" или даже "лишнего человека": персонажи то и дело подчеркивают, что Вадик застрял где-то между 90-ми и нулевыми. Но перед зрителем все же сказка, и по классическим ее канонам только чудо может остановить этот порочный круг, в котором мужчина мечется, словно снаряд катапульты (в чем и смысл названия). Как ни странно, волшебство случается: свою царевну-лягушку (или золотую рыбку) Вадик обретает в лице дочери местного авторитета Марины (Ольга Банцеева).
Однако проблемы героя больше походят на суровую реальность, в которой нужно учиться брать ответственность на себя, а не перекладывать ее на волшебника. Насколько успешной выйдет инициация Вадика, ждать ли традиционной сказочной победы добра над злом, зритель должен решить сам.
Тем более что сценическое пространство определенно помогает проникнуться состоянием центрального персонажа. Словно витязь на распутье, герой предстает перед тремя дверями с надписью "выход", хотя ситуация почти безвыходная. Давящую атмосферу поддерживают устрашающая иллюминация и временами напрягающий психику звуковой дизайн. Однако всем — и героям, и зрителям — периодически дают расслабиться жизнеутверждающий репертуар группы Scorpions и теплый свет лампочек Ильича.
На этом оформление спектакля не заканчивается. Зрителя также ждут чудеса сценической проекции и волшебное преображение женских персонажей. Как дополнительная отсылка к сказкам и фольклору — народный декор в виде лебедей из покрышек.
Увидеть работу приглашенного режиссера уссурийский зритель может сегодня, 27 ноября, в 19.00. Это будет уже третий премьерный показ спектакля "Катапульта".
Напомним, постановка спектакля осуществляется на средства гранта, выигранного театром по программе развития театрального искусства на Дальнем Востоке при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В декабре 2021 года были объявлены результаты грантового конкурса "Поддержка молодой режиссуры", и уссурийский театр оказался одним из пяти победителей. Ранее уссурийцы также выигрывали грант на постановку спектакля молодым режиссером по этой программе. Благодаря этому в декабре 2020 года в театре был поставлен спектакль "Каренин" (режиссер Роман Габриа, 16+).
Суровую русскую сказку поставил приглашенный режиссер Георгий Смирнов