Студенты ПГСХА
Фото: музей ПГСХА

Как институт через всю страну переехал, и во что это вылилось: история ПГСХА

Перебравшихся студентов разместили в здании, облагороженном японскими военнопленными

Общество

23.11.2022

Ровно 65 лет назад в Ярославле более 500 студентов собрали пожитки, учебники и тетради, сели в поезд и отправились на Дальний Восток. Так глобально и безапелляционно Ярославский сельскохозяйственный институт снялся с места и переехал в Уссурийск. В итоге Приморский край обзавелся вузом, а будущие аграрии — шикарным учебным корпусом с белокаменными колоннами и историческим особняком в качестве общежития. О том, как на развитие вуза повлияла холодная война, о пожаре, чуть не погубившем главный корпус — шедевр зодчества японских военнопленных, и о людях, стоявших у истоков нынешней Приморской государственной сельскохозяйственной академии — в материале корр. ИА UssurMedia.

Глобальный переезд

ПГСХА является единственным вузом Приморья, выпускающим специалистов для сельского хозяйства. А началась его история 29 августа 1957 года с постановления Совета Министров СССР о переводе Ярославского сельскохозяйственного института в город Ворошилов (ныне Уссурийск). Согласно этому документу, созданный в 1944 году Ярославский сельхозинститут должен был переехать в полном составе и новый 1957-58-й учебный год начать на приморской земле.

Для ярославских студентов и преподавателей это было неожиданно. Но, поскольку приказы не обсуждают, уже к концу сентября несколькими большими группами по железной дороге 552 студента агрономического и зоотехнического факультетов и 62 преподавателя и сотрудника института вместе со всей материальной базой переехали в Приморье.

Студенты Ярославского сельскохозяйственного института зима 1957 года

Студенты Ярославского сельскохозяйственного института зима 1957 года. Фото: Фото из архива Маргариты Квасниковой

"В 1957 году мы были молоды и романтичны. Никакого страха от переезда не испытывали. Мы как раз были на целине, в Казахстане. Убирали хлеб. Шел август месяц. У ребят-целинников уже был обустроен полевой стан, а мы только приехали, жили в палатках. И вдруг нам говорят: "Вас переводят в город Ворошилов". Мы и города такого не знали, только по карте потом посмотрели. Всей группой вернулись в Ярославль. На сборы давалось несколько дней, а потом 10 суток в поезде — в неизвестность. Переезд был необязательным, студентам предлагали перевестись в Костромской вуз. Но наша группа поехала в полном составе, отказываться никто не стал", — поделилась воспоминаниями доцент кафедры земледелия и растениеводства Маргарита Квасникова.

Одна нога на слободе, другая — в центре города

Краевые власти выделили новому вузу одно из наиболее заметных в городе зданий. Функцией учебного корпуса наделили бывшее управление Приморской железной дороги на Железнодорожном проспекте (ныне проспект Блюхера).

1 / 2

Под студенческое общежитие отдали трехэтажный особняк из красного кирпича по улице Плеханова, где в дореволюционные годы располагалось Никольск-Уссурийское ремесленное училище. С учетом того, что учебный корпус находился в районе слободы, а общежитие в центре города, студентам приходилось ежедневно преодолевать длительные дистанции.

"Поселили нас в общежитии на улице Плеханова, в читальном зале. Потом уже распределились нормально по комнатам, и начали ходить в институт. После Ярославля, конечно, Ворошилов нам показался слишком провинциальным, похожим на деревню. Даже постройки почти все были деревянные. Вся Плеханова — частный сектор, вся улица Октябрьская — частный сектор. У всех были ставни, в домах люди разувались, и нас это удивляло. Но существенной разницы мы не ощутили. Это была молодость, все перемены мы встречали легко. Да и не были мы избалованными — все дети послевоенных лет", — рассказала Маргарита Квасникова.

Загадки главного корпуса

Главный корпус ПГСХА с его роскошными белокаменными колоннами долгое время порождал легенды о том, как его в 1933 году потом и кровью отстраивали пленные японцы. Как рассказали сотрудники музея сельхозакадемии, здание действительно возводилось в период с 1933 по 1939 годы, но не японцами, а вполне себе отечественными каменщиками.

Предназначалась постройка для железнодорожников. В трехэтажном корпусе располагалась школа железнодорожных мастеров, позже — железнодорожный техникум. В четырехэтажной пристройке разместилось управление Приморской железной дороги во главе с начальником Г. И. Перцевым.

"Никаких колонн и балкончика в ту пору не было. Это поздняя пристройка 1946-48 годов. Вот тогда-то и пригодились рабочие руки пленных японцев. Они построили актовый зал, лестницу главного входа. Так здание эксплуатировалось до 1953 года. После упразднения Приморской железной дороги здесь никто не работал. В 1957 году пустующий корпус по приказу Совмина передали Ворошиловскому сельскохозяйственному институту", — рассказали хранители музея ПГСХА.

Лес и холодная война

В 1957—58 учебном году у Приморского сельскохозяйственного института было два факультета: агрономический и зоотехнический. Для дальневосточного региона с его таежными массивами и необходимостью в специалистах лесного хозяйства этого было недостаточно. Международная обстановка также диктовала свои условия.

Как известно, 1950-е годы были пиком холодной войны между СССР и США. Руководство СССР в ответ на решение США о строительстве авианосцев, с помощью которых они максимально приближались к границам нашего государства, начало развивать подводный флот. Для этого нужна была пробка, которую получают только из двух древесных пород — пробкового дуба, который растет в странах Средиземноморья, и бархата амурского, произрастающего в лесах Дальнего Востока.

ПГСХА

ПГСХА. Фото: предоставлено Ольгой Андросовой

В 1955 году на правительственном уровне приняли решение об искусственном разведении бархата амурского в дальневосточных лесхозах. С этой целью создали специализированные "бархатовые лесхозы", увеличилось финансирование лесохозяйственной отрасли и лесной науки Дальневосточного региона. Но при этом катастрофически не хватало исполнителей — инженеров лесного хозяйства. Руководству Советского Союза требовалось срочно решить проблему обучения и подготовки инженеров лесного хозяйства на месте, то есть непосредственно на Дальнем Востоке.

При передислокации сельхозинститута из Ярославля в Приморье одновременно решился вопрос о переезде лесохозяйственного факультета из Харьковского сельскохозяйственного института имени В. В. Докучаева в Ворошилов. Так в 1958 году в Приморье появился лесохозяйственный факультет для подготовки инженеров лесного хозяйства.

Лесной массив учебно-опытного лесхоза ПГСХА

Лесной массив учебно-опытного лесхоза ПГСХА. Фото: Сибирский лесной журнал

Военнослужащие студенты

Набор на лесфак объявили осенью 1958 года. Желающих получить специальность инженера лесного хозяйства было так много, что приемной комиссии института приходилось принимать вступительные экзамены несколько дней. В абитуриенты свежесозданного факультета номинировались как выпускники школ, так и юноши в солдатской и морской форме, только что отслужившие в воинских частях.

"К моменту поступления в институт я уже успел окончить в Новосибирске речной техникум и получить специальность штурмана речного плавания, прошел срочную службу на Камчатке, и в солдатской форме с лычками сержанта влился в общий поток желающих стать студентами лесфака. Естественно, школьные знания у свежих выпускников школ и остальных абитуриентов были несравнимы, но руководство института приняло решение в первую очередь зачислять в студенты молодых людей с трудовым и воинским стажем. Это решение, как оказалось, спустя уже 60 лет было правильным и дальновидным. Первый выпуск, а также несколько последующих, дали стране хорошо подготовленных специалистов, способных руководить рабочими коллективами, проводить научные исследования, становясь кандидатами и докторами наук, профессорами", — написал в своей работе "Институту лесного и лесопаркового хозяйства Приморской государственной сельскохозяйственной академии — 60 лет" выпускник лесохозяйственного факультета, преподаватель ПГСХА Геннадий Гуков (скончался 12 октября 2021 года).

Капуста корешками вверх, хрупкие комбайны: воспоминания преподавателей

ПГСХИ растил специалистов, многие из которых оставались в альма-матер передавать знания и опыт новому поколению, становясь корифеями института, а с 1995 года — академии. О студенческих годах, о преподавательской карьере и студентах они рассказывают с особой теплотой.

Доцент кафедры земледелия и растениеводства Маргарита Квасникова:

В первые годы работы института специальность агронома была популярна. Еще в Ярославле, при поступлении, мне пришлось выдержать конкурс семь человек на место. Здесь, в Приморье, ситуация была схожей. Огромный конкурс был, и это притом, что набирали курс из 100 человек. Девушки и парни обучались отдельно, по разному расписанию. Встречались группы лишь на лекциях. Причина — военная кафедра. Но плотный график учебы был и у тех, и у других. Свободного времени практически не оставалось.

Студенты ПГСХА

Студенты ПГСХА. Фото: Музей ПГСХА

В первый год деятельности института научно-исследовательская работа только начиналась, удовлетворительных условий для этого практически не было. В 1958 году на базе колхоза "Новая жизнь" создали учхоз академии.

Старший преподаватель кафедры иностранных языков Людмила Серкевич:

Учебно-опытное хозяйство было очень большое, и на сельхозработы туда выезжали разом все: от ректора до лаборанта. Каждому нарезали задачи. Однажды по весне нас отправили на высадку капусты. Я лично работала на посадочной машине. Схему посадки объяснили так: садишься за машину и высаживаешь рассаду корешками вверх. До обеда все шло гладко. После обеда мы снова вышли на посадку, но не учли, что машину поменяли, как следствие, изменилась технология высадки — теперь рассаду нужно было сажать корешками вниз. Мы принялись эту капусту корнями вверх высаживать. Благо, за нами контрольная группа шла, недочет наш исправила.

Студенческие отряды

Студенческие отряды. Фото: предоставлено Ольгой Андросовой

Общая площадь земельных угодий учхоза составляла 6375 га, возделывались три культуры — пшеница, ячмень и соя. В машинный парк входили 16 гусеничных тракторов, 22 колесных трактора, 10 зерноуборочных комбайнов, четыре силосных комбайна, работала опытная мелиоративная станция. На молочно-товарной ферме содержались свыше 1000 голов крупного рогатого скота, из них 500 коров, а свиноферма была рассчитана на 2500 голов.

Кандидат технических наук, доцент инженерно-технологического института Анатолий Слободян:

Тогда создали научно-производственный отряд "Искатель", в котором работали преподаватели и студенты. Как только начиналась посевная или уборочная страда, меня как квалифицированного сварщика на подмогу вызывали. Приходилось на передвижном сварочном аппарате, к УАЗу прикрепленному, круглосуточно на поле дежурить. А поломки случались регулярно, что неудивительно: комбайны были не очень надежные. Поймают камень или железяку какую-нибудь — считай поломка.

Старший преподаватель инженерно-технологического института Анастасия Терентьева:

Работать в институт мастером производственного обучения меня пригласил заведующий кафедрой Иван Волков в 1967 году. Причиной стало то, что до этого я девять лет отработала на заводе. А у студентов были две практики — слесарная и станочная. Со своими подопечными я объездила локомотиворемонтный завод, машиностроительный завод, цех холодильников. А потом повезла группу из 25 студентов на практику в Москву, на завод имени Лихачева.

Сборка холодильников

Сборка холодильников. Фото: предоставлено Ольгой Андросовой

Старший преподаватель кафедры иностранных языков Людмила Серкевич:

За кафедрой был закреплен лаборант, который выдавал студентам словари для индивидуальных занятий и контролировал их возврат. Сидим мы как-то на кафедре, видим: нервничает лаборант, одного словаря не досчитался. А время уже позднее, занятия закончились, студенты разошлись. Отправили лаборанта еще раз аудиторию проверить. Сбегала, возвращается со словарем и рассказывает такую историю.

"Захожу в аудиторию, смотрю, парень сидит. Далее такой диалог:

— Молодой человек, в чем дело?

— Я текст перевожу.

— Какой язык?

— Немецкий.

— Так у вас же словарь английский.

— Так я уже половину текста перевел…"

Старший преподаватель кафедры иностранных языков Любовь Рогачева:

Вспоминаю один случай со студентом, который пришел из армии с нулевыми знаниями по английскому языку. А к слову, раньше на лесфаке английский язык три года изучали. Сначала я подумала: и что мне с ним делать? А потом гляжу: старается парень и даже четверку получил. Когда я его за хорошую отметку похвалила, он мне сказал: "Знаете, Любовь Федоровна, я ваш английский до трех часов ночи учу". И так кропотливо он все слова выписывал, читал, переводил, что спустя три года четверку уже на экзамене получил. Даже скорее так — действительно заслужил. Студенты раньше были очень трудолюбивые.

Старший преподаватель кафедры иностранных языков Людмила Серкевич:

В 1966 году, когда я пришла работать в институт, мне поручили отвечать за самодеятельность. Молодежного центра тогда не было, кураторами студентов были преподаватели. Так мы с ребятами ставили сценки из "Василия Теркина", причем в этом нам помогали молодые артисты театра. Но особенным культурным событием для студентов и преподавателей были демонстрации. Первомай и 7 ноября — это всегда огромная и красочная колонна сельхозинститута. Впереди трактор как символ будущей профессии, студенты несут знамена, которые перед выходом обязательно отутюживали. А замыкала колонну конница Буденного. Это был наш Леонид Петрович Рященко с зоофака, который вел дисциплину "коневодство".

Старший преподаватель института лесного хозяйства Александр Заяц:

Вот говорят: солдатская дружба. А я считаю, что дружба студентов не менее крепка и спустя годы помнится. У нас была спартакиада преподавателей и студентов сельскохозяйственных вузов Сибири и Дальнего Востока, приезжала волейбольная сборная Иркутского сельхозинститута. И в то время спортом не ограничивалось: везли научный опыт, обменивались методическими пособиями. Это было хорошее развитие дружбы во всех областях, в которых действовали наши институты. И главное — мы приобретали очень хороших друзей.

Волейбольная команда

Волейбольная команда. Фото: предоставлено ПГСХА

Внимание: огонь!

Под занавес 1983 года Приморский государственный сельскохозяйственный институт едва не лишился учебного корпуса. Того самого — с колоннами от японских военнопленных. 26 декабря произошел один из самых крупных пожаров в истории города на тот период, о чем в подробностях описано в работе "История пожарной службы города Уссурийска" кандидата исторических наук, доцента кафедры исторического образования ШП ДВФУ Ольги Лынша.

В 07.00 часов утра прохожий увидел, как из окна на четвертом этаже Приморского сельскохозяйственного института вырывается пламя. Гражданин тут же набрал 01, а спустя 12 минут на место прибыли 14 пожарных и две автоцистерны. Разведка показала, что пламя разгорелось не на шутку: площадь пожара уже составила 250 кв. метров, обрушилось чердачное перекрытие корпуса.

ПГСХА

ПГСХА. Фото: предоставлено Ольгой Андросовой

Пожарные пытались тушить третий и четвертый этажи, но силы были неравны: за считанные минуты огненная стихия пожрала 300 кв. метров учебного корпуса. Пришлось вызывать дополнительные силы из Владивостока. К этому времени площадь пожара составила 420 кв. метров.

"Тушить пожар в мороз невероятно сложно: костюмы пожарных покрывались коркой льда, вода застывала на лестницах, пробираться приходилось по скользким пролетам. Но главная опасность заключалась в замерзании воды в рукавных линиях, цистернах и вакуумных насосах", — пишет Ольга Лынша.

Локализовать огонь удалось лишь в 10.43 часов, к этому времени он уничтожил около 600 кв. метров учебных площадей. Дальнейшие 15 часов огнеборцы ликвидировали оставшиеся очаги горения и разбирали балки: обрушилось перекрытие между третьим и четвертым этажом.

Прямой убыток от пожара составил 49 500 рублей, стоимость спасенного имущества — 2 416 667 рублей. Полностью сгорела мебель и учебные пособия кафедры ботаники. Как выяснилось позднее, причиной пожара стал поджог. После пожара факультет агрофака переехал в здание гидрофака по улице Раздольной, 8, и находился в нем до 1987 года.

После возгорания

После возгорания. Фото: предоставлено Ольгой Андросовой

Что сейчас

Несмотря на все жизненные перипетии, за 65 лет существования на приморской земле вуз прошел путь от института с двумя факультетами до академии, в составе которой сегодня пять институтов и одна межинститутская кафедра. В настоящее время академия готовит специалистов с высшим и средним профессиональным образованием по специальностям: промышленная экология и биотехнологии, техносферная безопасность и природообустройство, прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия, сельское, лесное и рыбное хозяйство, ветеринария и зоотехния, экономика и управление.

В учебном процессе задействовано более 100 человек профессорско-преподавательского состава, среди которых имеют ученую степень 73,3%, в том числе доктора наук — 5,9%. Численность студентов очного и заочного обучения составляет 2500 человек. С 2018 года в академии открыто подготовительное отделение для иностранных граждан.

Главный корпус ПГСХА

Главный корпус ПГСХА. Фото: предоставлено Александром Колядой

219508
Общество