Вместе с открытием 85-го сезона в театре драмы имени В.Ф. Комиссаржевской в Уссурийске пройдет еще одно знаменательное событие — открытие персональной выставки (6+) главного художника театра Светланы Зарубиной, приуроченное к 30-летию ее творческой деятельности. Подробности ИА UssurMedia сообщила руководитель литературно-драматургической части театра Наталья Белошенко.
Выставка носит название "Капли" и интересный эпиграф: "Изо всей благодати в руках, крепко сжатых, я донесу только капли". Это строки Николая Рериха, и такой выбор автора выставки отнюдь не случаен. Но об этом позже, а первый вопрос: какое событие служит точкой отсчета?
— Увидела объявление, что в театр требуется художник-рекламист, — рассказывает Светлана Зарубина. — И вот так, начав с должности художника-рекламиста, доросла до художника-постановщика, а затем и до главного художника театра. Все карьерные этапы, начиная с самого малого, прошла.
Среди тех, кто помогал, оказывал влияние, Светлана называет режиссера Юрия Летягина. Он предложил поработать над спектаклем в качестве художника-постановщика.
— В театре я тогда работала бутафором, а в садике, куда ходил мой сын, оказывала "родительскую помощь": расписывала стены сказочными сюжетами. Режиссер увидел эскизы — и предложил сделать спектакль. Это была сказка, "Финист Ясный Сокол" (0+). В процессе работы над спектаклем он мне очень помогал, многому научил, рассказывал про специфику сцены, — вспоминает художница.
Но своим учителем Светлана считает главного художника театра КДВО Александра Кострова.
— Никакого чувства конкуренции, никакой творческой ревности не было: в то время два театра как-то гармонично существовали вместе, — рассказала Светлана Зарубина. — И актеры играли то тут, то там, и специалисты цехов общались между собой по-дружески. Я и сейчас только приветствую, если режиссер приезжает на постановку со своим художником: для меня это, наоборот, возможность поработать вместе с другим специалистом, узнать что-то новое, чему-то научиться. Вот эта возможность творческого общения, обмена опытом — она самая ценная.
— А что, спустя столько лет работы есть еще чему учиться?
— Всегда есть, сколько бы ни прошло лет. Каждый спектакль — это создание чего-то нового с нуля, как будто в первый раз.
Нет одинаковых декораций и одинаковых спектаклей, они не повторяются. И это очень увлекательно.
Первым вечерним спектаклем Светланы Зарубиной стала постановка по двум пьесам Людмилы Петрушевской "Любовь" (16+) и "Квартира Коломбины" (16+). А первой работой с приглашенным режиссером — спектакль "Женитьба Бальзаминова" (6+) в 1996 году, который ставил Станислав Мальцев, ныне главный режиссер Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова. И вот на уссурийскую сцену выходит новый спектакль творческого тандема Мальцева и Зарубиной, комедия "Притворщики" (12+).
— Как происходит сам процесс работы с режиссером над спектаклем: вы предлагаете свои идеи, или у него есть готовое видение сценографии, которое нужно воплотить?
— Бывает по-разному. Есть режиссеры, которые уже знают, что хотят видеть на сцене. Но всё же чаще доверяют мне.
— Чем отличается именно театральный художник от художника вообще?
— Можно сравнить это с обучением медицине: сначала база для всех одинаковая, а потом идет специализация. Так и у художников, постепенно появляется специфика, главное направление в творчестве. Кто-то любит море — и становится маринистом, кто-то хорошо рисует людей — и становится портретистом, и так далее.
Главная задача театрального художника в том, что он решает сценическое пространство. Создает мир, в котором будет разворачиваться действие. Для меня не составляет проблемы адаптировать спектакль под любые параметры сцены, даже незнакомой: в моей работе был опыт переноса на сцену и больше, и меньше нашей. А уж сцену нашего театра знаю наизусть, хоть с закрытыми глазами: даже помню, какой штанкет на какое расстояние опускается. Художнику другого направления, кто всего этого не знает, будет сложно: придется долго разбираться, погружаться в тему. В итоге он всё же справится, но на это уйдет гораздо больше времени. Поэтому каждый хорош на своем месте.
Специфика театрального художника еще и в том, что постоянно приходится проявлять фантазию и творческий подход. Всё, что попадает в руки, можно рассматривать как материал для создания костюмов, декораций. Например, такие неожиданные вещи, как наполнитель для спортивных матов или пластиковые бутылки и так далее. Зритель, глядя из зала, ни за что не догадается, что из чего сделано.
В работе Светлане помогают навыки, приобретенные в разное время: например, опыт работы в журнале, рекламном агентстве и даже в школе — да, были такие эпизоды, когда она уходила из театра на другую работу, но всегда возвращалась. "Театр держит, это такое место, которое притягивает и не отпускает", — говорит Светлана.
Но есть в жизни Светланы Зарубиной и другая, параллельная реальность, которая существует одновременно с работой в театре, не имеет к ней никакого отношения и совершенно не мешает. Это эзотерическая живопись, которая помогает выразить внутренние мысли, чувства и образы. Здесь самое время вернуться к эпиграфу из Рериха.
— Творчество Рериха и его последователей оказало на меня огромное влияние в свое время, я нашла в нем много созвучий тому, что чувствовала сама. Особенно мне близки оказались стихи Натальи Спириной: так получается, что к любой из моих картин у нее можно найти четверостишие, которое раскрывает их смысл. Причем, когда я пишу картину, я о стихах не думаю, они находятся как-то сами, — подчеркнула Светлана Зарубина.
В слове "эзотерическая" в данном случае нет ничего от оккультизма, просто это попытка осмыслить нематериальную сферу нашего существования, поделиться "каплями" от той благодати, которая раскрывается в мире души. Все картины полны символов, их можно долго разглядывать и разгадывать. Ключом к пониманию служит название: отталкиваясь от него, легче увидеть знаки на картине.
По словам Светланы, живопись была в ее жизни всегда, она рисовала с самого детства. Но именно картины, написанные маслом на холсте, появились позже. Самая первая, "Зарождение души", датируется 1991 годом: в то время художница ожидала ребенка — дочь.
"Зарождение души". Фото: предоставлено в театре драмы имени В.Ф. Комиссаржевской
Поначалу картины видели только близкие друзья, Светлана их писала для себя, без всякой мысли о выставке. Одно время вообще перестала создавать картины. Возобновилась эта творческая ипостась благодаря мистеру Мину, он же и вдохновил художницу на первую выставку.
Отметим, мистер Мин Бён Гу — художник из Южной Кореи. В 2016 году он приезжал в Уссурийск, чтобы работать над совместным российско-корейским проектом "История одной женщины" (16+). Когда он увидел картины Светланы, сразу спросил: "А почему ты не сделаешь выставку"?
— Я ему ответила, что на персональную выставку решиться пока не могу, - рассказала Светлана. — Тогда он предложил выставиться вместе, у нас в Уссурийске и потом в Южной Корее. А впоследствии эта идея еще расширилась, и в итоге через год в нашем театре прошла большая выставка корейских и уссурийских художников, с каждой стороны было несколько авторов. Более того, по итогам выставки был подписан договор о сотрудничестве между художниками Уссурийска и города Чхонджу. Ассоциацию уссурийских художников представляла заслуженный художник РФ Ольга Никитчик.
В 2016 году в рамках I Международного фестиваля театрального искусства Республики Корея в городе Чхонджу проходила Международная выставка театральных художников, в которой Светлана Зарубина приняла участие. Там были выставлены только театральные работы — эскизы к спектаклям "Дурочка" (16+), "Маскарад" (12+), "Тень" (16+), "Саня, Ваня, с ними Римас" (12+), "Инкогнито" (12+), "Убийство по ошибке" (18+) и "Очень простая история" (12+), фотографии и костюмы из этих спектаклей.
"Лотос огневой". Фото: предоставлено в театре драмы имени В.Ф. Комиссаржевской
Картины также побывали в Южной Корее, но чуть позже, в 2018 году на 78-й Международной выставке обмена членов Ассоциации искусств Корея-Россия-Япония. С тех пор уссурийская организация ВТОО "Союз художников России" приглашает Светлану к участию в совместных выставках, особенно под эгидой Международной ассоциации женщин-художников "Цветы мира".
Большую часть работ Светланы Зарубиной можно будет увидеть на выставке "Капли" в театре драмы имени В.Ф. Комиссаржевской. Торжественное открытие пройдет 14 октября в 18:00. Выставка будет работать на втором этаже театра. На вернисаже автор планирует представить около 30 картин, эскизов и макетов.
Театр имени В.Ф. Комиссаржевской распахнет свои двери 14 октября