В сентябре 1996 года в Уссурийске на одного почетного жителя стало больше. Депутаты местной Думы единогласно одобрили кандидатуру народного учителя СССР, автора книги "Судьбы" — Теодора Тихого — человека, которого даже после его смерти продолжают называть приморским Макаренко. 30 лет Теодор Михайлович работал с трудными подростками — воспитанниками спецшколы. Сейчас она носит его имя, хотя такого при жизни он не желал. За что будущий легендарный учитель попал в лагерь, почему Теодора Михайловича воспитанники называли Федором Михайловичем, как спецшкола из глухой таежной деревни переехала в Уссурийск — в материале* ИА UssurMedia.
Известный приморский педагог Теодор Михайлович Тихий родился 14 января 1935 года в украинской крестьянской семье на Тернопольщине. В 1949 году поступил во Львовское железнодорожное училище, где через два года получил специальность токаря.
Так начинается всем известная трудовая биография будущего легендарного учителя. Но есть в ней и "дыры", о которых говорить в обществе не принято. После смерти Теодора Михайловича в начале 2000-х годов журналисты уссурийской газеты "Город У" взяли интервью у его сына Константина, который и рассказал некоторые подробности, недоступные широкой общественности.
Теодор Тихий. Фото: из открытых источников
Вот одна из них:
После выпуска из училища пополнить ряды рабочего класса Теодор не успел. За самовольное оставление работы по законам того времени он был арестован, а затем отправлен в… лагерь. Лагерь имел всесоюзное значение. Его заключенные, в том числе и Тихий, грузили в вагонетки камень для строительства Волго-Донского канала. Именно там Теодор впервые воочию смог наблюдать особенности советской пенитенциарной системы, в том числе и в той ее части, которая касалась перевоспитания подростков.
В 1953 году, после смерти Сталина, Теодор Тихий получил амнистию. Сразу за этим бывшего заключенного призвали на срочную службу на Тихоокеанский флот.
Начало педагогической карьеры
После службы Тихий решил остаться на Дальнем Востоке и поступил на историко-филологический факультет ДВГУ. Окончив университет, молодой педагог отправляется на работу в Кировский детский дом. Через некоторое время Теодор Тихий становится директором школы-интерната в селе Покровка, а затем и заведующим Октябрьским районо.
За четыре года работы в качестве заведующего отделом образования Теодору Михайловичу удалось "выбить" для района шесть новых типовых школ и обеспечить всех учителей квартирами. За свою активность Тихий схлопотал массу выговоров, но одновременно с этим завоевал и переходящее Красное Знамя Министерства просвещения РСФСР. Однако главным испытанием и делом всей его жизни стала Приморская специальная школа.
Приморский Макаренко
В 1971 году после недолгих уговоров краевого начальства Тихий согласился возглавить специальную школу для подростков с девиантным поведением. Школа находилась в то время в селе Новопокровка Красноармейского района. Прибыв на место, новый директор пришел в ужас. "Спецуха" (так называли тогда школу в обиходе) зияла пустыми глазницами окон, повсюду ободранная электропроводка, разграбленные склады. Пища для воспитанников готовится прямо в бытовках на кострах. Да и в целом в школе царила анархия: на простынях, вывешенных из здания, красовались лозунги: "Даешь свободу!", "Убрать такого-то!", "Принять такого-то!".
Разобравшись в обстановке, новый директор начал с укрепления педагогического коллектива. Он стал привлекать в спецшколу опытные кадры. Постепенно общими усилиями педагогов и воспитанников был налажен быт. С забора была снята колючая проволока. Через некоторое время появились спортивные площадки и мастерские. В школу купили инструмент для духового оркестра. Благодаря помощи шефов была улучшена материально-техническая база школы.
Тот педагогический коллектив проработал с Тихим все 30 лет до его смерти. Одна из коллег, которая до сих пор трудится в спецшколе, Людмила Безвершенко поделилась своими воспоминаниями.
Людмила Григорьевна рассказала историю, как Теодор Михайлович "переименовался" в Федора Михайловича.
Оказывается, для воспитанников спецшколы имя Теодор звучало странно, одни его не могли запомнить, другие говорили с ошибками, меняя местами буквы. Тогда педагог объявил: "Буду Федором Михайловичем!".
Этим же именем подписана и книга "Судьбы".
Новый директор с первых же дней поразил учителей и детей. Молодой, симпатичный и улыбчивый мужчина имел такой строгий взгляд, когда снимал очки, что старшие мальчишки сразу же дали ему прозвище "дипломат". Учителя потом все удивлялись, откуда их воспитанники знают это слово.
Теодор Тихий. Фото: из открытых источников
Деятельная натура Федора Михайловича не давала скучать ни ему, ни воспитателям: он все время что-то изучал, искал, внедрял предложения "а давайте так сделаем", не сидел на месте. Он учил воспитателей и мальчишек как белить, как мыть и даже как экономно расходовать воду при стирке носков.
Но не нравилось директору, что спецшкола находится далеко от центра в глухом таежном селе. Из-за трудностей с дорогой в учреждение не хотели устраиваться на работу специалисты, чтобы вести кружки и спортивные секции, а также большой проблемой было вывезти детей на концерты и выставки. Все же коллектив сложился из активных педагогов и воспитателей, только что окончивших педагогические училища. Одновременно с Федором Михайловичем на работу устроился молодой завуч.
Через четыре года Тихий добился перевода школы в Уссурийск в помещение долгостроя на Каховского, 17. За ним решился ехать практически полным составом педагогический коллектив. Директор добился того, чтобы каждый получил квартиру, за что сотрудники до сих пор его благодарят.
Сначала школа заняла здание на Фадеева, 20, где сейчас расположен детский дом, а в свободное время учителя и воспитанники помогали на стройке, выносили мусор, высаживали деревья. Здесь же построили мастерские — цех от Уссурийского локомотиворемонтного завода, выпускающий детали для паровозов. Воспитанники школы выполняли фрезерные работы, осваивали профессии токаря, слесаря, столяра.
Переезд в Уссурийск позволил набрать еще специалистов, к примеру, на работу устроился музыкант, благодаря чему появился хор, танцевальный кружок, а мальчишки стали более социализированными. Например, они ходили на городские праздники, демонстрации.
"У пацанов была парадная морская форма: брюки, штормовка с голубым гюйсом. Помню, подходит к ним дедок-фронтовик и спрашивает: "А вы откуда?" "Мы со школы юнг", — отвечают. "Надо же, всю жизнь живу в Уссурийске, а про школу юнг не слышал". Вот так пошутили они", — вспоминает Людмила Безвершенко.
Книга "Судьбы"
Еще при жизни Тихого сравнивали с великими педагогами СССР — Макаренко и Сухомлинским. Он категорически не принимал выражения "трудные дети", считая, что трудных детей нет, а есть трудные родители, трудные школьные коллективы, которые пытаются избавиться от неординарных учеников.
Во времена руководства Тихого в школу в Уссурийск везли детей со всего Дальнего Востока, даже с Чукотки, Камчатки, Сахалина, Красноярского края. Находились они здесь до окончания 8-летки, а мечтой директора было организовать 10-летнее обучение.
Мальчишки, в большинстве случаев воспитывающиеся в асоциальных семьях с пьющими матерями, отцами, отчимами, поступали с третьего класса. Встречались такие, кто не умел писать. Тихий хотел сделать счастливым каждого неулыбчивого и озлобленного на всех, с речью, наполненной ненормативной лексикой, пацана. Он так и говорил своим педагогам и воспитателям: "Я умом понимаю, что такого быть не может, но нам всем нужно стремиться к тому, чтобы они были счастливы. Надо строить мост, по которому бы они шли твердо, уверено, чтобы мы дали задел на то, чтобы они работали над тем, чтобы мечты сбывались".
Дети менялись при виде всегда спокойного и сдержанного директора, когда тот только появлялся на территории школы, бежали к нему, пытаясь привлечь к себе внимание, каждый хотел что-то рассказать и поделиться новостями. "Если вы придете на работу и вам дети начнут рассказывать, как у них прошел день, считайте, что вы наполовину уже воспитатели", — напутствовал коллектив директор.
"Я была на курсах, и женщина из министерства образования Приморья спросила: "А кто из Приморский спецшколы? Как ваш там громкий под фамилией Тихий? Что вы всем коллективом не заставите писать о своей работе, он же столько знает" — рассказывает Людмила Григорьевна о появлении книги "Судьбы".
Но писать Теодор Тихий не стремился. Главной задачей его было работать над самовоспитанием ребенка: пробовать все способы, методы, чтобы воспитанники не черепашьими шажками шли под руководством педагогов, а чтобы у них самих появился энтузиазм взрослеть, умнеть, знать больше.
Тем не менее, Тихий приступил к писательской работе. В 1995 году в свет вышла книга "Судьбы" — о детях с загубленными жизнями, погибшими надеждами, человеческой незащищенностью и борьбе за их жизнь, пробуждение ответственного отношения к ней, взращиванию таких качеств как доброта, милосердие, уважение к жизни, друг к другу.
Почетный гражданин Уссурийска
В годы перестройки финансирование школы практически прекратилось. Директор сам приходил на приемы к крупным предпринимателям, ища спонсорскую поддержку. Возвращался иногда в не лучшем расположении духа, делясь, как его продержали несколько часов перед кабинетом человека в малиновом пиджаке.
Но Теодору Михайловичу удалось не только спасти школу от развала, но и сохранить все те положительные заделы, которые и сегодня определяют ее высокий образовательный и воспитательный статус среди школ края.
В 1990 году Указом Президента СССР Михаила Горбачева кавалеру орденов "Знак Почета" и "Трудового Красного Знамени", почетному гражданину Уссурийска Теодору Михайловичу Тихому было присвоено почетное звание "Народный учитель СССР".
В 1996 году в знак признания большой общественной деятельности и значительного вклада в развитие сферы просвещения города Теодору Михайловичу было присвоено звание "Почетный гражданин г. Уссурийска".
Приморский Макаренко — судьба и "Судьбы" почетного гражданина Уссурийска Теодора Тихого. Фото: ИА UssurMedia
Теодор Тихий ушел из жизни 6 февраля 2001 года. Его именем была названа созданная им школа и улица в Уссурийске, на которой эта школа расположена.
Каждый год в день рождения и смерти легендарного педагога к его могиле приходят нынешние воспитанники школы. Воспитатели рассказывают им о том, каким человеком был Федор Михайлович, и каким бы он хотел видеть их — счастливыми и мечтающими.
Теодор Тихий. Фото: с сайта Памятники
*статья ИА UssurMedia подготовлена по воспоминаниям сына Константина (скончался в 2020 году — прим. ред.) и его коллег.