Дальневосточный МедиаСаммит (18+)
4–5 июля 2024

Хосита с сестрами Серовыми
Фото: ок.ru

Погиб от ядерного взрыва в Хиросиме известный фотограф Приморья

Японцы владели дореволюционными фотосалонами и отлично фотографировали наших предков

Общество

1.09.2022

Пожелтевшие дореволюционные фотоснимки как отдельный вид искусства. Замершие в мгновении холеные кисейные барышни и насупленные крестьянки, казаки с ухоженными усами и зачем-то серьезные дети. Обитатели фотокарточек отражают канувшую в Лету эпоху, параллельно демонстрируя динамику искусства фотографии. Корр. ИА UssurMedia изучил труды уссурийского краеведа Николая Паничкина и ворох старых фотоснимков, подготовив материал об истории фотографии в Уссурийске.

Фотоальбом в подарок цесаревичу

Первые кадры села Никольского принадлежат проезжающим чиновникам, путешественникам и исследователям края.

Вид с высоты птичьего полета

Вид с высоты птичьего полета. Фото: ok.ru

Об этом красноречиво свидетельствует рапорт исследователя Д. Л. Иванова горному департаменту от 5 июня 1891 года. Ученый рассказал о пребывании в селе Никольском наследника цесаревича Николая Александровича и о получасовой аудиенции, "на которой августейший путешественник принял поднесение от лица экспедиции фотографического альбома в 65 фотоснимков и коллекцию характерных образцов минеральных углей".

Никольск-Уссурийский базар 1913 год

Никольск-Уссурийский базар 1913 год. Фото: ok.ru

"Позвольте, августейший путешественник, предложить это слабое приношение от лица высочайше вверенной мне экспедиции. С технической стороны альбом этот слишком беден. Все фотографии сделаны самоучкой, домашними средствами. Этот недостаток я старался искупить внутренним содержанием картин, давая им наиболее правдивый характер в смысле разных сторон здешней природы и жизни", — вещал цесаревичу ученый.

Цесаревич с интересом выслушал получасовые разъяснения Иванова по альбому, поблагодарил и сделал памятный презент.

Казармы

Казармы. Фото: ok.ru

Исследователь вложил в подарочный альбом фотографии с видами на Суйфунскую долину с Фениной горы, кадры метеорологической станции горной экспедиции в селе Никольском, самого села Никольского, казарм четвертого Стрелкового батальона, флигели "офицерские", "женатые" и "слободки", сцены на коновязи, взвод казачат в возрасте 11-15 лет, заготовки строевого леса силами Южно-Уссурийского войска, "Манзовский базар", корейских и китайских рабочих, постройки каменной арки, солдат на спасательных работах во время Никольского наводнения второго сентября.

Базар

Базар. Фото: ok.ru

Именитые фотографы и бедность

Один из первых никольских фотографов Александр Павлович Хлебников, по версии некоторых краеведов, был родным братом известного на Дальнем Востоке фотографа Агнессы Павловны Динесс. Его ателье открылось в апреле 1889 года во Владивостоке, в магазине Кунста и Альберса на Светланской улице.

Позднее он и Агнесса Динесс переехали в Никольское. Судя по письму Динесс родным, дела в провинции шли никудышно.

"Немного тяжело мне делать мои экскурсии без средств, видов сбыт невелик, а поездки стоят недешево. В Никольске у меня дело фотографии круглый год, в мое отсутствие работает помощник, и живу я на средства, которые зарабатываю фотографией. Никольск-Уссурийский, 1 декабря 1898 года".

Одно радовало — признание коллег. На Амурско–Приморской выставке 1899 года в Хабаровске фотографии Динесс и Хлебникова получили похвальные отзывы комитета.

Никольск-Уссурийский. Фотосалон А.Хлебникова

Никольск-Уссурийский. Фотосалон А.Хлебникова. Фото: ok.ru

Следует отметить, что занятие фотографией действительно влетало в копеечку. Тяжелая аппаратура, сложный химический процесс получения негативов и фотоотпечатков требовали не только знаний, но и денег. Прожить на доходы только от фотографии не представлялось возможным, поэтому это скорее было хобби, чем основной вид деятельности.

Никольск-Уссурийский. Фотосалон А.Хлебникова

Никольск-Уссурийский. Фотосалон А.Хлебникова. Фото: ok.ru

Одним из первых фотографов-любителей на Дальнем Востоке был военный губернатор Приморской области Павел Федорович Унтербергер. Сохранились его фотографии Владивостока, Никольского, кадры малочисленных коренных народов в национальных костюмах, оленьих упряжек и т. д. Уникальная коллекция этнографических материалов, собранная им во время поездок, составила основу этнографического отдела музея Общества изучения Амурского края.

Никольский фотограф Хосита из Хиросимы

По данным официальной статистики в 1901 году, на юге Дальнего Востока России проживало порядка четырех тысяч японцев. Трудолюбивые выходцы из Страны восходящего солнца в основном занимались ремеслами и сферой обслуживания. Большая часть прачечных, фотосалонов, часовых, ювелирных, портняжных, столярных мастерских принадлежала представителям японской диаспоры.

Хосита с сестрами Серовыми

Хосита с сестрами Серовыми. Фото: ок.ru

Одним из популярнейших японских фотографов, более 20 лет проработавшим на Дальнем Востоке, был Хосита Эймацу. Он родился в 1880 году в Хиросиме, где и обучился фотографическому искусству. В 1900 году он прибыл во Владивосток, где открыл свое первое фотоателье. Оно проработало до конца 1903 года, перед началом Русско-японской войны Хосита свернул бизнес и вернулся на родину.

В 1906 году, после окончания Русско-японской войны, он вновь приехал в Россию и открыл фотоателье в Никольск-Уссурийском, спустя год еще и во Владивостоке. Именно в этот период появились удивительные по своей пронзительности фотографии русских детей, которые и по сей день считаются произведениями фотографического искусства.

Фотосалон Хосита

Фотосалон Хосита. Фото: ok.ru

История сохранила факт недобросовестной конкуренции: в 1911 году неизвестный опубликовал в Никольск-Уссурийской газете объявление от имени Хоситы, где говорилось о снижении стоимости фотоуслуг. Господину Хосита пришлось давать в прессу опровержение.

"Вследствие печального недоразумения в воскресенье 16 декабря в газету были разосланы летучки моей фотографии с понижением цен. Таковые прошу считать недействительными. Цены на фотографические карточки мною оставлены прежние".

Согласно исследованию отдела внешней торговли МИД Японии, опубликованному в Токио в 1913 году, компания "Хосита сясин-кан" из Хиросимы имела уставной капитал 12000 рублей и годовой оборот 32000 рублей. Всего в компании работало 19 сотрудников — 13 японцев, четыре китайца и два русских.

Не позднее 1922 года господин Хосита вернулся в Японию, где стал развивать собственное фотоателье. 6 августа 1945 года Хосита Эймацу с женой и младшим сыном трагически погиб в результате американской атомной бомбардировки.

Профсоюз японских фотографов

В Никольске кроме фотосалона Хосита функционировали отделения известных японских фотоателье З. Ясуда, Тагава, Т. Мацуо. Фотограф Чикуба работал под фирмой своего коллеги Эймацу Хосита. Свои услуги никольцам предлагали и китайские фотографы.

Спрос на услуги первых фотографов был большой, причем не только со стороны обычных горожан. Никольск в те времена был местом поселения неблагонадежных элементов после ссылки, а также китайских и корейских эмигрантов. Как следствие, значительная часть заказов приходилась на фотосъемку для нужд полиции. Со временем это привело к нечестной конкуренции.

В 1911 году фотографы пожаловались на то, что полиция не принимает фотокарточки, которые китайцы делали для паспортов в японских фотоателье. Более того, эти фото уничтожались с требованием сниматься у определенных лиц. В этом японцы видели нарушение их прав. Это дело пришлось решать японскому профсоюзу фотографов "Сясин сио кумиаи".

Никольск-Уссурийский. Фотосалон Тагава

Никольск-Уссурийский. Фотосалон Тагава. Фото: ok.ru

Японские фотографы договаривались о единых тарифах на свои услуги и следили за качеством работы. Расценки на фото, если учитывать, что средний заработок квалифицированного рабочего в то время составлял от 1 до 1,5 рублей в день, были достаточно высокими. Так, в 1911 году З. Ясуда предлагал клиентам снимки по следующим ценам: медальная и визитная дюжина (12 фото) — четыре рубля, кабинетная дюжина — шесть рублей, будуарная дюжина — 11 рублей, большие фотографии 18х24 и 24х30 — 10 рублей за шесть штук.

Отечественные фотографы и нюансы фотодела

С годами в Никольске стало больше фотографов, среди которых фигурировали такие фамилии как М.С. Мотыкальский, С.М. Будагианц, П.И. Бондарь, Н.В. Назаренко, В. Иванов, А.П. Хлебников, П.И. Собченко.

Одной из самых ярких фигур в этом списке можно считать Сумбата Мнацкановича Будагианц. В 1901 году по приговору Тифлисского суда он отбывал каторжные работы на острове Сахалин, который интенсивно фотографировал. В Никольск-Уссурийском он появился в 1906 году. Здесь у своего земляка в рассрочку купил фотомастерскую, принялся развивать фотодело.

Никольск-Уссурийский фотосалон С. М. Будагианца

Никольск-Уссурийский фотосалон С. М. Будагианца. Фото: ok.ru

В 1914 году фотограф-бунтарь попал на карандаш полиции, решив поучаствовать в зарубежной фотовыставке "Русская тюрьма". Полиция Никольск-Уссурийского изъяла снимки, а их автору предложила покинуть город.

Тюрьма, коллаж

Тюрьма, коллаж. Фото: ok.ru

Узорчатая драпировка, фоны с обоями разного цвета, картинами и пейзажами, фотогеничные безделицы на столиках — так выглядел павильон никольского фотографа. Клиентам не воспрещалось приносить собственный декор, кресла, в которых можно было расположиться как дома, и даже домашних питомцев.

Никольск-Усурийский

Никольск-Усурийский. Фото: ok.ru

Многие мастера снимали не только в павильонах, но и на природе. Учитывая, что фотопринадлежности были довольно увесистыми, выезды на пленэр требовали недюжинной выносливости и физической силы. Стандартный походный набор фотографа включал громоздкий аппарат, тяжелый треножник и черное покрывало.

Особых усилий требовали вылазки на обзорную башню на крыше городской управы (ныне ул. Пушкина, 34). С двухэтажной высоты открывалась отличная панорама города, за что каланчу полюбили фотографы. Именно с нее сделали массу снимков, в том числе и для почтовых открыток.

Изначально реактивы для печати, фотооборудование, пластинки и фотобумагу в Никольске поставляли только московские, петербургские и японские фирмы. В 1903 году в магазине Кунста и Альберса появились фотопринадлежности Eastman Kodak Co, "Бруно Зенгер и К°", Leonar-Werke Arndt & Lowengard, Mimosa AG, Voigtländer. Но наибольшей популярностью пользовались производители Agfa и Kodak — уже тогда завлекавших потребителей необыкновенной простотой и скоростью обработки фотоматериалов.

Никольск-Уссурийский

Никольск-Уссурийский. Фото: ok.ru

Быстрое развитие техники печати позволило никольским мастерам предлагать услуги фотомонтажа. Для этого индивидуальные фотографии членов коллектива или семьи размещались в нужном порядке, добавлялись подпись и желаемый фон. К 1911 году срочные заказы фотографы Никольска могли изготовить всего за сутки. А 1 ноября 1911 года И. Биншток и его компаньон С. Пустальник открыли в Никольск-Уссурийском контору по увеличению портретов.

3123358.jpgТопило женский монастырь и зверинец с медведями: история наводнений в Уссурийске

Погодные катаклизмы за 156 лет истории города — в материале ИА UssurMedia