Сегодня, 16 июня, в российских кинотеатрах стартует показ спортивной драмы "Бультерьер" (16+). Режиссером фильма стал уроженец Уссурийска Василий Быстров, который накануне премьеры пообщался с корр. ИА UssurMedia. Собеседник сообщил, как его путь в большое кино связан с кинотеатром "Россия", рассказал о деталях съемок фильма с действующим чемпионом ММА в главной роли, а также высказался о наступившем кризисе киноиндустрии. Подробности — в материале агентства.
А начинал расклейщиком афиш
Искать себя режиссер начал еще со школьных лет. Окончив Уссурийское суворовское училище, Василий чуть было не продолжил военное образование, но после полутора лет в УВВАКУ понял, что эта сфера ему не подходит. Не сложились отношения и с юриспруденцией, хотя Василию удалось поступить в вуз и даже поработать в уссурийской прокуратуре.
— Я понял, что все это — не моя история, — вспоминает режиссер. — С детства меня больше привлекали компьютеры, графика и цифровые технологии в целом. Думаю, с этого и начался мой путь в творческую специальность.
Съемочная площадка. Фото: предоставил Василий Быстров
Не обошлось на этом пути без ярких деталей. Одна из них связана с кинотеатром "Россия". После срочной службы Василий подрабатывал, развешивая афиши к фильмам по городским автобусам. Причем, за весьма интересный гонорар.
— Мне взамен давали бесплатные билеты в кино. Помню, на картину "Перл Харбор" я ходил раз шесть, — поделился собеседник. — И уже тогда, развешивая афиши, я мечтал однажды показать собственное кино именно в родном уссурийском кинотеатре.
Тернистая дорога к мечте проходила через Гуманитарный университет профсоюзов в Санкт-Петербурге, где Василий Быстров получил режиссерское образование. 11 лет жизни в северной столице будущий кинематографист посвятил себя съемкам рекламных роликов, клипов, работе с визуальными эффектами, а продолжал это дело уже в Москве.
Кинематограф и его издержки
Василий Быстров и по сей день занимается визуальными эффектами и постпродакшн для других кинокартин, но уже в своей студии. Однако желание воплощать собственные задумки никуда не пропало.
Увлекшись искусством драматургии, к 2006 году режиссер создает свой первый фильм–боевик "Зеркало фараона" (12+). Сам Василий назвал картину "пробой пера". Выход следующей киноленты затянулся надолго, и связано это не только с параллельными проектами.
— На каждую из картин требуется минимум 2-3 года жизни. Пока ты напишешь сценарий и найдешь финансирование, подберешь актеров и согласуешь их графики, не говоря уже о подготовительном периоде. Все-таки снять рекламный ролик и подготовить большой фильм — это разные вещи, — поделился Василий Быстров.
Вторая картина режиссера вышла в 2019 году, при этом получив признание от киносообщества. Короткометражный фильм "МеЖДУНами" (16+) был отмечен на фестивале "Короче" в Калининграде.
Постер к фильму "МеЖДУНами". Фото: kinopoisk.ru
А мечта увидеть свой фильм на афише родного города сбылась еще через три года.
В главной роли — боец ММА
В конце 2016 года в руки Василия Быстрова попал сценарий фильма "Бультерьер". История о спортсмене, чья жизнь пошла под откос после травмы, зацепила режиссера с первых строк.
— Я прочитал сценарий на одном дыхании. Буквально вцепился в него, как бультерьер, — рассказал Василий. — Это настолько жизненная история взросления и становления из мальчика в мужчину. Она мне лично близка и, думаю, будет близка каждому.
Близка история оказалась и исполнителю главной роли — Владимиру Минееву. Он так же, как и персонаж Макс Холодов, рано лишился отца, а родителя ему заменил тренер. Даже собака была в детстве. Но главное — это путь, полный спортивных побед и поражений. Утвердив Владимира на роль, режиссер намеренно пошел на риск.
С исполнителем главной роли Владимиром Минеевым. Фото: предоставил Василий Быстров
— Володя не профессиональный актер, а боец смешанных единоборств. Да, мы рассматривали кинозвезд на главную роль. Но, на мой взгляд, ни один актер достоверно не воплотит этот образ, не испытав эти взлеты и падения на собственной шкуре, — подчеркнул Василий Быстров.
Стоит отметить, что Владимир Минеев отыгрывал не только сцены на ринге, но и сам плавал в ледяной воде под прицелом камер. Кинозвезды потребовали бы дублеров, как считает режиссер. Не составило труда спортсмену и подружиться с актером-псом — бультерьером по кличке Белаз.
Двое суток снимали один бой
Съемки не обошлись без ряда трудностей. Безусловно, исполнителю главной роли понадобилась работа над образом. Однако режиссер поделился секретом: такая подготовка проводится даже с профессиональными актерами.
— Володе помог мастер, у которого я сам когда-то учился актерскому искусству, это Андрей Молотков. Он подрасслабил нашего актера, дал нужные советы, помог ему быть собой. И что-то наигрывать Вове не пришлось: мы нащупали нужные точки и постарались их использовать в кадре, — рассказал Василий Быстров.
Впрочем, быть собой оказалось непростым искусством. Особенно при съемке поединков на ринге. И если в кадре боец, это не значит, что он выходит перед камерой и сразу начинает драться.
— В кино так не работает. Начнешь драться по-настоящему — твой оппонент просто ляжет, и съемка остановится. Поэтому здесь разработан целый "танец" боя с падениями, бросками, захватами. По ходу меняется грим, появляются ссадины и кровоподтеки. Это сложнее, чем обычные "кинопощечины", — подчеркнул режиссер.
А съемки боя — это не три раунда по пять минут, как принято на чемпионатах. За этой сценой стоит двухдневный труд.
— Снимали в две смены: одна — 16 часов, вторая — 22 часа. Представьте: 500 человек в зале, духота, искусственный дым. Помню, мы тогда выпили две огромные машины воды, — вспоминает те съемочные дни Василий Быстров. — Поэтому все участники съемок — настоящие герои.
О кризисе киноиндустрии
В начале работы над фильмом никто не мог подумать, что релиз картины придется на трудный для российских кинотеатров период. На этот счет у Василия Быстрова тоже есть свое мнение:
— Думаю, наши кинематографисты просто не были готовы к оттоку зарубежного контента. У нас, разумеется, есть хорошие фильмы. Но чтобы выйти на тот уровень "аттракциона", к которому привык зритель, требуется время — не год и даже не два. Наш кинематограф все-таки больше драматичный, а люди пока не готовы грузиться этой драмой, приходя на показ.
При этом режиссер считает, что российский кинематограф все же способен найти замену Голливуду. И, как минимум, одна попытка уже сделана — о ней и идет речь в интервью.
Что ждать зрителю, а что — от зрителя
Режиссер фильма "Бультерьер" уверен, что нужный эффект от картины получается именно при просмотре на большом экране.
— В атмосферу фильма погружает мягкая киношная картинка, которую подобрал наш оператор. Отдельно хочу сказать и о саундтреке: струнный секстет и рояль звучат очень объемно. Телефон или компьютер просто не передадут эту глубину, — поделился Василий Быстров.
Постер к фильму. Фото: предоставил Василий Быстров
Однако не стоит забывать и о сюжете. Как отметил режиссер, зрителя ждет добрая история, которую нужно прожить вместе с героями.
— Я попытался отправить зрителя в эмоциональное путешествие. Чтобы картина затронула до самого сердца. И если будет эмоциональный отклик, значит, у меня все получилось, — рассказал об ожиданиях режиссер.
Сейчас Василий Быстров уже размышляет о съемках второй части картины. Кроме того, в начале июля режиссер планирует посетить Уссурийск и, возможно, устроить здесь творческую встречу. Все будет зависеть от реакции зрителя на фильм.
Отметим, в Уссурийске показы спортивной драмы "Бультерьер" пройдут с 16 по 29 июня.
Беседовал Александр Шепырев