Сегодня, 12 июня, празднует свой юбилей заведующая труппой и актриса драматического театра ВВО Лариса Столбоушкина. Артистка трудится в театре с 1997 года, помимо юбилея личного, в мае она отметила трудовой юбилей — ровно 25 лет назад с супругом Николаем Столбоушкиным, назначенным на должность драматического театра ВВО, они приехали в Уссурийск, пришли в театр, да так в нем и остались. Накануне 60-летия актриса поведала о своем творческом и жизненном пути, сообщает ИА UssurMedia.
— Расскажите, откуда вы родом.
— Я родилась на Украине, в Луганске, папа — военный, мама — по образованию медик, как истинная жена военного всюду следовала за отцом. Когда мне исполнилось шесть лет, семья переехала в Германию. В Германии мы прожили около 13 лет, вернулись в СССР, на тот момент я была ученицей старших классов. Закончила школу в Спасске-Дальнем Приморского края.
— Как складывалась ваша дальнейшая судьба?
— Моей мечтой было работать в милиции, поступала в Хабаровский юридический институт на криминалиста, но одного балла не хватило для конкурса. После окончания работала в суде. Вскоре я встретила своего будущего супруга, и в 1985 году мы с Николаем Константиновичем поженились. После рождения детей юридическую карьеру я оставила, а когда дети подросли, вышла работать в школу, работала на должности, которая сейчас называется "заместитель директора". В школе я проработала 12 лет вплоть до 1997 года, когда мы переехали в Уссурийск. За это время я постоянно чему-то училась, получила массу дополнительных образований, сама вела курсы машинописи и делопроизводства.
— Отнюдь не творческая работа. Как же получилось, что вы связали судьбу с театром?
— В 1997 году мы приехали в Уссурийск, супруга назначили на должность директора театра. Сначала хотела устроиться в школу: меня бы приняли, но режиссер (на тот момент творческую деятельность театра возглавлял Борис Светличный) обратился ко мне: "Не хотела бы ты попробовать себя для работы в театре?". До этого случая я вообще не представляла, что могу работать в театре. Театр любила, я даже помнила постановки, которые нам привозили и показывали в школе. Знакомство с театром ВВО началось с того, что по настоянию Бориса Александровича и Владимира Григорьевича Тютюнника, я пришла в театр, как зритель. Тогда шли "Два клена", "Птица-горлица", и особенно запомнилась "Донна Люция". Нам с Николаем Константиновичем все очень нравилось.
— Посмотрели, а дальше?
— Светличный дает мне роль Марты в спектакле "Полынь" в паре с Галиной Васильевной Федоткиной. Я очень боялась, тряслась, вечерний спектакль, роль у меня была не маленькая, играть на сцене рядом с профессионалами. Когда я пришла, этот спектакль уже репетировали, как губка, впитывала театральные каноны. Борис Александрович за достаточно короткий промежуток ввел меня на роль. Но ничего, как-то справилась, мой дебют прошел хорошо. После премьеры, осенью 1997 года поступила в наш краевой колледж культуры (тогда — Приморское училище культуры, прим. ред.) на курс Владимира Тютюнника, окончила с отличием, по диплому — организатором театрального коллектива.
— Учебу совмещали с работой на сцене?
— Да, параллельно работала в театре, за это время появились роли в сказках сказки "Жила-была Сыроежка", "Белоснежка и семь гномов", "Красная шапочка" и так пошло, пошло. На сегодняшний день, наверное, более 30 ролей сыграла.
— Когда стали заведующей труппой? Что предполагает эта работа, тяжело ли совмещать с актерской деятельностью?
— Заведующей труппой я стала в 2008 году. До меня эту должность занимал Тютюнник, и он мне все передал, так как у него все было отлажено. Поэтому мне заступать на эту должность было не тяжело, потому что у Владимира Григорьевича все было выстроено, и я продолжила его дело. Хотела уйти из актерской деятельности, но режиссеры не дали.
— Не пожалели, что пришли в театр?
— За все эти годы, наверное, ни разу пожалела. Даже несмотря на то, что первые три года нам пришлось жить в театре, другого жилья на тот момент не было. Здесь росли наши дети. С утра я спускалась на сцену, репетировала, а потом поднималась к себе, готовила обед. Артисты практически каждый день обедали у нас. Конец 90-х — начало 2000-х , было очень веселое в театре.
Дочка выбрала творческую профессию: она мечтала стать дизайнером, поступила и после окончания пришла к нам работать. Она и сейчас работает для нашего театра и не собирается оставлять эту деятельность. Уже внук подрастает, ему очень нравится ходить в театр, и он всегда спрашивает: "Бабушка, а ты в этом спектакле занята?" И если "занята", обязательно приходит смотреть.
В этом году мы с Николаем Константиновичем отметили 25 лет трудовой деятельности — солидный стаж. За это время было многое: и удачи, и неудачи тоже были. Но сейчас я даже не представляю, если бы эти 25 лет где-то в другом месте проработала, и уже не представляю, чтобы что-то поменять.
Я вела театральную студию в детском саду №45. У меня были малыши 4-5 лет. Конечно я их водила в театр на экскурсию, показывала разные мастер-классы в садике, что-то мы с ними мастерили своими руками, детям и родителям, да и мне самой очень нравилось. С тех прошло много времени, мои ученики уже учатся в 4-5 классах, но до сих пор созваниваются со мной, советуются, делятся своими успехами. Одна из девочек танцует, часто выступает на всяких танцевальных конкурсах и после каждой победы, присылает мне фотографию. Очень приятно, конечно.
— Как давалась гастрольная деятельность театра?
— Как и любая работа, мы люди легкие на подъем. Это сейчас, когда мы отправляемся в поездку, живем в хороших бытовых условиях. А раньше останавливались в казармах, приходилось делить простынями женскую и мужскую половину. Могли провести на гастролях целый месяц. Например, ехали 15 дней в одну сторону, останавливаясь по плану в населенных пунктах, давая спектакль, десять дней выступали в Хабаровске, а потом обратно другим маршрутом, также останавливаясь в каждом населенном пункте. Днем показывали спектакль, ночевали и с утра двигались дальше.
И по времени в году гастролей было больше. Мы обязательно выезжали в феврале, на месяц практически, потом возращались, чтобы успеть к Международному дню театра. Потом мы уезжали в конце апреля и возвращались в конце мая, следующий выезд в серединке июля и возвращаюсь в начале августа. Могли уехать в сентябре — октябре: так и выходило, что несколько месяцев в году реально занимали гастроли.
Доктор Катрокнина в сказке "Незнайка в Солнечном городе". Фото: из архива театра ВВО
Кушали в солдатских столовых, могли и прямо в поле остановиться. Готовили на костре: у администратора Валентины Кузьминичны был котелок, как раз, наверное, чтобы на всех хватило. Могли приготовить шурпу, Юрий Константинович Рябинин ловил рыбу, пока кто-то чистил картошку, варили уху.
— Какие роли у вас любимые, и какие хотели бы сыграть еще?
— Самые первые, наверно, Марта в "Полыни", очень нравилась Поганка из сказки "Жила — была Сыроежка". А вообще я, наверное, не амбициозная в этом плане. В каждой роли, которую дают, я стараюсь сделать все, чтобы она получилась.
— Как актрисе, случалось ли получать интересные подарки от зрителей?
— Да, конечно. Мои детки из школы, в которой я работала в Спасске, и мои студенты, которые учились у меня на курсах, когда узнали, что я переехала и работаю в театре, стали приезжать практически на все премьеры. Как-то мне подарили театральную маску, сделанную своими руками. С тех пор у меня появилась любовь к маскам: самые ценные оставила себе, что-то подарила в реквизиторский цех. А еще у меня есть брошка, тоже подаренная учениками, она сделана из бисера в форме очень красивого цветка. Сейчас эта брошка украшает меня, когда я играю в спектакле "Маугли и Лия".
Коллектив драматического театра ВВО от всей души поздравляет Ларису Валерьевну с юбилеем и желает творческого долголетия, доброго здоровья и неиссякаемого вдохновения! Пусть жизнь приносит счастье и благополучие, деятельность радует успехом и славой; пусть в сердце живет вечная любовь, а душа стремится к мечте и сокровенным желаниям!