Снайпер, точно поражающий мишень, в душе художник, а мечтами в собственной будущей кузнеце, отец шестерых детей. Все это об одном человеке — Викторе (имя изменено — прим. ред.), бойце отряда специального назначения "Лидер" главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю. О детстве, первых шагах в спецназ и о том, почему дважды уходил из отряда, но всегда возвращался — в материале корр. ИА UssurMedia.
20 лет Виктор служит в уссурийском отряде специального назначения "Лидер", том самом, который обеспечивает порядок в колониях и изоляторах, безопасность осужденных и заключенных под стражу, а также охрану персонала и членов семей сотрудников уголовно-исправительной системы. Его ежедневная жизнь полна риска, но на улице даже бывшие "подопечные" не догадываются, кто перед ними. Строгий и жесткий в работе, он полон самыми разными творческими увлечениями.
Колония. Фото: ИА PrimaMedia
"В детстве я мечтал стать художником — любил рисовать, эскизы делать. В школе был хороший преподаватель ИЗО, он, когда увидел мои работы, сказал: "Давай, поступай в художественное училище". Не успел я немного, забрали в армию", — вспоминает свою детскую мечту Виктор. — Но рисование не ушло: как во время своей учебы на все праздники рисовал плакаты, так и сейчас своим детям рисую в школу".
Виктор родился и вырос в Казахстане, а в Приморье переехал вместе с родителями и братьями в 1997 году после развала Союза. В русско-японскую войну 1904-1905 гг. его дед, кавалер георгиевских крестов, служил на канонерской лодке "Кореец" и считал край своим вторым домом, во Владивосток поехал учиться старший брат.
Граница Казахстан — Узбекистан. Фото: pastvu.com
"Мы жили в поселке, примерно размером с Артем. Представьте, 90-е годы, света нет, отопления нет, я пришел из армии, а люди на улице на кострах еду готовят. По 6 лет зарплату не получали. Голод стоял. Кто-то эмигрировал в Германию, а мы решили приехать на Дальний Восток", — делится Виктор.
Получив гражданство, молодой человек устроился сначала на ДальЭнергоМонтаж по специальности сварщик, заработал 5 разряд, а затем знакомый рассказал, что в отряд спецназа идет набор. Эти слова стали переломными в судьбе: редко какой мальчишка в детстве не хочет стать военным, Виктор тоже из их числа.
Спорт всегда шел рядом: в 9 лет Виктор взял 3-е место по штанге в Казахстане. Затем тренер уехал, спортивные секции разваливались, пока в школе учитель трудов, хороший тренер-рукопашник, организовал секцию кикбоксинга. Новый вид спорта заинтересовал мальчишку, да так, что первые места по области стал занимать. Играл в хоккей и футбол.
Собирались подростки в местном клубе, где стояли теннисные столы и музыкальные инструменты. Они-то привлекли внимание Виктора и его друзей. Так образовалась настоящая группа. Мальчишки выступили на концерте в честь 1 Мая, 9 Мая… Услышали о них руководители крупных заводов, на базе которых тоже были музыкальные коллективы, и пригласили играть к себе. Виктор был солистом, но в случае форс-мажора мог заменить и басиста, и ударника.
В 2002 году будущий спецназовец пришел устраиваться на работу в отряд "Лидер" главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю. Хотя молодого человека предупреждали, что желательно физически подготовиться с месяц, но он отмахнулся: и так ни дня без спорта не проходит, все свободное время в зале и на турнике.
Туриники СССР, тематическая иллюстрация. Фото: russiainphoto.ru
"Раньше никакого комплекса упражнений не было. Делаешь, например, 80 отжиманий, сразу пресс, на турник. Даже полминуты не давали отдохнуть. Затем на ковер: четыре бойца стоят, а тебе надо вытерпеть. Так проверяли характер. Тебе плохо, но ты стоишь. К примеру, были профессиональные спортсмены, которые после нескольких ударов перчатки бросали и уходили: мол, вы неправильно бьете. В спецназовце должен быть стержень. Тебе ногу снесло, но ты должен быть с сильным характером, чтобы сам "закипятил" рану огнем, зашил ее и дальше задачу выполнять", — говорит боец.
Виктора приняли в спецназ штурмовиком. Тренировался на высотках во Владивостоке, прыгая с 12-этажных зданий. Кстати, и сейчас никто не может повторить его прыжки с разбега. Но привлекала Виктора винтовка. Чтобы тебе доверили оружие, нужно было заслужить.
"Начал стараться. Но информации не было, приходилось обращаться к коллегам, которые от меня отмахивались: сам разбирайся. "Доставал" начальника штурмового отделения Сергея Ивановича. Однажды он не выдержал и дал мне свою книгу с условием, что завтра утром ему принесу.
Я все, что мог, переписал в тетрадь за ночь на стуле в общежитии — с чего начинается снайперская стрельба, баллистические данные, технические данные, что нужно для того, чтобы хорошо стрелять. Я до сих пор говорю: если не знаете баллистику, дальше нет толку вас учить.
Это как если первый класс не закончишь, во втором ничего не поймешь", — рассказывает инструктор-снайпер штурмового отделения Виктор.
В той книге вместе с коллегой он нашел опечатку, которую никто до них не замечал. Подошли к начальнику. Тот посмотрел — точно, ошибка!
Так Виктор начал стрелять с пистолета, оттачивая навык до совершенства, а точнее, до побед на соревнованиях. Руководство заметило, и спустя время Виктор официально был переведен на должность снайпера.
За годы работы много событий происходило, но о них боец просит не спрашивать.
Сейчас творческий спецназовец увлекся ковкой. Делает изделия для друзей и коллег. А после выхода на пенсию даже запланировал дома оборудовать мастерскую. Кстати, семья бойца живет в другом муниципальном округе Приморья, в нескольких часах езды от Уссурийска. Поэтому детей и жену видит не так часто, как хотел бы. По этой причине дважды пытался уйти из отряда, но возвращался. Любовь к спецназу брала свое.
Если бы вернуть жизнь обратно, то, отвечает Виктор, не задумываясь опять бы пошел в отряд специального назначения. И так, наверное, скажет любой из моих коллег. Потому что спецназ — это призвание".