В четверг, 31 марта, на сцене театра драмы имени В.Ф. Комиссаржевской в Уссурийске весьма неординарно подняли вечную проблему отношений отцов и детей. Однако такого ее воплощения не знала даже классическая литература: на глазах зрителей действие развернулось в утробе матери. Столь трогательной историей уссурийцев удивил гастролирующий московский спектакль "Запретный плод" (12+), сообщает ИА UssurMedia.
Автор пьесы — заслуженный деятель искусств Украины Игорь Афанасьев. Он же выступил режиссером спектакля. Причем, поставлено произведение в двух вариантах. В первом задействованы артисты московского областного ТЮЗ. Уссурийскому зрителю посчастливилось лицезреть вариант в исполнении актрисы МХАТ имени Горького Елены Коробейниковой и актера "Театра Луны" Захара Ронжина.
Перед актерским дуэтом стояла непростая задача: сыграть эмбрионов, находящихся в утробе матери, а затем — их родителей во втором акте.
— Герои совершенно разные, хотя и похожи друг на друга. Сыграть родителей проще: многие вещи здесь для нас понятны. А играть то, о чем мы даже не помним, не знаем и не видели, сложно, — рассказала перед спектаклем Елена Коробейникова. — Но при этом можно дать волю фантазии. Жизнь в утробе матери никто не видел, так что можно представить ее как душе угодно.
— Иногда даже можно позволить себе моменты полуимпровизации, — поддержал коллегу Захар Ронжин. — И каждый раз игра получается разной, хотя текст всегда один и тот же. Неповторима и реакция зрителей. Иными словами, каждая наша игра — это как появление новой жизни.
Вокруг того самого чуда рождения и завязано действие спектакля. Причем, по авторской и режиссерской задумке, тема раскрывается без какого-либо назидания.
— У нас нет западной тенденции говорить с детьми о половом воспитании. Мы придерживаемся российских традиций. Но в то же время мы говорим со зрителем достаточно откровенно. О том, что в жизни бывают ссоры, измены, проблемы. А дети все это слышат и понимают еще в утробе матери, — пояснил драматург и режиссер Игорь Афанасьев.
Игорь Афанасьев (посередине). Фото: ИА UssurMedia
И, по версии спектакля, дети развиваются на основе голосов снаружи. От нечленораздельных слогов герои постепенно переходят к диалогам, выяснению родственных связей и даже физиологическим и философским темам. Например, чем мужской мозг отличается от женского. Кстати, деткам такие вещи подсказывают не только голоса родителей, но и "генетическая память".
Таким образом, брат и сестра без конца обсуждают жизнь родителей, пляшут под группу Queen и даже пытаются передать привет маме и папе через аппарат УЗИ. И, конечно же, по-детски пытаются подслушать взрослые разговоры. До тех пор, пока до них не долетает страшное слово "аборт".
С этого момента решение принимают уже родители. Так начался второй акт, а действие перенеслось в московскую квартиру, где супруги находятся на грани разрыва отношений. И чтобы не совершить непоправимого, молодым придется пройти путь ссоры, поиска правды и примирения. Конечно же, не без помощи детей, которые все сильнее реагируют на то, что происходит снаружи.
— Хотя здесь присутствуют разговоры об аборте, эта тема здесь не главная. Эта пьеса о том, что люди являются людьми с момента зачатия. И важно научиться чувствовать маленького человечка так же, как он чувствует взрослых, — пояснил Игорь Афанасьев.
Как признался драматург, многое из придуманного в пьесе перенесено из собственного родительского опыта. Например, жена Игоря Афанасьева так же, как и взрослые герои драмы, ставила музыку своему еще не рожденному ребенку.
Идеальным зрителем этого спектакля режиссер считает среднестатистическую семью. Причем, в полном составе.
— Родители с детьми обычно о подобном не говорят: стесняются или не умеют. Это ведь тенденция в российских семьях — умалчивать о таком. Но говорить об этом надо. После спектакля обычно беседы и происходят, как мне удалось заметить, — поделился Игорь Афанасьев.
Уссурийские зрители, в свою очередь, на посыл артистов отреагировали бурными овациями. Некоторые не смогли сдержать слез в конце спектакля и еще долго не хотели расставаться с актерами и создателем постановки.
Московский спектакль о беременности и семейных отношениях прошел в стенах театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Фото: ИА UssurMedia
Отметим, спектакль "Запретный плод" — обладатель грантов фонда "Соработничество" и Президентского фонда культурных инициатив. Полученные средства позволяют организаторам показывать постановку в российских театрах на бесплатной основе. Пьесу Игоря Aфaнaсьевa блaгословил Пaтриaрх Московский и всея Руси Кирилл.
Дaльневосточный тур спектакля "Запретный плод" нaчался во Влaдивостоке 30 марта и зaвершится покaзом в Южно-Сaхaлинске 6 aпреля.
Александр Шепырев