В самом начале года в Уссурийске с классической формулировкой "за предоставление недостоверных сведений о своем доходе" лишили мандата депутата-коммуниста. Дело, прямо скажем, для местной политики привычное. Уже через пару недель никто не вспоминал об изгнании из Думы города народного избранника, и, как оказалось, зря.
Prius с которого все началось
В теперь уже далеком 2019 году депутат Думы Уссурийска Максим Петрук продал старенький японский гибрид. Toyota Prius 2009 года выпуска, если верить договору купли-продажи, "ушел" всего за 250 тысяч рублей.
Сведения о доходе, полученном от продажи автомобиля, депутат-коммунист добросовестно внес в ежегодную декларацию еще в 2020 году. А спустя два года эти сведения стали причиной лишения мандата.
По мнению проверяющих органов, депутат Петрук специально занизил стоимость автомобиля в договоре, чтобы скрыть доход. Проверить, за сколько же на самом деле народный избранник продал поддержанную "японку", поручили полиции.
Ответа от органов МВД проверяющие в итоге так и не дождались. Не имея прямых доказательств нарушения коррупционного законодательства депутатом, чиновники краевой администрации предоставили результаты проверки губернатору. Если коротко, то аргументы сводились к единственному утверждению: такие же автомобили в интернете продаются за 650 тысяч рублей.
Тот самый Prius. Фото: drom.ru
Отметим, тот самый Toyota Prius изначально был выставлен на продажу именно за 650 тысяч рублей, позже цена была снижена до красивой цифры в 555 тысяч. Этот же автомобиль несколько месяцев назад продавался в Арсеньеве другим собственником за 603 тысячи рублей.
Лишение мандата
На основании проверки, проведенной департаментом по профилактике коррупционных правонарушений, губернатор Приморья обратился в уссурийскую Думу с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Максима Петрука. Инициативу губернатора на специально созванном внеочередном заседании Думы поддержало подавляющее большинство депутатов.
Изгнанный из числа народных избранников Петрук открыто заявил, что обвинения в его адрес опираются лишь на предположениях, прямых доказательств у прокуратуры или коррупционного департамента краевого правительства нет.
— То, что меня лишили мандата по такому надуманному поводу, считаю, является лучшей оценкой моей работы депутатом. Мы будем оспаривать решение в суде. Кроме того, займемся проверкой, за какие суммы продавали свои автомобили другие депутаты, — прокомментировал в январе ситуацию Максим Петрук.
Заседание, на котором коммуниста лишали мандата, было объявлено закрытым. Но несмотря на это, довольно скоро стали известны подробности. Выяснилось, что, во-первых, нарушения в сведениях о доходах нашли еще у четырех депутатов, но они были квалифицированы как несущесвтенные. Во-вторых, коллеги по коммунистической фракции не стали поддерживать Петрука, а наоборот раскритиковали однопартийца.
Суд умеет удивлять
Как и обещал, Максим Петрук отправился обжаловать решение Думы в суд. Те немногие, кто хоть как-то следил за развитием сюжета, были настроены скептически: сколько таких лишившихся мандатов депутатов судились, почти никто не побеждал.
Заседание в Уссурийском городском суде по иску коммуниста прошло 25 февраля. Ответчиком выступала Дума города в лице юриста Даниила Палачева.
Петрук объяснил суду, что Prius был продан им ниже рыночной стоимости в связи с неисправностью, предоставив в качестве доказательства договор-купли продажи, в котором указана сумма 250 тысяч рублей.
Представитель Думы, как указано в судебных документах, не согласился с иском, объяснив свою позицию так:
- вопрос о лишении мандата рассматривался на основании заявления губернатора, а значит, другого решения принято быть не могло;
- обстоятельства нарушения не выяснялись, так как уже были изложены в заявлении губернатора.
Оба тезиса вызывают вопросы, которые остаются без ответа. Если Дума не могла принять другого решения кроме лишения мандата, то зачем проводилось голосование? Если обстоятельства правонарушения не выяснялись, то как тогда назвать горячие, по словам участников, прения в ходе закрытого заседания Думы?
Судья Евгений Рогалев, выслушав стороны, вынес закономерный с точки зрения логики и удивительный в существующих политических вердикт: решение уссурийской Думы признано незаконным и отменено.
— Вся эта история с лишением коммуниста мандата выглядит как анекдот. Полагаю, что процессуально все было так плохо оформлено, что у суда не было выхода, кроме как отменить решение Думы, — поделился мнением политолог Вячеслав Беляков. Дальнейшие перспективы Петрука в вопросе возвращения статуса депутата, по словам эксперта, зависят от того, как хорошо стороны подготовятся к рассмотрению апелляции.
Неожиданные последствия
В аппарате городской Думы по поводу происходящего дали комментарий, который больше похож на отказ от комментирования: "В настоящее время решение не вступило в законную силу. Апелляция в краевой суд подана".
Куда более разговорчивым оказалось руководство краевого отделения КПРФ. Лидер приморских коммунистов Анатолий Долгачев сообщил, что представляющие партию в уссурийской Думе депутаты, проголосовавшие за лишение мандата Петрука, выгнаны из КПРФ.
— Коммунист не может выступать против однопартийца. Это дискредитирует всю партию. Решение об исключении четырех уссурийских депутатов уже принято, — сказал Анатолий Долгачев, отметив, что у теперь уже бывших коммунистов есть возможность обжаловать решение внутри партийных механизмов.
Речь идет о самом возрастном депутате городской Думе Игоре Безверхове, супругов Александра и Яны Шестун, а также Елене Серегиной. Еще два представителя КПРФ не стали топить своего товарища в момент голосования и сохранили свои партбилеты.
Отметим, так как все депутаты уссурийской Думы избирались по одномандатным округам, изгнание из партии не помешает коммунистам сохранить действующие мандаты.
Эксперты отмечают, что кейс с уссурийскими коммунистами говорит о продолжающемся расколе в приморском отделении КПРФ.
— В Приморье наметился раскол среди коммунистов. Партия, впитывавшая в себя всех оппозиционеров, не была едина и раньше. Естественно, что сейчас у этих людей разные взгляды на происходящее в стране и мире, — прокомментировал политолог Вячеслав Беляков.
Две важные детали
Для соблюдения объективности, необходимо описать две небольшие, но важные детали.
Деталь № 1. Не все уссурийские депутаты поддерживали решение о лишении мандата Максима Петрука. Еще в январе один из участников закрытого заседания (не из числа коммунистов), пожелавший сохранить анонимность, в разговоре с корр. ИА UssurMedia сказал, что не считает наказание заслуженным и опасается, что по таким надуманным поводам убрать из Думы можно любого депутата.
Деталь № 2. О решении уссурийского суда в редакцию ИА UssurMedia первым сообщил Максим Петрук. Среди прочего коммунист, добивающийся возвращения мандата, и доказывающий, что он действительно продал машину за 250 тысяч рублей, озвучил следующую позицию: "Я не хочу платить налоги этому государству и открыто об этом заявляю".