Дальневосточный фестиваль "Литература Тихоокеанской России" (6+) продолжает рубрику "Полка ЛиТРа" (6+), в рамках которой известные люди и медийные личности Дальнего Востока рассказывают о своих книжных инсайтах, а также делятся топами любимых произведений. В этот раз о своих литературных пристрастиях журналисту ИА PrimaMedia рассказал директор научной библиотеки ДВФУ, бывший директор Владивостокской библиотечной сети Сергей Соловьёв. Какая она — библиотека будущего, вытеснят ли планшеты ароматные бумажные страницы и какие произведения классиков должны пройти через каждого уважающего себя человека — в интервью редакции.
— Сергей Геннадьевич, можно сказать, что всю жизнь Вас окружают книги. А как началась любовь к чтению?
— Книга "Приключения Эмиля из Лённеберги" (0+) — это то, с чего всё началось. Она — 1977-го года рождения, а я 1975-го. Нам с братом повезло — наши дедушка и бабушка жили в Прибалтике в небольшом латвийском городе Даугавпилс (он же Двинск в Российской империи), и у нас была возможность, так как отец военный, ездить по территории Советского Союза. Нам во Владивосток привозили потрясающие книги, наверное, самой главной детской писательницы из Швеции Астрид Линдгрен. Книга, которую я назвал — первая, заставившая меня заслушивать до конца каждую из глав. Мама читала нам на ночь. Это очень добрая история про откровенного озорника. Первая глава начинается с того, что Эмиля приводят к врачу, потому что он надел на голову супницу. А дальше — подобные приключения, начиная от помощи дому престарелых, заканчивая передрягами с какими-то там разбойниками.
Потом стало интересно все, что написала Астрид Линдгрен. "Пеппи Длинный чулок" (0+) я открыл для себя позже. Хотя обычно её читают раньше остальных. Мало кто знает про "Эмиля". Я советую всем, потому что это произведение с удовольствием читали потом мои племянники и дочь. Книга, привезённая из Прибалтики, хранится у нас который день, хотя, конечно, уже немного подклеенная.
— Какую литературу Вы предпочитаете сейчас?
— У меня есть очень важная обязанность: каждый понедельник на радиостанции "Владивосток FM" я рассказываю о трех книгах, которые я бы предложил прочитать. И, конечно, для того, чтобы подготовиться, напомнить себе интересные моменты, мне их приходится перечитывать. Это не всегда то, что я сам хочу прочесть, а именно то, что жителям города было бы важно прочитать на этой неделе. В этот раз я бы хотел предложить "Ночью в Лиссабоне" Эриха Марии Ремарка (16+), "Белую гвардию" Михаила Афанасьевича Булгакова (16+) и "На дне" Максима Горького (16+).
Кстати, "На дне" — это то произведение из школьной программы, которое на меня очень сильно повлияло. Я понял, что есть великая русская литература. Вне зависимости от того, что Максим Горький — это важный прокоммунистический большевистский писатель, это вневременная неполитизированная литература, которая одинаково подходит к любому времени. Это важнейшее произведение, которое нужно прочитать любому просвещенному русскому человеку. Это книга о том, как справедлива жизнь по отношению к человеку и как справедлив человек по отношению к жизни.
Раз в год обязательно перечитываю одного писателя, который уже на первых курсах полностью поменял меня кардинально. Это Сергей Довлатов. Если вы служите в профессии журналиста, то крайне рекомендую "Компромисс" (18+). Сборник рассказов "Компромисс", в том числе, о выборе. Когда я читал в первый раз, это была одна небольшая глава, которая называлась "В гору" — про визит к одной доярке-стахановке с редакционным фотографом Жбанковым. Каждый раз перечитываю и понимаю, насколько глубоко Довлатов чувствовал страну, из которой он вынужден был уехать. Это не сатира и не юмор совсем, а даже, можно сказать, покаянные письма.
Ещё один автор, который стал моим — Михаил Юрьевич Лермонтов. Откровенно говоря, на факультете русской филологии было неожиданно познать его человеческие качества. Тем не менее, "Герой нашего времени" (12+) — важнейшее русское произведение. Это сюжет исконно русский: герой, который не может найти себя, с высокими волевыми качествами, образованный, интеллектуал, интеллигент, вынужден совершать от скуки или от безысходности поступки откровенного подонка. Всё повторяется. Если мы возьмем блокбастер начала 2000-х — всё один в один.
Сергей Соловьёв. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
— Что вас вдохновило окончательно связать свою жизнь с книгами и библиотеками?
— Жизнь дала мне возможность пять лет изучать русскую филологию, стать кем-то в литературоведении. Некоторое время я занимался интересными творческими проектами, но волею судьбы оказалось у меня чуть больше свободного времени. В этот промежуток я случайно, проходя мимо родной школы, заглянул и предложил поговорить со старшеклассниками о произведениях, которые попадутся в ЕГЭ или помогут в жизни. Возможно, мой рассказ был бы интереснее, чем рассказ педагога.
Тогда я понял, что эту ситуацию надо в корне менять. "Преступление и наказание" (16+) детям почему-то читать не нужно — хватит презентации, которую показывает учитель. Не хочу сравнивать систему образования с советской — она была другая, не хуже и не лучше. Сейчас тоже есть читающие дети. Все зависит от педагога. Я абсолютно уверен, что в советском прошлом дети читали приблизительно так же, как читают сейчас. Взрослые читают меньше, но это объясняется тем, что в советское время было два телеканала и куча партийных газет. Может быть, потому, что мы жили в СССР, великое произведение Булгакова "Мастер и Маргарита" (12+) стало таким популярным. Все хотели найти какую-то правду, зашифрованную Михаилом Афанасьевичем.
Для меня это произведение, конечно, реквием. Моцарт написал реквием, и Михаил Афанасьевич писал реквием, но не дописал. В госархиве существует последняя страница, написанная даже не им, а его супругой. Это была большая заслуга жены Булгакова, которая всю последующую жизнь считала задачей окончить это великое наследие. Если мы возьмем сюжет "Фауста" Гете (12+) — важнейшего для всей русской литературы произведения — то мы увидим, что если Мефистофель появляется в виде пуделя, то Воланд идет с тростью и набалдашником в виде черного пуделя. Сюжет абсолютно идентичный. Это не случайные реминисценции и перипетии. Мы все искали в советское время в этом запрещенном, переписанном от руки романе, какую-то правду, которую мы не могли получить в закрытой тоталитарной стране. Ещё одно сильно повлиявшее на меня произведение — "Белая гвардия". В сегодняшнее время всё это очень страшно читать.
Так вот, абсолютно бесплатно я попросился почитать лекции. А потом встал вопрос, где дети вообще будут читать во взрослой жизни, ведь из школы ребёнок бежит и старается к ней больше не возвращаться. Нужно, чтобы эта атмосфера где-то его окружала. Это книжные магазины и библиотеки. Книжные магазины на тот момент были весьма условные, а библиотеки находились в удручающем состоянии, как, наверное, до сих пор во многих регионах России. Плесень, грибок, возрастная сотрудница и, в лучшем случае, книги. Нормальной литературы там, конечно, не было и негде ее было взять.
На какое-то из молодежных собраний меня занесло, и там обсуждалось, почему люди уезжают. Дорог нет. Я говорю: "У вас и библиотек-то нет". На это мне ответили: "Все предлагают, а ты пойди и сделай". С тех пор я отвечаю за слова.
Сергей Соловьёв. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
— Какой должна быть библиотека, чтобы в неё хотелось приходить? И какой Вы представляете себе библиотеку будущего?
— На сегодняшний момент успешной будет библиотека роскошная, которая выглядит дороже чем все, что есть у тебя дома — по дизайну, по атмосфере, по запахам, по цветовым решениям, по людям. Библиотека должна быть самым роскошным, что человек может увидеть в городской среде. Эту фразу я заимствую всегда у Бориса Куприянова — известного книжного популяризатора, с которого начались изменения в российской библиотечной среде.
Сейчас библиотеки в большей степени держатся за счет детской аудитории и пенсионеров, для которых это единственный и самый доступный способ развлечения. Публика почтенная будет уходить со временем по причине возраста. И на ее место должны приходить люди, которые уже сейчас 70% своего рабочего времени проводят в цифровой среде. Через 5-6 лет мы не увидим ни одного ребенка, который бы читал книгу в привычном бумажном формате.
Обеспечить школы бумажными книгами — это не переключить одну кнопочку, чтобы электронные учебники появились во всех населенных пунктах страны. В университетской школе Дальневосточного федерального университета почти все старшеклассники не пользуются бумажными учебниками. В прошлом году Герман Греф объявил о том, что Сбер приобретает контрольный пакет издательства "Просвещение" — монополиста в области книг для средних образовательных учреждений. Надо ожидать, что это будет революция. Мы проснемся и будем жить в другой реальности.
Сергей Соловьёв. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
Сейчас библиотека — это последний оплот красивой бумажной истории. Но дальше это будет роскошью, потому что тут играет роль вопрос удобства. Человекрационально выбирает то, с чем ему удобнее жить, на что он меньше будет тратить сил. И если есть возможность, сидя дома, купить и прочитать книгу, он не будет совершать движения. Просто рациональная составляющая обыкновенного человека в XXI веке будет говорить: "Зачем?". За пять лет, с 2017 до 2022 года, книга подорожала более чем на 50%. Если мы говорим о перспективе 2030 года, то книга будет стоить, на мой взгляд, не меньше 2-3 тысяч рублей.
Немаловажным фактором является экологическая повестка. Сейчас все, что стоит на полках — это, условно говоря, Покровский парк, начисто вырезанный и превращенный в книги. Может быть, лучше прочитать в электронном виде, но, сидя в прекрасном парке с зелеными деревьями. По-моему, этот вопрос обострится уже через несколько лет.
Литературный топ Сергея Соловьёва. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
Но это не приговор бумажной книге. У нас перед глазами есть пример музыкальной индустрии, которая в одночасье, благодаря новым платформам, лишила нас счастья вставлять кассеты в магнитофон. Мы все сначала скачиваем цифровую копию. Но когда ты открываешь для себя группу, которую ты будешь переслушивать, с которой связаны самые яркие впечатления, то в обязательном порядке пойдёшь и купишь дорогую грампластинку. Ты заплатишь эти деньги, потому что ты хочешь, чтобы эти воспоминания стояли всегда на видном месте, а ты, проходя, периодически трогал их рукой, как бы возвращая себя в это время и отдавая дань артисту. С книгой будет то же самое.
— Сейчас Вы являетесь директором научной библиотеки ДВФУ. А как меняются научные библиотеки, в том числе, электронные? Становится ли научная литература более доступной?
— Open science или открытая наука — это новая тенденция. Ведущие ученые заключают договоры с университетом, чтобы их работы были открытыми для всех. Мне сложно читать техническую литературу, но, например, лингвистику или коллекцию современного английского языка, которую приобрел университет благодаря Оксфордском фонду, я, конечно, знаю. Мне было очень важно, чтобы университет ее получил. Это случилось год назад, и это одно из самых важных приобретений. Английский для технических и для гуманитарных наук — несколько разный. Мы лет на пять обеспечены литературой, связанной с изучением специализированного английского языка по оксфордским канонам. Наверное, сейчас у нас одна из самых качественных языковых научных баз.
Сергей Соловьёв. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
— По уже сложившейся традиции рубрики, расскажите о книгах, которые повлияли на Вас, и которые Вы бы хотели порекомендовать нашим читателям.
— Я абсолютно уверен, что в последнюю неделю у многих встаёт вопрос о переезде, о дальнейших перспективах и, в целом, о будущем. До определенного момента я считал, что лучшую эмигрантскую литературу и, в целом, о русских за границей, писал Довлатов, потому что он вынужден был уехать в конце 70-х годов и долго приживался. Это, конечно, писатель номер один, повлиявший на меня. Но если говорить о том, что посоветовать человеку, который раздумывает уехать, то я посоветую не Довлатова, а "Это я — Эдичка" Эдуарда Лимонова (18+) — человека весьма радикальных взглядов. Именно "Это я — Эдичка" — то, что стоит прочитать перед тем, как ты хочешь сделать выбор. Может быть, это остановит. Я гонялся за ним несколько месяцев и купил его только в Архангельске. Сейчас есть во Владивостоке. Это, конечно, с любовью изданное, потрясающее, очень важное для современной русской литературы произведение.
"Метель" Владимира Сорокина (18+) — одного из современных авторов, которых жутко ненавидят — это некое переосмысление повести "Метель" Александра Сергеевича Пушкина. Это очень глубокое, на мой взгляд, совершенно правильное с точки зрения XXI века произведение. Мне кажется, что Пушкин мог бы так писать, живи он среди нас сейчас. Всё, что происходит сейчас, описано, как мне кажется, в других романах Владимира Сорокина "Сахарный кремль" и "День опричника".
Как уже говорил, всячески рекомендую детям читать с любого возраста "Приключения Эмиля из Лённеберги" Астрид Линдгрен (0+). Советую все произведения этого автора и, кстати, всю скандинавскую литературу. Потому что приучая ребёнка к фонетически сложным именам с малым количеством гласных, вы решаете практически все логопедические проблемы. И чем раньше вы начнете читать такую литературу, тем больше шансов, что ребенок будет произносить слова правильно, у него будут удаваться твердые звуки.
Кстати, Астрид Линдгрен — это великая детская писательница с трагической судьбой. Швеция, при всей своей демократии, очень консервативная страна. Астрид Линдгрен родила дочь, но никогда её больше не видела. Она не могла содержать ее, потому что была очень бедна на тот момент и государство забрало ребёнка. Свои последние 30 лет Астрид Линдгрен провела в переписке с маленькой девочкой, которая прочитала одну из ее работ и написала ей очень трогательное письмо от читательницы. Они ни разу не встретились, но этот ребёнок стал кусочком сердца, оторванным когда-то.
И ещё один практический совет родителям, который точно будет работать — книга Лиз Пичон "Том Гейтс. Мой головокружительный мир" (0+). Если ребёнок не читает, это универсальный вариант. Лиз Пичон написала эту книгу своему ребенку, когда тот попросил что-то почитать. Она начала рассказывать какие-то истории, а потом поняла, что из этого может получиться книга. Главное даже не в тексте, а в том, как она оформлена. Вы прочитаете ребёнку всего лишь пару первых страниц, а дальше он начнет читать сам, потому что именно так выглядят последние страницы рабочих тетрадей мальчишек-школьников: комиксы, рисунки. Ребенка не оттянешь. И будьте уверены, что скоро он спросит: "А что дальше почитать?".