Торговые сети столкнулись с дефицитом сахара из-за сокращения поставок от сахарных заводов. Участники рынка говорят об ажиотажном спекулятивном спросе. Но ритейлеры уверены, что производители сами придерживают продукцию с целью более выгодной продажи. Сети готовы ограничить объемы отпуска сахара в одни руки. На этом фоне торговые сети попросили власти разрешить им при необходимости ограничивать объем продажи "в одни руки" социально значимых товаров, сообщает ИА PrimaMedia.
В Приморье первой на непростую ситуацию отреагировал сеть "Самбери" (группа "Невада", Хабаровский край). В течение одного дня, 3 марта, сначала объявившая о введении лимита на продажу сахара до 20 кг на одного покупателя, а через несколько часов снявшая ограничения.
"Самбери" поясняла, что будет продавать не более 20 кг одному покупателю, чтобы исключить оптовые продажи и последующие перепродажи. Сахар в магазинах сети на тот момент продавался 64 рубля за килограмм.
С начала марта торговые наценки на отдельные виды социально значимых товаров в торговых сетях ограничены уровнем 5%.
В торговле говорят, что сахарозаводы перестали отгружать необходимые объемы не только ритейлерам, но и оптовым потребителям, включая производителей кондитерских и хлебобулочных изделий.
Представитель одного из местных ритейлеров сообщил ИА PrimaMedia, что розница на данный момент оказывается в заведомо проигрышном положении.
Поставки сахара ограничиваются, цены от поставщиков растут, а власти требуют продаж по доступной цене. Не исключено, что придётся торговать сахаром и другими социально значимыми продуктами в убыток",
— сказал представитель одного из ритейлеров.
На этом фоне Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ уже направила сахарным заводам предупреждение о недопустимости создания искусственного дефицита продукции с целью повышения цен.
"В связи с поступлением обращений о росте отпускных цен ведомство отмечает, что создание искусственного дефицита продукции с целью поддержания ажиотажного спроса и завышения цен, а также ущемление интересов участников рынка недопустимы", — сообщила ФАС.
В настоящий момент запасы сахара достаточны для удовлетворения внутреннего спроса, риски дефицита отсутствуют, подчеркнуло ведомство.
Представитель пресс-службы X5 Retail Group (сеть "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель", "Чижик") отметил, что в настоящее время в ряде регионов наблюдается резкий рост спроса на сахар. "По нашим данным, поставщики располагают достаточными запасами продукции, однако не успевают фасовать сахар для поставок в торговые сети, что повторяет ситуацию в начале распространения коронавируса в марте 2020 года", — сообщил он журналистам (цитата по "Интерфаксу").
"В ряде регионов уже были зафиксированы случаи, когда такие товары единовременно приобретались в очевидно большем, чем нужно для частного потребления, объеме (до нескольких тонн) для последующей перепродажи. Чтобы не нарушать логику выработанных продуктовым ритейлом и органами власти решений и гарантировано обеспечить гражданам возможность приобрести доступные продукты, сети предложили дать им возможность, руководствуясь реальной ситуацией, при необходимости ограничивать отпуск некоторых товаров с минимальной наценкой в одни руки", — приводит доводы ритейла Минпромторг.
Конкретные товары и параметры сети будут определять сами в рамках своих профильных ассоциаций — АКОРТ и Союза независимых сетей России.
Поднебесная, закрыв порты, может попытаться добиться снижения цены на минтай
Сегодняшняя цена закупки сахара у поставщиков находится на уровне 75 рублей за 1 кг, сказал зампред правления ассоциации "Руспродсоюз" (объединяет поставщиков продуктов питания) Дмитрий Леонов, слова которого приводит .
Механизм ограничения наценок предполагает, что торговые сети добровольно принимают на себя обязательства о минимизации торговых наценок на четыре категории социально значимых товаров — молочную продукцию, хлебобулочные изделия, сахар и овощи "борщевого набора". Непосредственно товарные позиции внутри каждой категории ритейлеры определяют самостоятельно. Это должны быть товары отечественного производства, наиболее востребованные по объемам продаж и представленные в магазинах в достаточном количестве.