Приходя в театр, зрители привыкли видеть работу артистов, режиссера, звукооператора, осветителя сцены. Но наверняка не задумываются о том, что за созданием каждого спектакля стоит огромная работа, проделанная большой командой. Художники, костюмеры, бутафоры, столяры — это все те, кто только по большим праздникам поднимается на сцену, но занимается увлекательной, а подчас и редкой театральной профессией. Об одной из таких рассказала в интервью Мария Шеловилова — гример-постижер драматического театра ВВО в Уссурийске, сообщает ИА UssurMedia.
— Расскажите, как вы пришли в профессию?
— После окончания школы я поступила учиться на парикмахера. Прежде чем прийти в театр, пробовала себя в разных областях. Работала в студии декора свадьбы, даже балетмейстером два — три месяца была, помогала готовить детский конкурс талантов "Маленькая Мисс" в селе Михайловка.
Еще во время учебы в колледже начала заниматься танцами. Пробовала работать администратором в СК "Ледовая арена", но поняла, что после тех творческих профессий, которые у меня были, вся эта работа с бумагами не мое. Так получилось, что в день увольнения, получив на руки трудовую книжку, я сразу же стала искать вакансии, и первым мне попалось на глаза объявление о том, что требуется костюмер театра, без опыта работы, приглашали на собеседование. Позвонила, и у меня уточнили, кто я по образованию. Оказалось, что в театр требуется еще и гример-постижер, а работа с волосами — это то, чему я училась.
Перед спектаклем. Фото: предоставлено театром ВВО
— Пришли в театр, а дальше? Постигали все на практике?
— Можно сказать и так. Сложный грим артисты наносят самостоятельно. Я помогаю, если требуется, с деталями. Мы работаем с профессиональным гримом, который заказываем в Москве. Но каким бы качественным ни был грим, прежде чем с ним работать, на лицо наносится крем или вазелин, в зависимости от типа кожи.
Те времена, когда две пачки грима были на всю гримерную, прошли. Появляются новыми лицами, и каждые два года мы пополняем запасы грима, чтобы у каждого артиста была своя индивидуальная коробочка. В основном моя задача — это прически. Они у нас есть почти в каждом спектакле. И изготовление усов, бровей, бород никто не отменял, — добавляет мастер.
— В чем заключается работа постижера?
— Это ручная, кропотливая работа. Какие-то навыки остались после учебы в колледже, там мы работали с тресс-банком и делали так называемые "волосы на заколках". Работать с крючком училась сама, искала информацию в Интернете — набивала руку на практике.
Первые мои усы получились несуразными, торчащими в разные стороны, тогда не понимала, в какую сторону должен смотреть волос, много его брала. Это сейчас я понимаю, что достаточно двух — трех волосинок.
— Сколько времени уходит на изготовление усов, бород, париков?
— Самые простые усы можно сделать за два дня, с учетом подготовки. Первые свои бороды, их было две на спектакль "Одолжите тенора", каждую делала недели полторы. Они густые, еще и выглядеть должны соответствующим образом. На малую сцену делала натуральный парик. Артист работает близко к зрителям, искусственный парик будет блестеть, и с виду он весь такой гладенький и аккуратненький, а Сергею в образе героя спектакля "Пришел мужчина к женщине" требовалось быть нахохленным, взъерошенным.
— Откуда берете материал для изготовления?
— Когда я пришла в театр, определенный запас волос здесь уже был. Пополнить его мне помогла одна хорошая знакомая, которая на тот момент держала парикмахерскую. Заручившись согласием клиента, состриженные волосы она отдавала театру. А бывает, что кто-нибудь из артистов отрастит хвост, а потом приходит ко мне подстригаться. Сейчас у меня стоит полностью доверху набитая коробка. Думаю, что этих запасов хватит надолго.
Если требуется придать парику определенный цвет, в ход идет обычная краска для волос. Стираю я каждый парик вручную, с шампунем или жидким мылом, ополаскиваю кондиционером для белья. Меня как-то спросили: "А что ты в машинке не стираешь? Закинула бы, да и все…". А как я их потом расчесывать буду? (смеется).
— За какое время до начала спектакля начинается работа гримера-постижера?
— Если это сказка, то как минимум за час до начала спектакля, все должно быть у артистов в гримерках. Если спектакль вечерний, то за три, а то и пять часов, в зависимости от количества и сложности причесок. Перед спектаклем "Пришел мужчина к женщине" главная героиня приходит ко мне за два часа до начала. Я стараюсь, в первую очередь, сделать главных героев или тех, кто выходит на сцену первым, остальных, бывает, что доделываю в процессе. Тут важно все точно рассчитать по времени, особенно, если причесок много. Также я не пропускаю ни один выезд на гастроли.
— Создание образов для какого спектакля было самым сложным?
— Для самого первого — "Маугли и Лия", — вспоминает Мария. — Во-первых, потому что только начала работать, а во-вторых, сразу попала на большой объем. Для тигра Шерхана, яркий образ в котором выходит артист Иван Чужинов, делала парик с косичками. Изначально у меня была основа в виде парика из черных косичек, все остальное, каждую косичку красного цвета, я заплетала вручную и пришивала. Мне помогали. Парики на волков шила, для обезьян — Бандар-логов. А потом уже влилась в работу.
Мне нравится, когда идет подготовка к новому спектаклю, фантазия начинает работать. Сперва ко мне приходит художник и объясняет, что ему требуется, и я, исходя из того, что у нас имеется, говорю, что придется докупить, а что мы можем сделать сами. Если по какой-то причине нам не удается договориться, идем к режиссеру. А бывает, что у актера свое видение роли. Так, актриса Мария Лойко во время работы над спектаклем "Одолжите тенора", где она появляется на сцене в роли Джулии, председателя оперной гильдии, никак не могла представить себя в этом образе в строгом классическом костюме. Тогда мы подобрали светлый парик, выбрали с костюмерами платье и с этим вариантом пришли к режиссеру. Он сказал: "Играй!", и это сработало. Все запомнили Машу, как "облачко".
— Как вы повышаете профессиональное мастерство?
— Для этого существуют профессиональные мастер-классы, один из них — Дальневосточный театральный форум, на котором мы побывали осенью 2019 года во Владивостоке, запомнился мне особенно. В течение трех дней, нас было на направлении шесть человек, в том числе мои коллеги из Театра опера и балета г. Улан–Удэ, мы обучались под руководством московского педагога. Первый день, как и положено, теория, а вот на второй мы тренировались друг на друге, делая грим животных и превращаясь в стариков. Третий день — гумусные носы, учились клеить, снимать, закреплять и гримировать.
— При такой творческой профессии остается время для хобби?
— Сейчас я шью с мамой новогодние игрушки из фетра. Делала декоративных гномиков. Специально для этой затеи привозила корейский фетр из Москвы, где мы были с гастрольной поездкой, а с хабаровских гастролей привезла фетр и японский бисер, там нет ломаного, и он переливается совершенно по–другому, — улыбается мастерица.