Каждый приморец знает, что такое чифанька, как задобрить куню, как тебе дороги джинсы, примеряемые на обледенелой картонке в декабре. Захлопнувшийся ковидный занавес разделил жизнь на "до" и "после", заставив ощутить вкус неизбывной тоски по Поднебесной. Однако отчаиваться рано. Так считает учитель китайского языка и основатель уссурийской школы China Class Иван Лаоши. Почему китайский язык — язык будущего, и как удержать руку на пульсе мировых тенденций, он рассказал корр. ИА UssurMedia.
Иван Лаоши — человек проницательный. Будучи старшеклассником, юноша смекнул: живем мы в Приморье, рядом — Корея, Япония, Китай. А это означает, внешнеторговые отношения не обойдутся без грамотных переводчиков. Ниша прибыльная, надо брать. Так Иван поступил в педагогический институт на восточное отделение, принялся изучать китайский, японский и английский языки.
Учебный процесс. Фото: предоставлено Иваном Крестниковым
Это были лихие 2000-е, "помогаечный" бизнес с регулярными вылазками в Суйфэньхэ достиг своей квинтэссенции. Иван тоже "помогайкой" подрабатывал. Для студента это и солидная прибавка к стипендии, и живое общение с носителями языка, и пополнение учебной базы.
"В ту пору наблюдался дефицит информации. Телефоны — кнопочные "неубивайки", словарей и учебников мало, о гугл-переводчике и мечтать не приходилось. Вот этот словарь (показывает увесистый том) был первым, что я через границу нелегально провез. Мы же "помогайками" работали на условиях, что нам кроме двух баулов по 25 кг ничего нельзя было вывозить. Что делать? Импровизировать! Я взял широкий эластичный бинт и привязал словарь себе на живот. Так со словарем на животе границу и перешел. По такой схеме я еще разные книги перевозил, инструменты каллиграфические и прочий учебный инвентарь", — поделился опытом учитель.
Тот самый словарь. Фото: ИА UssurMedia
Пополнение учебной базы — хорошо, насмотренность, а в данном случае наслушанность — еще лучше. Гуляя по китайским магазинчикам, Иван слушал, как разговаривают продавцы, впитывал речевые нюансы, дабы их потом на практике применять. Разумеется, не только слушал, но и слышал. Понимая секретики продавцов, подсказывал русским коллегам по помогаечному ремеслу, где китайцы накрутку большую делают, где можно хорошенько цену сбить.
Иван Лаоши. Фото: предоставлено Иваном Крестниковым
"Дошло до того, что, когда я в Суйфэньхе в торговый центр заходил, местная охрана, меня завидев, обегала бутики со словами: "Сейчас сюда будет ходить такой-то русский, с ним по-китайски не разговаривать!" Впрочем, даже сейчас реальная цена товаров далеко не тайна. На уссурийских оптовых базах она на коробках иероглифами написана", — продолжает раскрывать секреты Иван.
Обучаясь в институте, будущий педагог регулярно подтягивал языковой уровень на стажировках и курсах повышения квалификации. Как итог: красный диплом и аспирантура. Продолжив обучение, решил найти подработку, которая поможет убить двух зайцев: навыки отточит и прибыль принесет. Открыл газету объявлений, и вот оно: нужен переводчик. Наниматель: китаец, который в Спасске-Дальнем кедровым орехом промышлял. Так Иван приехал в тайгу.
"Кроме функций переводчика мне нужно было контролировать сборщиков шишек, само производство, созваниваться с поставщиками. Здесь помогли те самые словари, что я из Суйфэньхэ привозил. Среди них были узкоспециализированные, в том числе технической направленности, лесного хозяйства. Эта лексика мне и пригодилась", — рассказал Иван.
Потом был опыт работы в полиции, куда языковеда приглашали на подработку переводчиком. Иван составлял заявления от имени китайцев, у которых на рынке паспорта воровали, помогал оформлять декларации предпринимателям и выступал переводчиком на разбирательствах в мировом суде. А однажды был переводчиком у китайской делегации, которая прибыла с контрактом на приобретение сырья на уссурийский масложиркомбинат. Тогда за четыре часа работы Ивану заплатили 8 тысяч рублей, что для 2010 года было неплохим профитом.
Учебный процесс. Фото: предоставлено Иваном Крестниковым
Хорошенько попрактиковав, Иван решил: пришло время делиться накопленными знаниями-умениями-навыками, открыть свою школу. Занял у сестры стартовый капитал в 2 тысячи долларов, за 12 тысяч в месяц арендовал офис в тресте № 34, купил мебель, компьютер, дал объявление в газету "Из рук в руки". Кроме этого, распечатал рекламные листовки, которые на улицах прохожим раздавал.
"Клиент появился сразу же. В 2010 году дополнительное образование в Уссурийске только начиналось, мне повезло, что я попал в пик особой востребованности. Объявление в газете сработало. Но, как показала практика, лучший двигатель торговли — сарафанное радио. Когда люди, оценившие качество твоего преподавания, советуют тебя друг другу", — рассказал учитель.
Первый набор в школу China Class составил 20 человек. Это были дети от 7 до 18 лет и взрослые. Те самые "помогайки", для которых знание языка стратегически важно. Как отметил Иван, взрослые ученики отличались безответственностью, пропускали занятия, в отличие от ребятни. Что, впрочем, неудивительно, учитывая возрастную предрасположенность детей к поглощению новой информации. Многие дети и сейчас поражают своей усидчивостью и не по годам взрослым осознанием перспектив, которые даст качественное знание китайского языка. Ребята осознанно вкладываются, чтобы в будущем стать хорошими специалистами и получать достойную заработную плату.
Вкладывал в China Class и сам Иван — разрабатывал методические пособия, вырабатывал стратегию оптимального восприятия информации. Продумывал все, включая особенности интерьера.
"В дизайне кабинета заложен желтый цвет, и это неспроста. Мы консультировались с лингвопсихологами, и, согласно их исследованиям, желтый цвет положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, активизирует мышление, память и внимание. Стулья тоже непростые. Это эргономичные стулья дизайнера Чарльза Имза, поддерживающие позвоночник, снимающие напряжение периферической нервной системы ученика. Если измерить освещение в кабинете люксометром в лучших традициях Елены Летучей, то видно, что оно соответствует 500 люксам. Это оптимальный уровень освещенности, чтобы во время занятий ученик не перенапрягал зрение", — поделился секретами преподаватель.
Сейчас работа школы ведется по возрастным группам по методике коллективного взаимодействия. Работая в группе, дети активно контактируют друг с другом, что оптимально влияет на восприятие иноязычной речи. И профит налицо.
С учениками. Фото: предоставлено Иваном Крестниковым
"Мой первый ученик, с которым я начал заниматься, Данил Серобаба добился высоких результатов. В 2016 году в Институте Конфуция в ДВФУ впервые проводили конкурс по китайскому языку среди школьников Приморского края — отборочном туре всемирного конкурса для школьников "Китайский язык — это мост", и мы победили в этом лингвистическом соревновании. После победы отправились в Москву, где команда Приморского края представляла весь Дальний Восток. В столице команда Данила заняла третье место. И для Уссурийска это стало достижением. За активное участие Данила наградили бесплатной языковой стажировкой в Поднебесную, губернатор Миклушевский лично вручил Данилу Серобаба свидетельство стипендиата губернатора Приморского края 2016 года, а спустя год Генеральный консул КНР во Владивостоке официально пригласил Данила на консульский прием 2018 года, это была большая честь для нас", — поделился успехами Иван Лаоши.
Иван Лаоши и Данил Серобаба. Фото: предоставлено Иваном Крестниковым
Разумеется, ни одно дело не обходится и без трудностей.
"Летом, когда дети на каникулах, нет фактического дохода. Поэтому в рабочие месяцы мы откладываем финансы, формируя подушку безопасности, дабы были деньги на налоги, аренду, которые никто не отменял", — поделился еще одним секретом преподаватель.
Сейчас в школе China Class занимается 150 человек, что в глобальных масштабах скорее приравнивается к индивидуальной форме обучения. Локдаун на деятельности школы сказался мало, благо процесс обучения достаточно гибок ввиду возможности работать в онлайн-режиме. Кроме этого, несмотря на закрытые границы, университеты предлагают дистанционное обучение. Так, одна из бывших учениц China Class нынче дистанционно обучается в Шанхае и делает это успешно, получая стипендию в 25 тысяч рублей от китайского правительства.
Ученики и Иван Лаоши. Фото: предоставлено Иваном Крестниковым
По прогнозам Ивана Лаоши, китайский язык — язык будущего.
"Уже сейчас 800 млн человек в мире изучает китайский язык, к 2100 году это число должно приблизиться к миллиарду. Практически 40% населения Земли будет изъясняться на китайском языке. И это видно уже сейчас, когда в аэропорту появились вывески с иероглифами, иероглифы печатают на приморской продукции, а местные продавцы владеют языковыми навыками", — рассказал Иван.
Справка: в 2018 году Иван Лаоши стал народным учителем Уссурийска по рейтингу ИА UssurMedia. В 2019 году он был номинирован на премию мира "Лучший учитель планеты".