Дореволюционный Никольск-Уссурийский
Фото: pastvu.com

В выражениях не стеснялись: история газетных войн в дореволюционном Приморье

Конкуренция возникла между изданиями Никольск-Уссурийского

Общество

22.11.2021

В начале XX века газеты Никольск-Уссурийского вели настоящую войну за внимание читателя и рекламодателей. При этом издания не стеснялись использовать довольно "грязные" методы борьбы. Как утверждают приморские историки, после многочисленных конфликтов победителем стала газета "Уссурийская окраина", принадлежавшая местному жителю Карлу Лепину, сообщает ИА UssurMedia.

Факты жесткой конкуренции никольск-уссурийских газет в 1908 — 1914 годах раскрыли в своей работе кандидаты исторически наук Татьяна Прудкогляд и Вадим Агапов.

По данным справочника "Библиография периодических изданий России 1901 — 1916", газета "Уссурийская окраина" выходила в Никольск-Уссурийском в 1908 — 1913 годах. За это время издание пережило трех конкурентов: газеты "Никольск-Уссурийский" (она же — "Торговый день"), "Приморский край" и "Уссурийский голос". 

Газетная бойня на фоне выборов в думу

Как предположили приморские историки, война между газетой Лепина и "Торгового дня" развернулась из-за того, что в 1911 году они поддерживали разных кандидатов на выборах в городскую думу. "Уссурийская окраина" продвигала врача Константина Васильева и нелестно отзывалась о кандидате по фамилии Виноградов от другой партии.

"Избиратели относятся скептически к г. Виноградову. Не одобряют его деятельности инженера при постройке казенных зданий… На общественном поприще г. Виноградов проявил себя впервые в роли председателя соединенного образования доносами и культивированием "шмендефера" (азартной карточной игры)"

, — писали в газете.

После прошедших выборов издательство удовлетворенно заявило о поражении Виноградова. Гневный ответ на травлю не заставил себя долго ждать: в номере №9 "Торгового дня" кандидат разразился "целым потоком ругательств по адресу редакции и сотрудников", как писала "Уссурийская окраина". При этом авторы заметок добавили, что Виноградов опустился до "площадной базарной ругани". Сам Лепин писал, что издание "Торговый день" позорит печатное слово, сеет раздор в обществе и дискредитирует "Уссурийскую окраину".

Травить конкурирующую газету издание продолжило через публикацию писем от читателей. Одно из посланий выглядело так: "И какая же гадость этот "Торговый день"! Какой только мерзости не найдешь в нем?!". Историки предполагают, что авторами писем были сотрудники "Уссурийской окраины" или сам Лепин.

Спустя два месяца существования "Торговый день" перестал быть самостоятельным изданием и выходил как приложение к газете "Никольск-Уссурийский". По этому поводу "Уссурийская окраина" также опубликовала язвительную заметку. В том же духе в мае 1911 года издание напечатало и эпитафию газете "Никольск-Уссурийский", когда та закрылась.

Новый конкурент — "водочный король"

"Уссурийская окраина" некоторое время оставалась единственной в газетой в городе. Однако в августе 1911 года в Никольск-Уссурийском появилось новое издание "Приморский край". Лепинская газета отреагировала молниеносно, начав "душить" конкурента с первого же номера.

Изданию посвятили целый фельетон "Новая газета", в котором утверждалось, что "Приморский край" принадлежит известному горожанину Пьянкову (или "водочному королю", как его прозвали газетчики), а редактором был присяжный поверенный Федотов. Как писали в "Уссурийской окраине", первый номер "Приморского края" был переполнен рекламой спиртного, отчего лепинцы сделали вывод: "С помощью своего специального печатного органа, эта компания… в крае разовьет "благо", заключающееся в насаждении кабаков...". 

С легкой руки лепинских газетчиков издание "Приморский край" даже получило прозвище "пьянковка" по фамилии владельца. В нескольких фельетонах о конкуренте авторы активно эксплуатировали алкогольную тему. Все сводилось к тому, что якобы в "Приморском крае" публикуют фельетоны о пользе спиртного для привлечения читателей.

Ответ последовал и от "Приморского края". В феврале 1912 года газета опубликовала письмо от доверенного Никольского отделения торгового дома "Чурин и Ко", которому тоже досталось от "Уссурийской окраины". В своем послании автор высказался о способах фабрикации новостей, которыми не брезговал издатель Карл Лепин. 

Впрочем, газета "Приморский край" использовала и более грязные методы. В том же месяце издание публикует письмо наборщика Григория Петровского: автор рассказал, как тот пришел в "Уссурийскую окраину" за жалованием, а Лепин его избил. 

"Сообщаю это всем, чтобы знали, что такое за человек этот редактор "Уссурийской газеты" и как он обращается с людьми"

, — напечатано в письме.

Впрочем, нападкам газеты "Приморский край" подвергались и те, о которых хорошо отзывалась "Уссурийская окраина". При этом издание Лепина пыталась очернить лишь приближенных к "Приморскому краю". И кто знает, сколько еще неприятностей "Уссурийской окраине" доставили бы конкуренты, если бы они не закрылись в марте 1912 года. 

Новый раунд газетной войны

В ноябре 1913 году газета "Уссурийская окраина" закрылась по постановлению генерал-губернатора Приамурской области. Карл Лепин предстал перед судом — против издателя возбудили несколько "литературных" дел. После этого в Никольск-Уссурийском два месяца не выходило никаких газет.

С февраля 1914 года в городе появляется газета "Уссурийский голос", редактором которой фактически была жена инженера Виноградова, с которым враждовал издатель Карл Лепин.

Через полтора месяца возобновляет свою работу "Уссурийская окраина", но уже под названием "Уссурийский край". Лепин, по своей старой традиции, вновь пытается очернить конкурента. Газета сравнивает заметки "Уссурийского голоса" с мусором, обвиняет редактора в клевете, а единственным достоинством издания называет "мягкую бумагу, пригодную к широкому применению по хозяйству".

Нападкам закономерно подвергается и инженер Виноградов, муж редактора. Газете-конкуренту посвящено не менее шести публикаций "Уссурийского края". Итогом конфликта стало закрытие "Уссурийского голоса" через 5 месяцев работы.

На смену "Голосу" пришла газета "Уссурийская мысль", которая не продержалась и двух месяцев. Как выяснилось, ее сотрудникам долго не выплачивали жалование. Осенью 1914 года жалобы на издателя печатались на страницах "Уссурийского края". Таким образом, Карл Лепин стал монополистом на газетном рынке Никольска-Уссурийского: вплоть до 1917 года в городе выходила только газета "Уссурийский край".

Как считают историки Татьяна Прудкогляд и Вадим Агапов, причина газетных войн заключалась не только в борьбе за внимание читателя (это не приносило внушительного дохода). 

"Чтобы выжить, провинциальные издания должны были обслуживать интересы тех или иных городских политических или финансовых группировок, предприятий, торговых домов, магазинов… Газетные войны не имеют, собственно говоря, отношения к журналистике. Скорее, они представляют собой отразившиеся на газетных страницах дикие нравы тогдашнего российского предпринимательства"

, — пояснили авторы исследования.

223724
Общество