Антикафе Steampunk было широко известно среди продвинутой молодежи Уссурийска. Но в 2019 году царство настольных игр и акустических квартирников превратилось в булочную "Чудохлебница". Как сменить вектор работы и с какими рисками это сопряжено, корр. ИА UssurMedia рассказал владелец предприятия Александр Бочаров.
Александр Бочаров в бизнесе не новичок. В лихие 90-е, во время перестроечной лихорадки, историк по образованию, следователь по профессии решил начать зарабатывать деньги, а не получку. Занялся транспортной логистикой, наладил товаропоток между Россией и Китаем. Возили актуальный в то время ассортимент — металлолом, сою, орехи.
Александр Бочаров. Фото: предоставлено Александром Бочаровым
Спустя время отложенные финансы пошли в дело: за 3 млн приобрели квартиру на первом этаже в доме по Некрасова, 61. На семейном совете обмозговали, в каких целях помещение эксплуатировать.
"Открывать очередной магазин серии "сельпо" не хотелось. Это где отдельно обитает безынициативный продавец и покупатель, который бродит сам по себе. С женой Натальей мы часто путешествуем, сталкиваемся с иной формой взаимоотношений "продавец-покупатель", практикуемой в европейских странах. Атмосфера в заграничных магазинах иного свойства, здесь душевно, позитивно, получаешь удовольствие от общения. Дома хочется аналогичного отношения к себе", — поделился Александр Бочаров.
Сын Кирилл предложил идею антикафе. В ноябре 2014 года заведения подобного рода для Уссурийска были в новинку. Ближайшее рабочее антикафе — в краевой столице, знания-умения-навыки ведения такого бизнеса — где-то в Интернет. Там и искали всю необходимую информацию. Разумеется, об опыте расчетов, составления бизнес-плана и финансовой модели речи не велось. Решили: при наличии личного капитала можно и рискнуть.
Антикафе. Фото: предоставлено Александром Бочаровым
Плюсы были очевидны: выигрышное местоположение в центре города, вместо арендной платы — квитки за коммунальные услуги. Насмотренность на заграничные изыски и вкус Александра Бочарова к эксклюзиву отразились и на интерьерных решениях, и на выборе названия заведения. Steampunk — креативно, вычурно, свежо. Оформление в духе лофт и выбранного названия. Александр воспользовался услугами художников-дизайнеров, которые настолько прониклись идеей, что создали проект oll inclusive, прорисовав не только интерьер и фасад, но и мебель в духе идеи.
Так в антикафе Steampunk появился дирижабль с крутящимся винтом, мозаичные стены, мебель в духе пэчворк, столы-шахматные доски и уйма диковинных вещиц. В общей сложности на придание колорита, работу дизайнеров и рекламу ушло около миллиона рублей.
Поток людей хлынул сразу, что неудивительно: подобного в Уссурийске не было. Здесь можно было поиграть в настольные игры и мафию, устроить квартирник, послушать местных музыкантов и попить чаю с вкусняшками. Цена вопроса: 2 рубля — минута. Концерты устраивали не только в самом антикафе, но и рядышком, прямо на улице. И это очень не нравилось соседям, которые то и дело жаловались на шум.
"Когда веселятся дети, сложно регулировать уровень шума, жалобы от соседей сыпались на регулярной основе. А с точки зрения окупаемости мы буквально шли на ощупь. Увеличение цены пребывания в антикафе отразилось бы на посещаемости, учитывая целевую аудиторию, львиную долю которой составляли дети и студенты. Торговлю вести не могли, потому что это не кафе и не магазин. Во время учебного года дневной поток людей спадал — дети с утра до вечера на уроках и в секциях. Со временем прибыльность упала до нулевых показателей, заработанного хватало лишь на оплату труда администраторов, обслуживающих антикафе. Контролировать работу антикафе 24/7 я был физически не в силах, имея основной бизнес. На это попросту не хватало времени. По большому счету, если открывать бизнес, то нужно лично контролировать процесс, держать руку на пульсе, иначе структура посыплется", — поделился Александр Бочаров.
В итоге весной 2019 года было решено что-то менять. К этому времени супруга Наталья Бочарова увлекалась выпечкой хлеба на закваске. Выпускница физмата УГПИ подошла к вопросу с характерным математическим подходом. Ингредиенты — по граммам, рецептуры — сугубо с зарекомендовавших себя ресурсов. Домочадцы оценили выпечку, муж предложил поставить дело на поток, открыть пекарню. Наталья согласилась и отправилась на мастер-класс стоимостью в 16 тысяч рублей, который стал первым вложением в новое дело.
Выпечка. Фото: предоставлено Александром Бочаровым
Следующие шаги — обустройство пекарни в Покровке.
"История дублировала начало антикафе: не было опыта расчетов, разработки бизнес-плана. Мы снова пошли на риск. Взяли в аренду помещение бывшей столовой, на 400 тысяч рублей закупили необходимое оборудование. Супруга рассчитала стоимость хлебобулочных изделий с учетом затрат на электроэнергию, воду, ингредиенты", — рассказал Александр.
С торговой точкой в Уссурийске определились сразу. К этому времени продуктивность антикафе сошла на нет, эту площадку решили переоборудовать в булочную. Логотип в виде птицы из колосьев и характерный шрифт разработали местные дизайнеры, название "Чудохлебница" Александр придумал сам.
С интерьером будущего магазина провели особую работу.
"Чудохлебница". Фото: предоставлено Александром Бочаровым
"Я сразу озвучил дизайнеру свою позицию: мне интерьер нравится, ломать ничего не хочу. Поэтому мы сохранили обрамления в стимпанковском стиле, в том числе сохранили дирижабль над входом. Поменяли лишь цветовую гамму, вместо ламината уложили более практичную керамическую плитку. На рестайлинг с сохранением элементов антикафе в общей сложности ушло 500 тысяч. С фасадом, правда, повозиться пришлось: реконструкция пришлась на июль-август, когда в Уссурийске зарядили тайфуны", — рассказал Александр.
"Чудохлебница" открылась 1 сентября. Новый магазин на центральной улице города заметили, первое время был отмечен высокий поток покупателей. К декабрю ажиотаж спал, а значит, нужно было изыскивать методы продвижения более действенные, нежели "сарафанное радио".
"Перво-наперво я взял несколько уроков smm-продвижения в Instagram, чем до сих пор занимаюсь лично. Веду аккаунт "Чудохлебницы", лично отвечаю на комментарии, делаю фото и видео. В результате выросли не только охваты, но и покупателей прибавилось. Когда лично работаешь с Instagram, чувствуешь обратную связь с потенциальным клиентом. Появляются положительные отзывы — появляется стимул продолжать свое дело, расти в выбранном направлении. Так мы начали проводить дегустации, устраивать чаепития. У меня есть старинный самовар, которому более 100 лет. Выношу из магазина столы с выпечкой, разжигаю самовар, привечаю прохожих. На предложение бесплатно выпить чаю люди реагируют с опаской, но любопытство сильнее. Узнав, что это безвозмездный акт доброты, опасливость исчезает. Это наша фишка — дарить людям добро и вкусный чай", — поделился Александр Бочаров.
Во время локдауна динамика прибыли, которую наметили Бочаровы, сошла на нет. Весь 2020 год предприниматели принимали меры, чтобы удержать заданную планку. Идея доставки не сработала: у оставшихся без работы людей попросту не было денег на изысканную пиццу в нью-йоркском стиле, ароматные панцеротти, фокаччо, чиабатту по эксклюзивным рецептам. Аренда пекарни встала в копеечку ввиду подорожания электроэнергии.
"Для сравнения: в декабре 2019 года заплатили за свет 25 тысяч рублей, к середине 2020 года — 50 тысяч рублей. В итоге мы нашли другое помещение на более выгодных условиях и уже за три месяца отбили то, что могли потратить на аренду и тарифы. Однако не обошлось без плюсов: за год локдауна число подписчиков "Чудохлебницы" в Instagram выросло вдвое", — рассказал Александр.
На сегодняшний день по сравнению со стартовыми показателями доходность "Чудохлебницы" увеличилась в два раза.
Александр Бочаров. Фото: предоставлено Александром Бочаровым
"Рассчитывали на большее, но учитывая экономическую ситуацию в мире, рост инфляции, стоимости ингредиентов, это вполне неплохой показатель. Цены на выпечку поднимать не торопимся, если и делаем это, то дозированно, на 2-3 рубля. Понимаем покупателя в этом отношении. Деньги для нас вторичны. Главное — качество хлеба и отношения между продавцом и покупателем. Когда люди в отзывах благодарят за вкусный хлеб, это дороже любых денег. Поэтому у нас бытует слоган: "Хлеб на закваске из муки, добра и ласки", — поделился предприниматель.
Владелец предприятия до сих пор лично стоит у прилавка, у печи, развозит выпечку по торговым точкам. В далеко идущие планы входит открытие торговой точки во Владивостоке и участие во всевозможных конкурсах. Победа "Чудохлебницы" в номинации "Лучшая фирменная сеть местных производителей" конкурса "Торговля России-2021" показала, что потенциал для этого есть.