Сверхлегкая авиация — это не просто туристические воздушные прогулки, а полноценный вид спорта. Однако дорогостоящая техника не позволяет вывести его в массы. В Уссурийске одним из немногих, кто регулярно занимается этим спортом в дисциплине "мотопараплан", оказался инструктор клуба "Фаворит-У" Виктор Сарафанов. По мнению пилота, такое воздухоплавание дарит больше свободы, чем не менее экстремальные прыжки с парашютом. Корр. ИА UssurMedia встретился с авиатором на аэродроме Барановском и узнал подробности о необычном для Уссурийска виде спорта.
— В чем особенность этого вида спорта?
— Здесь используются летательные аппараты массой до 115 кг, имеющие силовую установку для поступательного прямолинейного полета с ровной поверхности земли. Данная конструкция дополнена силовым агрегатом, установленным на трайке (или "тележке", грубо говоря) и позволяющим лететь с комфортом как пилоту, так и пассажиру.
Аппарат отличается от обычного параплана, когда люди стартуют с возвышенности и летают только за счет ветра, восходящих потоков и аэродинамики самого аппарата. Это уже другой раздел легкой авиации.
Спорт примечателен тем, что такая техника дает больше свободы, чем гонки на мотоциклах. Здесь люди могут летать рядом с птицами и даже выше них.
— Сколько может пролететь ваш аппарат?
— Это двухместный паралет "Скат", скорость которого 120 км/ч. В воздухе он может находиться около двух с половиной часов. Главное условие — приемлемая метеокартина. Скорость ветра должна быть не более 6 метров в секунду. Свыше, это уже будет не удовольствие, а борьба со стихией.
Лучше, чем прыжки с парашютом: о полетах на мотопараплане рассказал пилот из Уссурийска. Фото: Александр Шепырев, ИА UssurMedia
— В какое время дня полеты будут самыми комфортными?
— Оптимальное время для полетов 7 утра, когда стоит идеальная погода, штиль и ничто негативно не влияет на крыло. Это позволяет получать максимальное удовольствие от самого полета и не отвлекаться на технические неполадки.
Кстати, ветер больше 6 м/с — это потолок для пилота "выходного дня". В такую погоду вообще летать нежелательно, она допустима только для соревнований. Если рассматривать полеты как авиатуризм, ни к чему загонять себя в эти спортивные рамки и экстремальные условия.
— С чего началось ваше увлечение этим видом спорта?
— Начал заниматься с 2013 года. Причем пришел я в этот спорт от прыжков с парашютом. Занимался ими, пока служил в Вооруженных силах.
Лучше, чем прыжки с парашютом: о полетах на мотопараплане рассказал пилот из Уссурийска. Фото: Александр Шепырев, ИА UssurMedia
— Почему полеты на параплане для вас оказались лучше, чем прыжки с парашютом?
— Прыжки всем хороши. Но это привязка к аэродрому, к самолету. Например, сейчас он работает, а через полчаса что-нибудь с ним произошло, и ты ждешь вылета. То есть мероприятие затягивается на целый день.
А мотопараплан позволяет выехать, например, в 6 утра, сделать двухчасовой маршрут, свернуться на поляне и тем же утром вернуться в город. Впереди еще весь рабочий день. Иными словами, появляется больше свободы действий.
Другое преимущество — это мобильность тележки. Вся конструкция умещается в багажник легковой машины. Остается только приехать на поляну, собрать оборудование и уйти на маршрут.
— Насколько дорогой этот вид спорта?
— Вид спорта не очень дешевый, и массовую доступность поэтому ему дать очень тяжело. Большая часть импортного оборудования дорогостоящая. Цена только одного крыла начинается от 2300 евро. Сама установка стоит порядка 280-350 тысяч рублей, как неплохой подержанный легковой автомобиль.
— Несмотря на это, вам удалось кого-то еще привлечь к полетам?
— Я летаю не один, у меня есть единомышленники. В каждом более-менее крупном городе Приморья есть своя тусовка: в Артеме, Владивостоке, Лесозаводске, Дальнегорске и, конечно, в Уссурийске. Ареал нашей "братии" довольно распространен в крае.
В Уссурийске нас четверо. Это те, кто летает регулярно на этой поляне хотя бы раз в месяц. Кроме этой четверки есть те, кто выходит только раз в год или летает в других местах.
— Сколько нужно летать, чтобы все было доведено до автоматизма?
— Слетанность с оборудованием достигается не за день и не за год. Если человек летает часто и не пять минут, а хотя бы полчаса, то уровень подготовки прогрессирует. В этом случае пилот может управлять и двухместной техникой, взяв пассажира.
Кстати, летать с пассажиром — это двойная ответственность. Как правило, для обычного человека в диковинку все ощущения от полетов. Пилот не имеет права допустить даже малейших ошибок, чтобы не принести никаких негативных эмоций и, тем более, травм.
— Как быть, если в полете возникает какая-то опасность?
— Опять же, это зависит от подготовки пилота. Чем уровень выше, тем больше соблазн выпендриться, летая в опасных условиях. Это уже чревато последствиями, и надо отдавать себе отчет. В одиночном полете еще можно так дерзко показать себя. Но если ты работаешь с пассажиром, это желание лучше оставить при себе.
Лучше, чем прыжки с парашютом: о полетах на мотопараплане рассказал пилот из Уссурийска. Фото: Александр Шепырев, ИА UssurMedia
— Владеете ли вы другими летательными аппаратами?
— Когда я учился в Новосибирске, мне удалось полетать на спортивных самолетах ЯК-52. Но текущие реалии таковы, что эти самолеты либо выработали свой ресурс, либо их "поставили на прикол". Именно спортивная авиация меня и "заразила" таким спортом. Теперь это, в хорошем смысле слова, зависимость.
— Помимо того драйва присутствует какой-то элемент романтики — наслаждение пейзажами, например?
— Безусловно. Особенно если это вечерние или сумеречные полеты. Только, возможно, мой возраст уже не для романтики. Поэтому не могу сказать, что это важный момент в полетах. Даже экстрим — это не самое главное. На первом месте всегда стоит безопасность.
— Стоит ли популяризировать такой спорт среди молодежи?
— Однозначно стоит, как и любой другой вид. Лучше заниматься парашютным спортом или сверхлегкой авиацией, чем бездарно проводить время. Считаю, что в авиацию нужно привлекать именно молодежь. Я и своей детворе показываю эту аэродромную жизнь.