Фото: pastvu.com
Приморье могло стать наркостолицей мира, но помешали чекисты
В начале XX века вокруг Уссурийска перестали выращивать картошку и хлеб и засадили все маком
Ровно 100 лет назад история Приморья могла свернуть в совершенно иную сторону. В 1921 году в регионе официально разрешили сеять мак для производства опиума. К тому моменту многие крестьяне давно перестали садить картофель или пшеницу, зарабатывая на выращивании наркотиков. Приморская область могла стать наркостолицей мира, но против оказались сотрудники ОГПУ. Подробности в материале ИА UssurMedia.
Мак вместо хлеба
Выращивать мак на территории современного Приморья начали еще до революции. И делали это совсем не для того, чтобы посыпать маленькими зернышками булочки. В Китае, страдавшем от распространения опиума, выращивание мака тогда было запрещено. Поэтому предприимчивые соседи использовали российские земли для посадки наркосодержащих растений.
Китайцы полностью контролировали выращивание мака и его контрабанду через границу и щедро платили русским крестьянам за аренду полей. Важным участником приморского наркорынка были банды хунхузов, облагавших производителей данью и обеспечивавшие защиту урожая.
За несколько десятилетий объем производства мака в Приморье достиг пугающих размеров. Накануне Первой мировой войны, по данным историков, в регионе маком было засеяно 65 тысяч гектаров земли. Для сравнения, в современном мировом центре производства опиума Афганистане маком засеяно примерно 250 тысяч гектаров.
Местные жители перестали выращивать хлеб, овощи и засеивали все маком. Вокруг Уссурийска и до китайской границы все поля были засеяны маком. Дошло до того, что военные не могли закупить себе картошки, ее просто никто не выращивал", — рассказывает краевед Андрей Бурдонов.
Местные власти несколько раз посылали в столицу тревожные донесения, предупреждая об опасности распространения в Приморье опиума. Царское правительство предпринимало попытки запретить посадки мака. Но ощутимых результатов это не давало — дальневосточникам было выгодно выращивать мак, пусть даже незаконно. Контролировать китайскую границу, которую охраняли казаки, не получалось, контрабандисты спокойно провозили урожай мака с приморских полей.
Полная легализация
В годы Гражданской войны в Приморье власть менялась несколько раз и ни одна новая администрация не пыталась запретить посадки мака. А в 1921 опиум и вовсе стал разрешенным. Остро нуждаясь в средствах, власти легализовали производство опиумного мака, введя налог, и даже разрешили открытие опиумкурилен. Деньги, судя по архивным материалам, лились рекой, правда мимо казны. Например, жители небольшого казачьего села София-Алексеевское в 1921 году продали китайцам 240 кг опиума, заработав 18 тысяч золотых рублей (по тем временам огромные деньги).
В истории приморского наркорынка была и японская страница. Одно из временных правительств продало лицензию на производство в регионе опиума и вывоз его за границу японской фирме "Якуро-Сиокай". В тот момент российский Дальний Восток был крайне близок к тому, чтобы стать мировым центром производства наркотиков.
Госмонополия на опиум
Относительно успешно бороться с выращиванием мака в Приморье начали после установления советской власти. Тогда чиновники докладывали о невозможности охранять границу и миллионных доходах китайских банд, занимающихся контрабандой мака.
Чтобы мотивировать местных жителей сообщать о маковых плантациях, на Дальнем Востоке ввели специальные премии за их обнаружение. Но помогало это мало, в приграничных районах маком по-прежнему были засеяны десятки тысяч гектаров земли.
В 1926 году в СССР установили государственную монополию на скупку у населения опиума. В Приморье это нововведение с треском провалилось: государство скупало сырье по 13 рублей за килограмм, а китайские скупщики готовы были на месте платить по 125 рублей за килограмм.
Вмешательство чекистов
Окончательно разрушить наркорынок на Дальнем Востоке удалось после вмешательства ОГПУ (предшественник НКВД). Охранявшие границы чекисты докладывали о регулярном увеличении преступности в Приморье в периоды посева и сбора мака и настаивали на окончательном запрете выращивания наркотиков. Местные власти, в отличии от представителей силового ведомства, не горели желанием избавляться от мака на полях.
Добиться своей цели силовикам удалось только в 1927 году. Правда правительство в Москве увильнуло от прямого запрета и весной 1927 года предоставило местным властям на Дальнем Востоке право самостоятельно запретить посадки мака. Но так как мак к тому времени уже посадили, введение запрета перенесли на 1928 год . Более того, урожай мака в итоге полностью ушел контрабандным путем за границу, обойдя государственную монополию.
Но и после этого жители Приморья продолжали выращивать мак и продавать его китайцам. Только по официальным данным в Приморье в 1928 году было учтено четыре тысячи гектаров маковых полей.
Районные исполкомы и сельские советы настойчивости в борьбе с маком не проявили, а крестьянство сдавало китайскому и корейскому населению землю под посевы мака, поскольку получало от этого выгоду, беря арендную плату по 100 рублей за десятину и 15 % выручки с собранного опия", — приводит цифры историк Виталий Шахворостов.