Сегодня, 25 августа, ведущий мастер сцены, актриса театра имени В.Ф. Комиссаржевской Наталья Остаченова отмечает свой юбилей. Ее жизненный девиз — "Вперед и выше"! "И только так: если остановиться, упадешь. Поэтому работа актера над собой, над собственной личностью идет постоянно", — так считает Наталья Вениаминовна, поделившись своими мыслями с руководителем литературно-драматургической части театра Натальей Белошенко.
Театр — это не здание со сценой, не просто заведение для культурного отдыха и приятного времяпровождения, и даже не только театральная труппа. Настоящий театр — это центр энергетического притяжения, который аккумулирует вокруг себя людей необычных, творческих и талантливых. Каждый приходит к нему своей дорогой, иногда непростой и неожиданной. Но если театр призывает тебя, сопротивляться этому зову практически невозможно.
— Театр не техническая, а скорее биологическая структура, — считает ведущий мастер сцены, актриса Наталья Остаченова. — Он живет по законам органики: рождается, расцветает, достигает пика, умирает — и снова возрождается, но уже в другом качестве, с другой идеей. Это уникальный вид искусства, он впитывает саму жизнь, и поэтому зависит от того, чем живет и дышит общество.
Наталья Вениаминовна шутит, что с театром ее связывает "страстный роман": несколько раз она уходила в поиск себя, в другие профессии, но неизменно возвращалась. "Один раз думала заняться медициной, фармакологией. В другой раз решила попробовать себя в качестве педагога: преподавала историю культуры в училище №45, и там же вела театральную студию. И хотя все шло хорошо, я почувствовала, что педагогика — это тоже призвание, но только не мое. Вот моя мама была педагогом по призванию. А меня театр призвал к себе — и держит, не отпускает", — признается актриса. Впрочем, и эти временные перемены мест шли на пользу театру: полученный жизненный опыт разнообразил актерскую палитру.
От костюмерного цеха до мастера сцены
А началось всё с костюмерного цеха, куда Наталья Остаченова пришла в 1974 году после окончания школы: "Был в то время у нас в театре такой режиссер — яркий, талантливый — Валентин Шубин. Он ставил масштабные спектакли, "полотна", особенно любил Булгакова — в семидесятые-то годы! Поставил пьесу "Иван Васильевич" еще до того, как вышел фильм Гайдая. А спектакль "Бег" был просто шикарный". Под впечатлением от этих работ юная Наташа решила стать… режиссером! Это привлекало ее больше, чем профессия актрисы: в своих актерских способностях она с детства была уверена. А вот на режиссера нужно было учиться, и непременное условие для поступления в вуз — отработать в театре минимум два года.
Так и получилось, что первая театральная профессия, которую освоила Наталья Остаченова — одевальщица в костюмерном цехе. Азы этой профессии ей помогали освоить Майя Павловна Бойко и Елена Викторовна Шишова, много лет проработавшие в театре.
— Помню, как гладила нижние юбки. Это большое, трудоемкое дело, но необходимое: платье "стоит" только тогда, когда нижняя юбка отглажена вся как следует. Изучая тонкости ремесла, я получила очень много важных знаний, в том числе и понятие о театре, — отмечает Наталья Вениаминовна. — Я вообще люблю все изучать "с обратной стороны", собрать как можно больше внутренней информации, а потом уже использовать ее в работе.
Возможно, именно это первое прикосновение к миру театра и сформировало одно из ее увлечений: коллекционирование театральных костюмов. Чувство стиля, знание эпохи, умение носить костюм, чувствовать себя в нем свободно, чтобы неловкость не мешала непосредственно творчеству, — эти качества Наталья Остаченова и сейчас считает одними из необходимых для актрисы. По ее мнению, современная молодежь не придает этому должного значения, и напрасно.
Золушка, Остаченова в роли Феи. Фото: предоставлено театром им. В.Ф. Комиссаржевской
Нет нелюбимых ролей
За годы служения театру Наталья Остаченова сыграла около сотни ролей, и о каждой может рассказать много интересного. Как по-разному они доставались: одни получались легко и свободно, другие требовали напряженной работы. А бывало и такое, когда хотелось бы, чтобы роль была сложнее, глубже — как, например, в "Пире во время чумы" по "Маленьким трагедиям" Пушкина, где Наталья Вениаминовна играла роль Сальери. Из особо запомнившихся ролей прошлых лет она также называет Шарлотту в "Вишневом саде", который ставил Сергей Пацаль, Флоранс в "Ловушке" — комедии по пьесе Робера Тома, и столетнюю бабулю в спектакле "Генералы в юбках": "Мне тогда было от силы лет тридцать. Когда я выходила на поклон, зрители даже не могли сопоставить, кого я играла". Уссурийские театралы могут расширить этот список: наверняка многим помнится ее Памфила в спектакле "Диоген", лошадь Сестричка в пасторали "Очень простая история", и, конечно же, Младшенькая в пронзительной истории о любви и войне "Мамочки".
Из спектаклей текущего репертуара назовем три: это комедия "Примадонны", в которой Наталья Остаченова играет сумасбродную миллионершу Флоренс Снайдер, семейные истории в одном действии "С любимыми не расставайтесь…", где они в дуэте с Василием Сальниченко играют безымянную супружескую пару — Он и Она, и драма "Жестокие игры", в которой у Натальи Вениаминовны небольшая, но очень важная роль матери главной героини Нели. Мудрый советский драматург Алексей Арбузов не просто посвятил пьесу конфликту и непониманию отцов и детей, — он предоставил каждому поколению площадку для высказывания. И именно так, в качестве голоса старшего поколения, актриса воспринимает эту свою роль. Поэтому она так важна для нее: "Есть какие-то вещи, которые можно осознать только в зрелом возрасте, когда ты уже многое прожил и пережил. И с высоты этого возраста я стараюсь так донести текст, чтобы зритель смог услышать обе точки зрения, обе правды — у каждого здесь она своя".
Призвание — театр
Наталья Остаченова не только актриса, но и культуролог по образованию. А в силу долгой принадлежности к уссурийскому театру драмы имени В.Ф. Комиссаржевской могла бы стать и его историком. В ее коллекции хранятся афиши, программки, уникальные фотографии со спектаклей. Прослеживая путь театра, Наталья Вениаминовна отмечает, что в его истории были взлеты и падения, были периоды затишья, творческого застоя. Но это нормально, поскольку театр — как живой организм, и он проходит через разные этапы существования. Главное, чтобы сохранялся дух театра, творчества, тот центр притяжения, который объединяет людей, призванных ему служить.
— Мы творим иллюзию, и самое ужасное, что жертвуем этой иллюзии свою настоящую жизнь... Но это единственный путь для творческой личности осуществить себя. Мой жизненный девиз — "Вперед и выше"! И только так: если остановиться, упадешь. Поэтому работа актера над собой, над собственной личностью идет постоянно. Театр забирает человека целиком — это верно, но замыкаться в нем нельзя. Надо выходить, общаться с людьми, ходить по улицам. Это и есть пища для будущих ролей. Ищите настоящую жизнь, впитывайте ее! Наша публика — люди сегодняшние, и с ними нужно находиться на одной волне.
25 августа ведущий мастер сцены, актриса Наталья Остаченова отмечает свой юбилей! Уссурийский театр драмы имени В.Ф. Комиссаржевской поздравляет Наталью Вениаминовну с этим праздником и желает вдохновения, здоровья, долголетия, творческой молодости, новых интересных ролей и грома аплодисментов!