В середине августа 322 авиационному ремонтному заводу в Воздвиженке исполнилось 85 лет. За несколько десятилетий предприятие пережило несколько перемещений по краю, тяжелое военное время и непрерывную модернизацию производства. Процветание завода дважды омрачалось сокращением государственных заказов и угрозой полного развала. Свой юбилей предприятие отмечает с надеждой на светлое будущее. Каким был путь 322 АРЗ с момента образования — в обзоре ИА UssurMedia по материалам издания "Прогресс Приморья".
1930 — 1940 — первые авиаремонтные мастерские
Непростая военно-политическая обстановка стала решающим фактором в создании завода. Японские милитаристы в 30-х годах создавали военный плацдарм на Корейском полуострове вблизи Приморья. Это стало реальной угрозой восточным рубежам страны, поэтому Советскому Союзу необходимо было усиливать мощь региона.
Первые ремонтные мастерские появились в Хороле в 1936 году на базе авиабригады. Их созданием руководил военный инженер Иван Москаленко. Но с началом Великой Отечественной войны предприятию понадобились новые кадры, так как прибывающим в край машинам требовался ремонт. В Приморье направились 80 авиаспециалистов. Многие из них остались на предприятии и после окончания войны.
322 АРЗ отметил 85-летний юбилей. Фото: издание "Прогресс Приморья"
Осенью 1944 года мастерские передислоцировались в Воздвиженку, где стали уже полноценной авиаремонтной базой. Оборудование установили в максимально короткие сроки: в полном объеме самолеты ремонтировали уже через два месяца после "переезда". Работая в боевом темпе, работники встретили Великую Победу в мае 1945 года.
За вклад в разгром японских военных на Дальнем Востоке и в победу над фашизмом база получила благодарность от Верховного главнокомандующего в 1946 году.
1950 — 1960 годы — начало ремонта реактивных самолетов
В 1952 году предприятие стало называться 610-й военной авиабазой, и первым его начальником стал Лазарь Шапиро.
Помимо авиамашин с привычными поршневыми двигателями, в это время коллектив начал обслуживать реактивные самолеты. Подобные заказы требовали от базы существенной реорганизации. Соответственно, с расширением производства в Воздвиженке начали возводить новые рабочие помещения, жилые дома и социальные объекты.
С изменением профиля предприятия потребовалось переобучить сотрудников. Коллектив базы составляли в основном вольнонаемные рабочие. Поэтому ряды ремонтников пополнили авиамеханики срочной службы.
Первым значимым событием этого времени стал запуск первого отремонтированного истребителя МиГ-17 в 1953 году и сдача его заказчику. Однако постепенно база сокращала работы с подобной техникой в пользу более сложных машин — самолетов Су-7 и Су-9.
Уже к 1960 году база могла похвастаться достаточной оснащенностью оборудованием и кадрами: на предприятии трудилось более 20 бригад. Технологии стремительно обновлялись, но относительно молодой коллектив успешно ориентировался в часто меняющихся условиях труда.
С очередным преобразованием совпал приход в 1962 году нового главы предприятия — подполковника Михаила Нудельмана. В это же время появляются самолеты второго и третьего поколений, для ремонта которых мастера вновь повышали свою квалификацию.
Новшеством того времени стал ремонт боевого самолета МиГ-21, который впоследствии признали лучшим реактивным истребителем. Обслуживание этих машин для частей Дальнего Востока продолжилось при новом руководителе. Им стал полковник Фридрих Брудный в 1967 году.
1970 — 1980 годы — высокая культура производства
К 100-летию со дня рождения Владимира Ленина рабочий коллектив ожидали новые значимые награды. Более 60 человек получили юбилейные медали и государственные ордена, а заводу присвоили звание "Предприятие высокой культуры производства".
В 1974 году предприятие возглавил подполковник Геннадий Воронин. При новом руководителе база успевала ремонтировать по три-четыре самолета в месяц. В это время военно-воздушные силы постепенно прекратили использовать истребители МиГ-21.
За три года на заводе успели смениться два начальника. С 1978 по 1981 год предприятие возглавлял Геннадий Недашковский, а после него начальником назначили Анатолия Глущенко. Как утверждает издание "Прогресс Приморья", оба руководителя внесли немалый вклад в развитие завода.
322 АРЗ отметил 85-летний юбилей. Фото: издание "Прогресс Приморья"
Например, при Анатолии Глущенко достроили лучший на тот момент самолетный цех среди авиапредприятий всего Дальнего Востока. Кроме того, под его руководством благоустроили территорию завода, жилого городка и даже успели сдать 75-квартирный дом.
В конце 80-х должность начальника по очереди занимали еще два офицера — подполковник Виталий Ковалев и полковник Борис Голубев. При их непосредственном участии коллектив освоил ремонт самолетов Су-24М, МиГ-23 и Миг-27М. Кроме того, Борис Семенович особое внимание уделил улучшению жилищных условий коллектива: под его руководством в городке построили еще один многоквартирный дом.
90-е годы — первое сокращение гособоронзаказа
Завод, как и военно-воздушные силы страны, в 90-е переживали трудные времена. Несмотря на выпуск новой авиатехники, государство сократило количество оборонных заказов. Из-за этого завод перешел на двухдневную рабочую неделю. Людей вынужденно отправляли в отпуск, а руководство подолгу не выдавало зарплаты.
Несмотря на сложности, коллектив провел реконструкцию предприятия, расширив своими силами производственные площади и модернизировав собственное оборудование.
322 АРЗ отметил 85-летний юбилей. Фото: официальный сайт 322-го авиаремонтного завода
В середине 90-х завод осваивает ремонт бомбардировщика Су-24 и штурмовика Су-25. Тогда же был оптимизирован производственный цикл, и самолеты типа Су-24М могли отремонтировать всего за один месяц. В это время заводом руководил подполковник Шафранов.
Первый самолет Су-25 испытали в январе 1999 года. Параллельно коллективу приходилось вникать в технологию ремонта новой машины — фронтового истребителя Су-27. Непрерывно реконструировались производственные здания, вводилась в эксплуатацию новая котельная.
XXI век
К началу XXI века предприятие могло обслуживать 19 типов самолетов и вертолетов. В это время завод стал частью единой ремонтной сети ВВС России, войдя в состав дальневосточного авиаремонтного центра. В таком виде завод существовал до 2002 года.
В 2003 году гендиректором завода стал Василий Гапоненко, долго время прослуживший в системе ВВС.
Предприятие реорганизовали в связи с расформированием армии и, в частности, авиаремонта: в 2007 году оно стало акционерным обществом "322 Авиационный ремонтный завод". С таким наименованием завод существует по сей день, являясь частью Объединенной строительной корпорации.
Трудные времена вернулись на предприятие к концу 2010-х годов. В течение 2019 года сотрудники толпами писали заявления на увольнение, рабочая неделя вновь сократилась до двух дней. Причина такого краха — новое сокращение гособоронзаказа. Массовое сокращение штата даже стало поводом для прокурорской проверки.
322 АРЗ отметил 85-летний юбилей. Фото: пресс-служба ФППК
Надежда на светлое будущее завода вновь появилась в 2020 году. Тогда совместными силами губернатора Приморья Олега Кожемяко, руководства предприятия и профсоюза удалось добиться увеличения плана гособоронзаказа. Кроме того, 322 АРЗ вошел в перечень организаций, которым положена помощь Фонда поддержки промышленных предприятий. Летом 2020 года было принято решение о создании на базе завода авиационного сервисного центра по обслуживанию гражданской авиации.
Борьба за сохранение завода продолжается и сейчас. Празднуя 85-летний юбилей, предприятие все еще находится на переходной стадии. По мнению чиновников, период продлится около одного года.