Студия Tatarinov Design известна в Приморском крае. Основатель и руководитель компании — Олег Татаринов, один из первых выпускников нового для 90-х факультета дизайна, созданного преподавателями архитектурного факультета Дальневосточного технического университета. Через 5 лет после окончания вуза он открыл собственную компанию, но прежде не раз ему приходилось отвечать на вопросы: "На кого ты учишься? А что такое дизайн?". У Олега Татаринова нет до сих пор собственного портфолио, но его работы хорошо знают уссурийцы. Корр. ИА UssurMedia поговорил с дизайнером о его отношении к моде, творчеству и бизнесу.
— Олег, не удивлю, если задам первый вопрос: "Когда и почему вы решили заняться дизайном"?
— Отчасти случайно. Когда я заканчивал школу, было желание попробовать себя в роли юриста, но в 11 классе появилась информация, что в Дальневосточном технологическом институте (сейчас ВГУЭС — прим. ред.) появилась кафедра дизайна. Так как мне нравилось рисовать, то подумал: "Это интересно, почему бы не попробовать?" Тем более что возникали мысли стать автомобильным дизайнером. С родителями съездили в вуз, посмотрели, узнали подробности. Как раз за год до моего поступления прошел первый набор на факультет.
Обучение в ДВТИ на кафедре дизайна было платным, надо было искать средства, и я отправил в журнал "За рулем", который выписывал, рисунки с автомобилями. И мне даже прислали ответ, что работы достойные, но помочь в этом вопросе они не могут. Пришлось самому…
— Кафедра новая, профессия тоже… Вопросов не возникало у людей по поводу будущей профессии?
— Когда появился факультет дизайна, никто не знал, что это такое. Сейчас смешно звучит, но на выпускном в школе, когда я говорил, что буду поступать на факультет дизайна, вопрос у всех сразу возникал: "А что это такое?" И когда уже поступил, вопросы продолжились: "Ты где учишься? На дизайнера? Кто это?"
Сейчас дизайн постоянно на слуху, поэтому, когда рассказываю эту историю, никто не верит.
— Получили образование и стали по нему работать?
— Да, единственное, пришлось вернуться в Уссурийск, где работаю до сих пор.
— Помните свой первый проект?
— Первый проект сделал на третьем курсе. Это был индивидуальный жилой дом. Повезло, преподаватели были архитекторами и нам дали хорошие знания по архитектуре.
По интерьерам тоже была интересная история. Я на диплом вышел с ресторанно-игровым комплексом общественного обслуживания гостиницы "Уссурийск". В те годы там находились ресторан "Ранчо", казино. Защитил диплом, приехал в Уссурийск и через какое-то время встретился с управляющим директором Владимиром Кутузовым, от которого поступило предложение сделать проект кафе "Таверна Капитан Флинт". В то время объект здорово стрельнул. К сожалению, закрылся, но это нормально: за столько лет закрылись одни заведения, на их месте появились другие. К чему говорю: так получилось, что учебные проекты переработал в профессиональном плане — "Сытый боцман", "СВД", "Гараж".
Как и многие специалисты, я сапожник без сапог — до сих пор нет портфолио. Составлял список работ: только в Уссурийске более 30 реализованных проектов заведений общественного питания. Что-то закрылось, что-то работает, где-то полностью проект делали, где-то участвовали, консультировали.
— Вы не только дизайнер, но и руководитель дизайн-студии. Для того чтобы вести собственный бизнес, надо получить еще дополнительное образование?
— Наверное, надо, потому что, если не имеешь каких-то качеств, которые заложены уже, то интуитивно бизнес вести сложно.
Я закончил институт во время серьезного кризиса в 1998 году, и про дизайн не все знали. С заказчиком как обычно проходило общение? Во-первых, мало кто был готов платить за "картинку", как это тогда называлось.
Люди рассуждали так: "Открою журнал (тогда еще интернета не было), строителям ткну пальцем, а они мне так же сделают". Понимание работы дизайнера складывалось слабое, и из-за этого заказчиков было мало, приходилось, особенно в небольшом городе, таком как Уссурийск, за заказчика очень крепко держаться.
— Кстати, современные выпускники быстро себе работу находят? Или у нас не так много мест, куда им можно устроиться?
— Я думаю, если человек способный и у него есть желание этим заниматься, он в любом месте сможет трудоустроиться. Но всё равно востребованность нашей профессии от места, конечно, очень зависит.
Я всегда привожу пример: представьте, что вы открыли дизайнерскую студию, допустим, в деревне Кугуки… Не хочу обидеть жителей Кугуков, мне название просто нравится.... Наверное, будет очень тяжело найти там и работников, и заказчиков. Просто другой спрос и другие возможности у всех. Потому что дизайн — это всё-таки не то чтобы необходимый элемент, это элемент моды в первоначальном понимании. Сейчас дизайнеры решают много технических вопросов в сравнении с тем временем, когда мы начинали.
— А вы когда решили открыть собственное дело: сразу после выпуска из вуза или в ходе работы?
— Сразу после выпуска собралась небольшая группа единомышленников, человека три, и мы попытались открыть собственную студию. Заказчиков было очень мало и заказов, соответственно, тоже. Развить дело не получилось на тот момент, поэтому я устроился в строительную компанию "Артель" в декабре 1998 года. Меня сразу же взяли, как говорится, с руками и с ногами.
В институте на материаловедении мы изучали такие строительные материалы, как стекло, фанера, дерево, бетон, кирпич. А когда устроился на работу, в Приморском крае стал набирать популярность новый на тот момент материал — гипсокартон. И уже в 1999 году в конце января руководство отправило меня в командировку, набираться опыта, которым я до сих пор пользуюсь. Нас отправили в Краснодар у немцев учиться новым технологиям.
Очень полезный опыт, когда ты знаешь, что и из чего надо сделать. Мастера и дизайнеры — определенные классовые враги (шутка, конечно), потому что строителю чем проще сделать, тем ему удобнее. А тут на объект еще и юнец приезжает и что-то рисует. Мастер сразу вопрос ставит: "А как это сделать"? И ты можешь аргументированно объяснить: этот профиль выставить так, здесь применить такой подвес, здесь такая направляющая и т.д.
— Буквально на днях я прочитала результаты аналитической компании, которая провела опрос среди россиян на тему ремонтов. Выяснилось, что 80% жителей в этом году будут самостоятельно делать ремонт, без дизайнеров, без строителей. Видимо, в связи с последними событиями у людей не так много средств. Мне кажется, в Уссурийске всегда была такая ситуация.
— Да. Пока еще были открыты основные направления, например, работа с Китаем, автомобильный бизнес, доходы жителей держались на уровне. Заказы всегда поступали: когда-то больше, когда-то меньше. Платёжеспособность можно сравнить, взяв стоимость дизайна за квадратный метр в Уссурийске, во Владивостоке, в Москве и в деревне Кугуки. Разница существенная.
— А к вам не обращаются те же москвичи, зная, что здесь, в Уссурийске, будет дешевле заказать дизайн?
— А вот смотрите, здесь какой нюанс. Дизайн — это элемент моды. Представим, владелец шикарного особняка или квартиры в Москве заказал классный дизайн в провинции. К нему приходит знакомый и спрашивает:
— О, а где ты дизайн заказывал?
— В Уссурийске.
— А где это вообще?
Или, когда на этот же вопрос отвечают: "А я заказал у итальянского дизайнера", — сразу интерьер будет по-другому восприниматься. Это немаловажный момент, кстати.
— Но вы же в Приморском крае популярны, известны.
— Всегда хочется большего и мы работаем над этим.
— Кстати, ваши основные заказчики — это бизнес или частные лица?
— Не могу сказать, что как-то статистически можно выделить. И квартиры, и общественный интерьер, и архитектура, и ландшафтное проектирование. Примерно всё одинаково.
— А что приносит больший доход?
— Чаще интерьеры.
— Вот вы в интервью сказали, что борьба за клиентов осталась.
— Здоровая конкуренция — это всегда хорошо. Дополнительный стимул для развития. Чем больше потенциальных заказчиков, тем больше возможность выбирать интересные проекты. Бывают ситуации, когда заказчику тоже надо обозначить условия.
— То есть клиент не всегда прав?
— Заказчик прав. Он в праве решать и выбирать. Дизайнер обязан, используя свои знания и опыт, донести заказчику правильное и актуальное решение. И здесь очень важный момент, на сколько верно заказчик выбрал дизайнера. Может он ему довериться? Есть случаи, когда нужно отказаться от заказа.
— А вы больше себя ощущаете бизнесменом или творческим человеком?
— Творческим больше. Пока бизнесменом не получается.
— Это не мешает ведению бизнеса?
— Это разные направления, поэтому мешает. Занимаясь творческими вопросами, ты упускаешь вопросы, связанные с бизнесом, где-то времени не хватает.
Студия Tatarinov Design. Фото: ИА UssurMedia
— Студия Tatarinov Design сразу стала носить ваше имя или в ходе работы название возникло?
— Я вообще очень скромный человек, на тот момент коллектив вот так предложил, когда планировали сделать бренд. Я, кстати, помню кто — Лена Мельникова. Мы знакомы с ней с самого истока основания студии.
— Сколько лет вашей студии?
— В том году исполнилось уже 16 лет. В "Артели" проработал 5 лет, начал заниматься самостоятельной деятельностью, организовал свою студию. Интересная история вышла. В первый год основания у меня работал один человек. Во второй год — два человека. В третий — три. И до 10 лет такая тенденция сохранялась: на 10-летие компании в ней работали 10 человек. А затем сразу три сотрудницы решили переехать, кто в Питер, кто в Москву. Я всегда "за", но жаль, конечно, расставаться со специалистами, которые выросли до определенного уровня. И тут звонят сразу три человека с желанием устроиться на работу.
Студия Tatarinov Design. Фото: ИА UssurMedia
— С каждым годом в Уссурийске конкуренция растет или, наоборот, становится меньше?
— Растет число специалистов, но я бы не сказал, что конкуренция сильно ощущается. Наверное, только в теории, потому что рынок разрастается, а потому есть и востребованность в специалистах.
— Как сказалась пандемия в прошедшем году?
— Год прошел нормально, я сам удивился. Думал, что будет чувствоваться, но нет. Видимо, люди стали меньше работать и начали заниматься собой, количество заказов увеличилось.
— Что вы не любите в своей работе?
— Наверное, какого-то непонимания. Интересно работать, когда находишься на одной волне с заказчиком или найти эту волну. Потому что мы всегда готовы обсуждать и двигаться к результату.
— Так можно один и тот же проект предложить нескольким людям.
— Нельзя. К примеру, человек нашел интересующий проект дома, но не хочет покупать его на сайте, считая, что дешевле будет переоформить у дизайнера. В процессе работы возникают нюансы: элементарно, дом приходится развернуть из-за конфигурации участка, тогда окна детской станут выходить не на юг, а на север, меняешь расположение комнат, затем выясняется, что какого-то помещения в проекте нет. В итоге дизайнер создал абсолютно новый дом.
Возможно, кто-то и предлагает один и тот же проект как новый. Для меня это неприемлемо.
— Неэтично?
— Да. Можно открыто продавать, как продаются каталоги проектов, а выдавать его за индивидуальный дизайн нельзя.
— А были такие проекты, которые вас удивили? Ну, допустим, как в доме Волочковой все в золоте…
— Сразу не могу вспомнить. Скорее всего, я уже привык и не замечаю экстра-неординарного. Часто на стадии проектирования ограничения вызваны бюджетом заказчика. Приходится отказываться от некоторых моментов.
— На жителей Уссурийска влияет близкое присутствие Азии?
— Наверное, нет. Сейчас мода быстро меняется. Мы немного отстаем от центра России, несмотря на интернет и быстроту распространения информации. Но уже представления о том, что сейчас актуально, динамичнее идут.
— А что сейчас актуально?
— Я веду курсы практического дизайна. Мне там задают вопрос: "Мы будем стили проходить?" Я говорю, нет, стили мы не будем изучать. Почему? Потому что классические архитектурные стили, которые потом отражались в интерьерах, создавались и держались столетиями. Сейчас мода меняется очень быстро. Вы заходите в интернет, смотрите элементы какого-то стиля — можете смешивать. Насколько грамотно вы их смиксуете, покажет ваш профессионализм — знание композиции, цветоведения, материалов и понимание стилевых направлений.
— Сейчас вы руководите студией, ведете дизайнерские курсы. Что у вас еще в планах?
— Пока секрет.
— Возможно, интервью прочитает абитуриент или студент дизайнерского факультета и у него возникнет вопрос: в этой профессии можно хорошо зарабатывать?
— Конечно, можно. Есть много примеров успешных дизайнеров. Я все-таки думаю, нужно вовремя перейти в коммерческое направление управления этим бизнесом, т.е. параллельно заниматься бизнесом и творчеством сложно.
Кстати, вопрос: хорошо это или плохо? Надо ли, зарабатывая на дизайне, быть дизайнером? Не обязательно. Когда ты не владеешь творческими знаниями — не будешь вмешиваться в творческий процесс. А бизнесмен, как управленец, подбирает себе команду специалистов, которые будут выполнять поставленные задачи.
— Если вернуться в те 90-е, когда вы поступали в институт, вы бы вернулись в это профессию?
— Да. Интересно на самом деле заниматься дизайном. Конечно, есть такой момент, что любая работа может превратиться в рутину. В этой профессии очень редко когда ты делаешь одно и тоже. Каждый объект индивидуален, и если подходить к нему правильно, то, я думаю, он будет интереснее и перспективнее.