Любой экспонат, находящийся в музее Уссурийска, может о многом рассказать. Но судьба некоторых остается неизвестной, т.к. его случайно нашли, кто-либо кому-то передарил. Теряется легенда и от этого предмет ни за кем не закрепляется, но сохраняется значимость экспоната. О таком музей и расскажет.
"Харлей-Дэвидсон" 1942 г. США
"Харлей-Дэвидсон" 1942 года выпуска модели WLA — это первый мотоцикл, который создавался специально для армии США. В рамках программы помощи союзникам больше трети всего тиража, 26 тысяч штук, получил Советский Союз. Поставлялся в СССР во время Великой Отечественной войны по Ленд-Лизу. Здесь мотоцикл с 23-сильным двигателем несколько модернизировали для нужд Советской армии.
Мотоцикл был предназначен для использования в военное время. Поэтому появились скрытые элементы освещения, ящик для боеприпасов и еще некоторые нюансы. Ручной тормоз, опережение зажигания, фиксация газа. То есть, остается свободной правая рука, и боец мог выхватить ружье, пистолет, штык-нож.
Даритель — Николай Теслин — модернизировал машину, изменив посадку, переставил фару, а главное, ухаживал, лелеял и берег. Вытачивал детали не хуже заводских, которые не отличались от оригинала. До 2000 года мотоцикл был незаменим в хозяйстве, но жена все-таки уговорила купить новое транспортное средство, а легенда "Харлей" был передан в городской музей, где в настоящее время и находится. Не найдете того, кто бы остался равнодушен к нему, т.к. любой посетитель обязательно сфотографируется рядом.
Винтовка. Фото: предоставлено городским музеем
Снайперская винтовка Мосина
Небольшая улица Ивасика в городе названа в честь одного из лучших снайперов Красной Армии в годы Великой Отечественной войны — Михаила Адамовича Ивасика, нашего земляка. Его боевой счет — 324 уничтоженных солдата и офицера противника. На дошедших до нас фотографиях М. А. Ивасик изображён с винтовкой Мосина, снайперский вариант которой широко применялся в советской армии. Один боец вооружённый такой винтовкой стоил целого взвода пехоты, особенно в позиционных боях.
Шлем. Фото: предоставлено городским музеем
Шлем летчика
Изготовлен из черной кожи, внутри овчина, окрашенная в коричневый цвет, по бокам резиновые вставки для наушников, сверху ремешок для регулировки размера, с левой стороны крючок для фиксации ремня, для дополнительной фиксации на подбородке пришита киперная лента черного цвета. Он в музее в единичном экземпляре, чем сотрудники очень дорожат.
Зажигалка. Фото: предоставлено городским музеем
Зажигалка
Зажигалка изготовлена из пустой оболочки боеприпаса в годы войны во фронтовых условиях. Надежная, оригинальная, выручала всегда любителей огонька. Простой и даже обычный предмет для современного человека, но для фронтовика имеет совершенно иную ценность. Папироска в годы войны — роскошь, крутили "самокрутки". Огонь извлекали из зажигалки, она позволяла прикуривать даже во время ветра и не гасла.
Использовалась до конца середины 20 века. Зажигалка заправлялась бензином.
Пилотка. Фото: предоставлено городским музеем
Пилотка
Принадлежала ветерану ВОВ Сколдину Б., передала в дар дочь Баранова О.Б.
Шилась из чёрного сукна или другого соответствующего цвета и состояла из колпака и прилегавших к нему двух бортиков.
В русской армии головной убор типа пилотки, называвшийся тогда мягкой складной шапкой, впервые был введён в 1913 году в авиационных и воздухоплавательных частях. Отсюда, скорее всего, и его русское название: пилот — пилотка. После окончания войны пилотки в Красной армии продолжали донашивать, по мере износа избавляясь от них. Их "возрождение" произошло в 1934—1935 гг. В конце 1935 года приказом НКО СССР № 176 вводится новая форма одежды для личного состава всех родов войск РККА. Теперь пилотка полагается всему командно-начальствующему и рядовому составу для комбинированной носки со стальным шлемом и для работы в поле.
Уссурийский музей показал интересные экспонаты из своего архива