На городском кладбище эти могилы выделяются своей помпезностью: двухметровые гранитные фигуры, залитая бетоном площадка, а в некоторых — под землей склеп. Красиво, что не подкопаешься, в буквальном смысле. Почему и когда в Уссурийске цыгане так стали оформлять могилы своих умерших родственников, разбирался корр. ИА UssurMedia.
Похороны цыган обрастают настоящими легендами. Не исключение и Уссурийск. Однако выяснить нюансы похоронного дела оказалось не так просто:
"К нам никогда не обращались цыгане. Наверное, они работают с крупными "ритуалками", — комментирует сотрудница небольшого ритуального агентства.
"Что вы, что вы", — в ответ на вопрос машет руками руководитель одной из крупных ритуальных компаний города, давно работающей в этой сфере, — "Мы не организуем похороны цыган. Не потому, что не хотим, а потому что они к нам не обращаются, у них свои бригады людей, которые занимаются этим. Они знают обычаи и традиции и сами проводят ритуалы".
Могилы цыганских баронов — это практически произведения искусства, а материальный достаток выставляется напоказ настолько, насколько это возможно. Все должны знать, что здесь покоится не простой человек.
"В 90-ее я был ребенком, но любопытным не по годам. Моя бабушка периодически меня брала с собой на кладбище. Именно тогда я увидел могилы, сильно отличающиеся от, скажем так, среднестатистических. Привлек внимание размер, а также то, что постамент и все вокруг было залито бетоном. Причину этому объяснили сотрудники кладбища. Выяснились подробности, которые помню до сих пор", — рассказал один из известных уссурийских журналистов.
Оказывается, в конце 80-х, начале 90-ее, которые вошли в историю, как лихие, некрасивые дела происходили не только среди живых, но и на кладбище. Из-за задержек зарплаты, откровенной нищеты и безработицы местные жители узнали, что цыгане хоронят своих сородичей "при богатстве": кладут с умершим его любимые вещи. Только ювелирными украшениями дело не обходится, вместе с гробом закапывают одежду, бытовую технику и даже автомобили.
На городском кладбище начался откровенный вандализм. По утру родственники покойника находили разрытые могилы и опустошенные гробы. Граждане не чурались грязной работенки, снимая с покойников золотые цепочки с кольцами.
Это подтверждают и сотрудники милиции, которым приходилось иметь дело с такими видами преступлений в Уссурийске. По рассказам одного из бывших следователей, однажды на могиле цыгана были задержаны пьяные граждане. Разрыв могилу, они увидели ящики элитного "заграничного" алкоголя, который был в дефиците в местных магазинах. Злоумышленники решили продегустировать алкоголь, да так и заснули, не в силах покинуть кладбище.
Бороться с этим явлением цыганские диаспоры решили действенным методом: закатывать всю территорию в бетон. Первые такие могилы датируются 1986 годом. Тогда они вызывали культурный шок небогатых уссурийцев, а потом к ним привыкли.
Могилы на Уссурийском кладбище. Фото: ИА UssurMedia
Найти на городском погосте можно и скульптуры в полный рост, и бюсты, и даже склепы. Некоторые ухожены, видно, что родственники следят за состоянием памятников, некоторые уже заброшены. Скорее всего, цыганские семьи переехали на другое место. Но несмотря на то, что на кладбище больше не происходит актов вандализма, цыгане продолжают устанавливать своим родственникам шикарные памятники.
Мастера-резчики и художники по мрамору и граниту, пожалуй, единственные, кто тесно общается с цыганскими диаспорами. "Похороны традиционно проходят с пышностью и помпезностью.
Хоронят со всем нажитым, даже был такой слух, что одного цыгана с любимой машиной хоронили, женщину — со шкафом вещей. Но сейчас, я замечаю, похороны не такие шикарные. В отличии от памятников.
Их заказывают 2-хметровыми, чтобы человек стоял в полный рост, и изобилие было — фрукты в руках, ягоды на тарелках, вазы, ликеры рядом стояли, птицы летали", — делится один из мастеров по изготовлению памятников.
До сих пор цыгане заливают бетоном землю, украшают розами и ангелочками.
Могилы на Уссурийском кладбище. Фото: ИА UssurMedia
"Заказывать памятник и принимать работу они проходят целыми семьями, с родственниками и друзьями. Женщины очень эмоциональные, мужчины более сдержаны. Только однажды ко мне приходила приятная молодая женщина, у которой умер муж. Она самостоятельно все выбирала, без родственников. Тогда, помню, я помучилась: фигуру нужно было изобразить в кожаном плаще, на фоне вырезать горы.
Мой коллега делал двусторонний памятник цыганскому барону. На лицевой стороне — он сидит в кресле, сбоку стоит столик с яствами. На другой стороне памятника — черный и белый конь на фоне природы. Очень красивый памятник. За ним, кстати, ухаживают родственники, когда я посещаю кладбище, обращаю внимание на него.
Заметила, что цыгане хорошо относятся к художнику, рисующего портрет умершего родственника, не повышают голос. Если что-то хотят изменить, то могут подойти и тихо попросить", — добавляет художник.
Могилы на Уссурийском кладбище. Фото: ИА UssurMedia
После похорон цыганские семьи на могиле покойного устанавливают большие беседки, в которых ежегодно проводят поминальные трапезы, собирая большое число людей. Другие, напротив, предпочитают обходиться без поминок. Православные цыгане справляют 9 и 40 дней.
Причем, согласно обычаям, женщины не моются все 40 дней после смерти родственника. Больше всего это ощущают сотрудники кафе и ресторанов, где проходят поминки.
"На столы заказывают все, что есть в меню, не скупясь.
Много пьют и курят. Поминки проходят шумно, иногда другие посетители думают, что в соседнем зале не поминки, а чья-то свадьба или день рождения.
После их ухода мы открываем все окна, проветривать помещение приходится несколько дней", — говорит официантка кафе Уссурийска.