Лицо в супе, шерстяные нити во рту, куклы в роли детей, безумные пляски, инсульт со всеми вытекающими — все смешалось на подмостках театра драмы имени В.Ф. Комиссаржевской. Так выглядит иной взгляд на семейную трагедию Карениных, которым поделился режиссер из Санкт-Петербурга Роман Габриа. Корр. ИА UssurMedia одним из первых ознакомился с необычным перфомансом.
Спектакль по мотивам известного произведения (именно по мотивам, в основу постановки легла пьеса Василия Сигарева "Каренин") подготовлен в рамках Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке, при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Работа колоссальная и из ряда вон. Для этого в Уссурийске высадился десант профессионалов. Режиссер-новатор Роман Габриа, художник-постановщик кино и ТВ Павла Петрушова, режиссер по пластике Николай Куглянт, художник по свету Дмитрий Албул — команда из Санкт-Петербурга, и композитор из Благовещенска Владислав Крылов сделали нечто поистине выдающееся.
Каренин. Фото: Наталья Белошенко
Новый "Каренин" — это настоящий экспериментальный театр, которого доселе в Уссурийске не было. Перфоманс можно сравнить с локомотивом, подкравшимся незаметно, который оглушил, смял и волок до самой кульминации представления. Впрочем, вполне символично, учитывая всем известный диалог Анны Карениной с железнодорожным транспортом. Только здесь, как в Зазеркалье, точка зрения от обратного. За основу взята трагедия, развернувшаяся в жизни Алексея Каренина, мужа вышеозначенной гражданки. И гражданка представлена не в самом лучшем свете.
Каренин. Фото: Наталья Белошенко
Зрителю покажут циничную, взбалмошную особу, которая как пресловутый локомотив, прошлась по жизням двух Алексеев — непосредственно мужа, Алексея Каренина, и офицера Алексея Вронского. Оба мужчины представлены в роли жертв, вызывающих жалость на каждом этапе представления. Что муж, которого супружеская жизнь истрепала от стадии уверенного в себе чиновника до состояния подволакивающего ножку старика-алкоголика, щеголяющего по сцене в трусах и шляпе и пережившего инсульт на глазах у публики.
Каренин. Фото: Наталья Белошенко
Что бравый офицер с характерным заиканием, мямлящий "л-л-люблю" в ответ на приказы Анны повторять это по сто раз на дню.
Каренин. Фото: Наталья Белошенко
Локомотив по имени Анна прошелся и по ее же детям. В постановке мы не увидим сына Сережу в живом, человеческом эквиваленте. Но он немым укором будет наблюдать за всем происходящим с портрета на стене и звучать звонким голосом воспитанника театральной студии "Маска" Семена Чернышова. В записи. Настоящим, живым детям нечего делать на вакханалии, в которую могут превратить свою жизнь взрослые люди. Вместо детей няньки и тетушки будут укачивать кукол. А имени своей дочери Анна не произнесет ни разу, называя ее "девочка".
Даже на смертном одре после рождения дочурки, Анна не изменяет своим позициям, властным тоном приказывая Вронскому принести ей воды и доставить мужа, дабы очистить совесть от греха. Ведь раскаявшись и умирать легче. А реабилитировавшись после хвори, снова пускается во все тяжкие, став морфийной наркоманкой, употребляя на глазах у публики. Впрочем, недолго. Поезда, оборвавшего жизнь Анны Карениной здесь не будет. Но будут железнодорожные пути, по которым она прокатится кубарем медленно и печально, что как бы олицетворяет фразу "покатилась по наклонной".
Каренин. Фото: Наталья Белошенко
Впрочем, вся постановка — это смесь аллегорий, символизма, густо приправленных гиперболой и гротеском. Например, взбалмошность Анны передана через ее манеру есть суп. Женщина жадно хватает его ложкой, брызгая в разные стороны, хлюпая, допивая остатки через край и отираясь рукавом. На новость о предательстве муж реагирует, поливая себе лицо похлебкой. Тонкая красная нить, некогда связывающая супругов — буквально шерстяная нить, которую они держат зубами. Офицерские скачки — дикие пляски. И в самые острые моменты на заднем плане чадит труба паровоза.
Каренин. Фото: Наталья Белошенко
Визуализация на грани дозволенного и символизм каждого предмета, который на сцене неспроста, позволит зрителю истолковывать происходящее сугубо индивидуально и испытать свою, уникальную гамму чувств. Но уж точно никого не оставит равнодушным.
Премьера спектакля состоится12 и 13 декабря в 18.00, 17 декабря в 19.00 и 18 декабря в 18.30.
Евгения Микушина